ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ - "Господин Никто", "Родина", "В Октябре" & "Форма Бытия"


(c) ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 2019
(p) Truefanatics, 2019
15 tks./T.t. 57:42
(c) ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 2019
(p) Выргород, 2019
16(+2) tks./T.t. 55:17(+9.50)
(c) ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 2020
(p) Выргород, 2020
10 tks./T.t. 46:02
(c) ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 2021
(p) Выргород, 2021
10 tks./T.t. 44:07


Николай Вдовиченко - очень интересный, во многом уникальный автор. Он работал в группе АДАПТАЦИЯ и проекте БИЩАРА БАЛДАР, но оставался в тени лидера обоих коллективов Ермена Анти. О группе ВЫХОДА НЕТ, в которой Николай также играл, сказать ничего не могу, так как не знаю ее совсем, а информации в Интернете практически нет. Но наиболее полно Николай Вдовиченко проявил себя в основанных им коллективах - группе ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ и проекте THE Q.

ЗФ Николай Вдовиченко создал в Актюбинске в 1994 году. В 2007-м сменил место жительства и переехал в Санкт-Петербург.

В 2003 году, рецензируя акустический концертный альбом Николая Вдовиченко "Над Пропастью во Ржи", я ассоциировал его лирического героя с юным Холденом Колфилдом. По прослушивании четырех альбомов ЗФ ощущение изменилось. Если перед нами герой романа Дэвида Джерома Сэлинджера, то повзрослевший, перешагнувший порок сорока. В рассматриваемые релизы включены песни, ранее входившие в упомянутый сольник Николая Вдовиченко, а также в альбомы ЗФ "Весна в Гонконге" (2007), "Петербургское Танго" (2012) и "Слово" (2018), но переосмысленные и переработанные; кроме того, в некоторых из них были изменены тексты.

Характерная черта творчества Николая Вдовиченко - литературоцентризм. Судите сами: его дебютный сольный акустический концертный альбом назывался "Над Пропастью во Ржи". Название ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ намекает на заглавие еще одного известного романа. Многие песни обращены к отечественной и мировой литературе и философии.

Есть своя характеристика и у ЗФ: судя по выходным данным альбомов, у группы нет постоянного состава и постоянной студии. Впрочем, такая нестабильность только в плюс: прилив свежих сил всегда на пользу. Именно такое ощущение возникло у меня по прослушивании четырех представляемых работ ЗФ.

Стилистика группы простирается от бард- и готик- до арт- и фолк-рока, иногда с вторжением на поле панка, временами - с погружением в блюзовую стихию. Но в итоге она определяется количеством музыкантов, участвующих в записи.

Над альбомом "Господин Никто" трудились: Николай Вдовиченко - гитара, вокал; Надежда Юхий - вокал; Олег Горбенко (АДАПТАЦИЯ) - гитара; Николай Голубев - гитара; Евгения Васильева - скрипка; Кирилл Комаров - скрипка; Михаил Цынкаловский - клавишные; Роман Богданов - варган; Вадим Сулаев - варган; Василий Соколов - бас; Илья Ивахнов - барабаны; Николай Домнюк - запись барабанов; Андрей Табаков - запись, сведение, мастеринг.

Концепция альбома метафорически раскрыта на рисунке питерского художника, дизайнера и поэта Андрея "Ares Colossus" Чиникина, украшающем обложку. Провода превращаются в логотип ЗФ, а неуютный пейзаж ночного Петербурга оттеняет зловещий образ человека без лица.

Главную мысль можно передать, не обращаясь к помощи слов. Таков смысл песни "Электричество", закольцовывающей альбом: в начале помещена ее инструментальная версия, в конце - вокально-инструментальная. "Так Говорил Заратустра" - всего лишь воспроизведение названия одной из основных литературно-философских работ Фридриха Ницше. В уста великого пророка Николай Вдовиченко вкладывает иные слова и иной смысл: "Бьют по левой щеке - отвечай по обеим", "Все, что отдал, то навеки твое", "Стань собой, стань тем, кто ты есть"... Прекрасная пища для размышлений! В первом куплете угадывается цитата из кинчевского супер-мега-хита "Красное на Черном". "Вечное Возвращение" отсылает к учению величайшего представителя "философии жизни". Ницшеанский тезис получил поэтическую интерпретацию ("Смерть и снова рождение. Взлет и снова падение. Это вечное возвращение. Это вечное повторение"). Мысли немецкого философа сталкиваются с библейскими цитатами. "Тени" посвящены проблеме взаимоотношений между влюбленными. А кто такой черный ангел из одноименной песни? Мне кажется, название отсылает к ангелам-чернорабочим из баллады Александра Башлачева "На Жизнь Поэтов". Конфликт между творческим человеком и не понимающей его толпой - неисчерпаемая тема. К слову, внимательный слушатель без труда найдет также аллюзию на еще одного башлачевского персонажа - Ванюшу. В песне "На Николиной Горе" Николай Вдовиченко задается вопросом: способен ли бог услышать обращенные к нему молитвы? Версия, представленная в основной части альбома, наиболее драматична. Без вынесенной в бонус акапелльно-хоровой можно было и обойтись. В альбом "Родина" вошла еще одна, с альтернативной аранжировкой. В песне "Это Не Я" автор размышляет о переменах, переоценке ценностей, происходящей внутри каждого человека. "Господин Никто" - песня об обезличивании индивида, потере им собственного "я". В бонус вошла гитарная версия заглавного номера, более драйвовая и адекватная по настроению. "Приходящие Перед Рассветом" - кратковременное погружение в мистику. Можно предположить, что Вдовиченко имел в виду представителей иных цивилизаций. "Песня Мертвых", вероятно, восходит к рассуждениям Юрия Мамлеева, с одной стороны, о конечности физического существования, с другой - о духовном бессмертии, разбросанным по различным статьям и интервью писателя - основоположника метафизического реализма.

"Виртуальный Мир" исчерпывающе отражает нелюбовь автора к новейшим информационным технологиям и Интернету. В бонус к альбому вошли дабовая и рейвовая версии песни. Основная будет включена в альбом "Форма Бытия".

Справедливости ради следует отметить, что в выходных данных к альбому в качестве источников вдохновения, наряду с Ницше и Мамлеевым, указаны Кафка, Кортасар и Борхес, а также Хольгер Шукай и Роберт Фрипп.

В записи альбома "Родина" участвовали: Николай Вдовиченко - вокал; Надежда Юхий - вокал; Алексей Слайвер - гитара, барабаны, вокал, запись, сведение; Александр Григорьев - вокал; Даниил Редаков - вокал; Михаил Цынкаловский - клавишные, вокал; Алексей Прилуцкий - труба; Фома Егорыч - баян, вокал; Сергей Буренков - бас; Станислав Потапов - барабаны; Сергей Жеванов - запись; Дмитрий Прокопьев - запись; Никита Чмиль - запись.

Позволю себе сделать пространное лирическое отступление и поделиться мыслями. Хотя понимаю, что есть риск спровоцировать агрессию некоторых читателей или даже навлечь на себя шквал камней.

В советских школах и вузах на политинформациях, комсомольских и партийных собраниях, в докладах генсеков слово "родина" обычно отождествлялось с государством и властью. Поэтому разговоры о любви к родине в данном ключе вызывали у меня ироническую улыбку. В то же время я называл (-ю) родиной те места, которые любил и люблю посещать, где мне приятно находиться, где живут дорогие мне люди, а также культурную среду, в которой я рос и воспитывался. Уже 30 лет как нет СССР. Но Россию, Беларусь и Украину, где мне в разное время довелось пожить, до сих пор мне крайне сложно воспринимать как отдельные государства. Для меня это родина, разделенная на три части государственными границами. Но единство трех славянских стран я рассматриваю не как политическое образование, а как культурно-информационное, шире духовное пространство.

Вероятно, для Николая Вдовиченко, родившегося в 1974 году, родина - это и казахстанский Актюбинск, и российский Петербург, и другие любимые города, и связанная с ними культурная среда.

Но есть и иное, метафизическое понимание родины, не поддающееся рациональному осмыслению и вербальному объяснению. Снова-таки на память приходят интервью Юрия Мамлеева.

На картине Александра Болквадзе, помещенной на обложке, изображена мультяшная родина, вероятно, та, которую хотел видеть лидер ЗФ. Альбом условно разделен на две стороны - "темную" и "светлую".

"Не Светит Солнце" и "Солнце" - одна и та же песня в разных исполнениях, но сохранившая смысловой посыл. Первая версия - хоровая без сопровождения, вторая - в инструментально богатой аранжировке. Главное - рано или поздно солнце неизбежно взойдет. Песня "Продано" брызжет ненавистью к капитализму со звериным лицом. "Родина" - монолог человека, любящего свою страну такой, какая она есть. Мне кажется, "Ветер" было бы правильнее поместить на "светлую" сторону альбома. Ибо в данном случае ветер символизирует перемены и возрождение, как и третья мировая весна из одноименной песни. "Поле" - баллада, проникнутая философским смыслом. Родина, отправляющая молодых людей на войну, совершает по отношению к ним предательство. В текст органично вписываются цитаты из песен "Русское Поле" Яна Френкеля/Инны Гофф и "С Чего Начинается Родина" из телесериала "Щит и меч" Вениамина Баснера/Михаила Матусовского.

"Я Не Знаю Молитв" и "Молитва" составляют дилогию, смыслообразующую роль в которой играет фраза из "Посошка" Александра Башлачева. Герой первой части - поэт-рок-н-ролльщик, замаливающий грехи песнями. Вторая - молитва Николая Вдовиченко, придуманная им самим. Автор не знает наизусть "Отче наш...", но молится, как умеет, по-моему, очень искренне.

"Светлая" сторона альбома тематически несколько эклектична.

"Красна Девица" - современная русская народная песня о любви, смерти и странном перевоплощении. Главному герою не позавидуешь. Если это только не история, высосанная из пальца. "Мои Времена" - философские размышления о времени и о себе. В начале и конце песни метроном зловеще отсчитывает секунды жизни лирического героя. Реггейный номер "Вавилон" - песня о том, что Вавилон находится внутри каждого из нас. "Радуга" наполнена чувством радости и оптимизма.

В песнях "Ясное Солнышко" и "Ходоки", посвященных расейским реалиям, Николай Вдовиченко выступает как злой сатирик. Первая стилизована под величальную, вторая - под русские частушки.

Цифровая версия альбома дополнена двумя треками. Первый - "Ясное Солнышко" в сопровождении гуслей. В каждом куплете анонимный гусляр чуть-чуть путается в гармонии. Кавер на песню Александра Башлачева "Время Колокольчиков" вызывает противоречивые чувства. Музыканты ЗАПАДНОГО ФРОНТА обогатили гармонию, добавив несколько аккордов, невольно став, таким образом, соавторами СашБаша, а в финале изобразили колокольный звон. А вот вокал меня, честно говоря, не впечатлил. В оригинале есть мелодия, пусть простая и примитивная. Николай же Вдовиченко больше декламирует, чем поет.

Акустический альбом "В Октябре" записывался в составе: Николай Вдовиченко - гитара, вокал; Владимир Стрелов - гитара; Иван Бросалин - клавишные; Евгения Васильева - скрипка; Олег Прилуцкий - труба; Сергей Буренков - бас; Станислав Родин - виброфон, перкуссия; Ярослав Смолин - запись, сведение; Андрей Табаков - запись, сведение; Сергей Жеванов - запись вокала.

Однажды Вдовиченко заметил, что у него есть много песен, связанных с временами года. Так родился осенний альбом. Андрей Чиникин проиллюстрировал его красно-зеленым кленовым букетом, слегка стилизованным под китайские акварели.

С одной стороны, альбом крепко спаян. Вошедшие в него песни, во-первых, объединены осенним настроением, во-вторых, если воспользоваться терминологией Юрия Лотмана и Владимира Топорова, представляют собой набор петербургских текстов. В данном случае под петербургским текстом понимается совокупность образов, мотивов и сюжетов, которые формируют портрет Петербурга, маркированный топономическими, топографическими, биографическими и историческими знаками. С другой стороны, "В Октябре" - это в какой-то степени продолжение "Родины": если песни, входившие в "Родину", отражают настроение молодого человека, герой "В Октябре" более зрелый, которому далеко за 40.

Открывает альбом зарисовка "У Пяти Углов". Локация, давшая название песне, наделяется для автора (и героя) неким сакральным смыслом. Мне больше по душе акустическая версия, в отличие от электрической, входившей в альбом "Слово". А от клавесина, сымитированного синтезатором, просто дух захватывает. "В Октябре" - развернутая метафора приближающейся старости, взгляд на жизнь с высоты прожитых лет. "Дом у Вечного Огня" - кратковременное погружение в детство. Вероятно, с домом, о котором идет речь в песне, у Николая Вдовиченко связаны самые теплые воспоминания. "Не Зря" возвращает слушателя в осенний Петербург. Автор приглашает в дождливый день прогуляться по Адмиралтейской набережной и Марсову полю, а в последнем куплете упоминает Достоевского и Раскольникова. "Нас Осень Встречает" - размышления о жизни: с одной стороны, мы все неизбежно постареем, с другой, и в старости можно находить радости в жизни. В песнях "Дождь" и "Черно-Белая Осень", как в романтической поэзии (и искусстве в целом), природная стихия связывается с душевным состоянием человека. В последней песне содержится отсылка к роману братьев Стругацких "Трудно быть богом" и высказывается мысль, что гораздо труднее быть человеком. Можно подписаться под каждым авторским словом. Герой песни "Угли" отправляется в путь, превращается в Данко из горьковского рассказа "Старуха Изергиль" и отдает людям свет и тепло. Блюз "Скоро Зима" был написан Николаем Вдовиченко еще в Актюбинске. Песня существует в трех студийных версиях, из двух последних, включенных в альбомы "Петербургское Танго" и "В Октябре", изъят четвертый куплет. Оно и понятно: начало зимы ассоциируется у автора с наступлением смерти.

Из альбома выпадает почти 11-минутная готическая композиция "Всадник без Головы". Главный персонаж приключенческого романа Майн Рида помещается в питерские реалии и не то философствует, не то медитирует. В музыкальную ткань вплетается плеск Невы.

Над альбомом "Форма Бытия" работали: Николай Вдовиченко - вокал; Александр Трифонов - тенор-саксофон; Сергей Буренков - бас; Алексей Слайвер - гитары, бас, барабаны, talkbox, вокал, запись, сведение.

Андрей Чиникин задал слушателю неразрешимую загадку, изобразив на обложке электрокардиограмму. Но перейдем к трекам.

Оригинальная версия "Виртуального Мира" звучит еще более саркастически. Если в даб- и рейв-версиях слышалась нелюбовь Николая Вдовиченко к гаджетам, девайсам и Всемирной паутине, то здесь остро ощущается нескрываемая ненависть. "Подземный Ход" - песня-манифестация от лица представителей андеграунда. Целиком и полностью разделяю отношение автора к молодежной проправительственной организации "Идущие вместе". "Весна в Гонконге" - это, очевидно, признание Николая в любви к родному городу. Герой песни "Меня Уже Нет" подвержен депрессивному настроению. Следующая за ней "На Западном Фронте" навеяна романом Эриха Марии Ремарка. Песня представляет собой метафору возникающего на жизненном пути барьера, который необходимо преодолеть. "Уйти в Себя" - еще один манифест, апофеоз крайнего индивидуализма: для Николая Вдовиченко оставаться собой - единственно правильная, приемлемая, разумная и честная форма бытия. И снова подписываюсь под каждым словом автора! Название "Выбор" в комментариях не нуждается. Вдовиченко апеллирует к сартровскому тезису о диалектике свободы и ответственности. В песнях "Кто-то из Нас" и "Мы Больше Не Люди" ("Посвящение В. Высоцкому") автор размышляет о судьбах своего поколения; в последней приводятся цитаты из стихопесен таганского барда "Мы Больше Не Волки", "Охота на Волков" и "Он Не Вернулся из Боя"). "Твой Новый Дом" Николай Вдовиченко посвятил памяти Андрея "Гавра" Малозёмова, участника групп АДАПТАЦИЯ и МУХА, покончившего с собой в возрасте 20 лет. Обращаясь к погибшему другу, автор пытается заглянуть в потусторонний мир, рассуждает о жизни и смерти.

Николай Вдовиченко как автор и ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ как группа записывают и выпускают очень разные, не похожие друг на друга, но вместе с тем очень классные альбомы. Рассмотренные работы - наглядное тому подтверждение. Я еще раз внимательно переслушал дискографию коллектива. И решил для себя, что за творчеством ЗАПАДНОГО ФРОНТА буду пристально следить 365 дней в году. Чего и всем желаю.

Слушать:
"Господин Никто"

Заказать CD:
"Господин Никто"
"Родина"
"В Октябре"
"Форма Бытия"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 30 ноября 2021, 19:12
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2022, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.006