Янка - "Выше ноги от земли"


(c) Яна Дягилева, наследники, 2018
(p) Москва, "Выргород", 2018
176 с. - 1500 экз.


Мое первое знакомство с Янкой-поэтом состоялось летом 1994 года. Я тогда жил под Киевом, но часто выбирался в город. Сборник произведений Егора Летова, Константина Рябинова и Янки Дягилевой "Русское поле экспериментов (М., "Лира", 1993) попал в украинскую столицу с большим опозданием. Помню, когда купил эту книгу, мое счастье не знало границ. А когда знакомился с поэзией Янки, пытался представить, как бы она прозвучала в синтезе с музыкой. Честно говоря, представлялось слабо. Быть может, поэтому только что прочитанные стихи быстро и начисто стирались из памяти.

В 2008 году мне подогнали все вышедшие к этому времени выпуски филологического сборника "Русская рок-поэзия: текст и контекст", а также все российские и украинские диссертации по русскому року. Я с головой погрузился в изучение филологического роковедения. В числе изучаемых материалов мне попадались и труды о творчестве Янки. И я стал перечитывать ее стихи, которые были мне доступны, под иным углом зрения. Хотя, честно признаюсь, поэтическое творчество Янки еще не входило в число моих приоритетов.

И вот в 2018 году выходит книга "Выше ноги от земли", включающий в себя 84 поэтических и 1 прозаический текст, 2 коротких интервью, ответы на записки из зала на концерте в Иркутске в октябре 1990 года и фото из архива "ГрОб-Records". Два стихотворения, ставших песнями, Янка написала в соавторстве - "Надо Было" с Дмитрием Ревякиным, "В каждом доме" - с Егором Летовым. Издание подготовил питерский музыкант, редактор журнала "Осколки" и газеты "Порог", соавтор-составитель двух сборников материалов о Янке Яков "Я-Ха" Соколов.

Не случайно черный квадрат обложки украшает нарисованный котейка: к этим домашним животным Янка всегда относилась с любовью и нежностью. Предлагаю читателю заглянуть внутрь книги.

Поэтические тексты, публикуемые в хронологическом порядке, не подразделяются на стихи и песни: очевидно, Яков Соколов при составлении книги ставил иную цель - представить Янку именно как поэта. И это ему, безусловно, удалось. Я тоже попытался абстрагироваться от музыкальной составляющей и воспринять знакомые песни как стихи.

Мне уже приходилось касаться концепции и истоков творчества Янки. Но, коль скоро речь заходит о собрании стихов, обращусь к ним еще раз.

В качестве эпиграфа к книге можно поставить изречение Николая Бердяева: "Я страдаю, значит, существую". Метасмысл творчества Янки - страдание от дисгармонии бытия, доведенное до трагического предела. Янка пассивно противопоставляет себя окружающему миру и бежит в небытие. В этом онтологическом конфликте она заведомо отводит себе роль жертвы.

Стихи Янки обращены к поэтическим традициям прошлого и настоящего: от "про́клятых поэтов" (Поль Верлен, Франсуа Вийон, Стефан Малларме, Артюр Рембо и др.) она наследует общий депрессизм, от поздней Марины Цветаевой - отношение к смерти как к благу, избавлению от бремени жизни, от Александра Башлачёва - сквозной фольклоризм, ироничное отношение к советскому прошлому, осознанное духовное нагнетание экзистенциального плана, колоссальное внутреннее напряжение, установку на жизнетворчество, т. е. отождествление себя с лирическим "я" своих стихов.

Открывающее книгу стихотворение "Печаль моя светла" Янка написала в годы учебы в Новосибирском университете инженеров водного транспорта, на лекции, когда ей было скучно. Когда вновь читаешь строки, которые уже знаешь наизусть, в памяти всплывает знакомая мелодия. Так происходит со всеми стихами, ставшими песнями. "Пропустите в мир, стаи волчьи!.." - просьба, сменяющаяся неуверенностью. А в последних строчках Янка будто предвидит свой конец:

...Может, на метлу - и до города,
Где мосты из камня и золота
Помереть ли там
Может, с холоду
Может, с голоду...


Стихи "Порой умирают боги..." и "Нарисовали икону..." образуют дилогию с внутренним сюжетом: антиномия веры и безверия проистекает не только из противопоставления телесного и духовного в человеке, но и из непоследовательности самого бога, вызывающей сомнение в его существовании. В итоге богоискательство может оборачиваться богоборчеством.

Стишок "Как жить", представляющий собой едкую сатиру на советскую действительность эпохи застоя, известен нам по альбому ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Тоталитаризм". В основу стихотворения "Про паучков" положен фразеологизм, означающий нетерпимость, неспособность мирно сосуществовать в замкнутом пространстве.

"Отпусти, пойду..." - одно из самых страшных стихотворений. Лирическая героиня пытается спасти свой дом, объятый пожаром, но так и не трогается с места. А когда дом сгорает дотла, покорно принимает случившееся:

Хорошо теперь - больше некуда
Больше не к кому да и незачем
Так спокойно, ровно и правильно
Все разложено по всем полочкам
Все развешано по всем вешалкам
ВСЕ.


"До" - стихотворение-рефлексия. Янка дает значения заглавному слову: до - это не только предлог и нота, но и догма, и догон, и дорога, и дом на сваях, и зверь, и дерево, и страна... В два звука, две буквы можно вложить любые смыслы.

Янка поражает широтой эрудиции. Многие ее стихи интертекстуальны - хранят память о текстах прошлого, изобилуют цитатами, аллюзиями, отсылками и реминисценциями. Так, восьмистишию "Печаль моя светла" дала название строка из стихотворения Александра Пушкина "На холмах Грузии". А в "На дороге пятак" встречаем отсылку к поэме "Руслан и Людмила". В стихотворении "Синим мячиком с горы..." цитируется песня Джона Леннона и Пола Маккартни "Good Day Sunshine", в "Нюркиной песне" две первые строки из русской народной песни "То Не Ветер Ветку Клонит", а в "Продано" - "Бычок" Агнии Барто и русский текст итальянской народной песни "Четыре Таракана и Сверчок" за авторством Юрия Батицкого и Михаила Виккерса. Но абсолютным рекордсменом по количеству цитат и отсылок, пожалуй, является стихотворение "Гори, гори, ясно": русские пословицы и поговорки, сказка Самуила Маршака "Кошкин дом", советские песни "Гимн Демократической Молодежи" Анатолия Новикова/Льва Ошанина, "Лейся, Песня, На Просторе" (из художественного фильма "Семеро смелых") Венедикта Пушкова/Андрея Апсолона, "Солнышко Смеется" Эдуарда Ханка/Ирины Векшегоновой, хор "Славься!" из оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), стихи которого приписываются Василию Жуковскому и Егору Розену... Поиск цитат при желании можно продолжить. Иногда Янка цитировала сама себя: "От большого ума" - это и огромная автоцитата, и переработанное стихотворение "Ждем с небес перемен...".

А еще многие стихи Янки, не положенные на музыку, сами по себе очень музыкальны за счет многочисленных аллитераций и звукоповторов. Таковы "Нарисовали икону...", "На дворе трава, на траве дрова...", "Я голову несу...", "До", "И не жарко, и не жалко...", "Столб боли стёб...", "Темных деревьев перечеркнутых ночь...", "Хоть стой, хоть падай...", "Фонарь - луна"...

Холодильник из одноименной сказки-картинки в прозе - это холодный, неотапливаемый зал кинотеатра, в котором зрители забавы ради смотрят разные цветные картинки. У меня такое ощущение, будто эта абсурдистская сказка не имеет ни начала, ни конца...

Завершает раздел автобиографическое стихотворение "Небо солнышко весна...", которым Янка без сожаления прощается со всеми, с окружающим миром, с жизнью. Как будто просто уходит.

Читателей заинтересует финальный раздел книги. Как известно, Янка очень не любила общаться с журналистами. Осенью 1989 года в коротеньком интервью редактору барнаульского самиздатовского журнала "Периферийная нервная система" Вадиму Макашенцу она объясняет, почему отказалась от участия в фестивале "Рок-периферия". А материал, впервые опубликованный в журнале "Контр Культ УР'а" №1 за 1990 год, так и называется - "Янка: почему я не даю интервью". Наиболее же познавательной мне представляется стенограмма ответов на записки из зала во время концерта в Иркутске в октябре 1990 года.

На сегодня "Выше ноги от земли" - самое полное собрание произведений Янки. Хоть это и не академическое издание, я бы настоятельно рекомендовал исследователям-янковедам именно его: несомненную ценность для текстологов представляют приводимые в сносках варианты и разночтения рукописей, публикаций и концертных исполнений. Можно изучать, исследовать, искать, находить, сравнивать, со/противопоставлять... или же просто читать безо всяких целей - как хорошую поэзию. Лично я благодаря этой замечательной книге открыл для себя новую, прежде незнакомую Янку. Чего и всем желаю.

Заказать книгу

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 06 октября 2020, 08:25
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2020, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.001