VIVIENNE MORT - "Досвід"


(c) VIVIENNE MORT, 2018
(p) United Music Group, 2018
11 tks./T.t. 37:47


Второй полноформатный альбом VIVIENNE MORT во многом продолжает эксперимент, начатый группой в EP 2014 года "Готика", на запись которого приглашались сессионные музыканты. "Досвід" ("Опыт") также записывался расширенным составом. Итак: Даниэла Заюшкина (Лапчикова) - тексты, музыка, аранжировки, вокал, бэк-вокал; Александр Лежнёв - фортепиано, синтезаторы; Евгений Якшин - электрогитара; Илья Чемерис (также PAVLIK OVERDRIVE) - бас; Александр Булюк - бас; Глеб Процив - аранжировки, ударные, волны Мартено; Евгений Суховой (струнный квартет "Moon'que", камерный оркестр "Віртуози Києва", сотрудничество с Тиной Кароль, Сергеем Бабкиным, группой ОКЕАН ЕЛЬЗИ и др.) - скрипка; Катерина Супрун (струнный квартет "Moon'que", Национальный ансамбль солистов "Київська Камерата", сотрудничество с ансамблем современной музыки "Sed Contra", камерными оркестрами "New Era Orchestra" и "Віртуози Києва", а также с оркестром Молодого театра Киева) - альт; Ольга Дрига (струнный квартет "Moon'que", оркестр Киевского театра русской драмы им. Леси Украинки, сотрудничество с др. оркестрами) - виолончель; Роман Рипка - аранжировка струнных; Евгений Петрусенко (ПОКРУЧ) - дудук; Сергей Вилка (ансамбль современной музыки "Sed Contra") - флейты; Сергей Пинчук (PINS) - японская флейта сякухати. Целый оркестр, да еще с экзотическими инструментами!

Критики определяют стиль VM как инди-рок. Мне такое обозначение кажется общим, условным и поверхностным. "Инди-" подвергается трансформации. Композиционно же песни тяготеют к арт-року с заметным креном в сторону академических жанров. А диапазон влияний простирается от Иоганна Себастьяна Баха до Тома Йорка.

Лично я рассматриваю "Досвід" как большой лирический цикл со своей сюжетной линией и внутренней драматургией. Название альбома имеет свою этимологию, которая требует пространного объяснения.

Евгений Якшин, которому принадлежит концепция оформления, поместил на лицевую сторону обложки фотографию семилетней Даниэлы. Белые гольфы символизируют начало учебного года и, говоря шире, обретение первого опыта. Маска с мексиканского похоронного ритуала, дорисованная на лице, также имеет свое значение, которое можно сформулировать с помощью известного латинского афоризма: "Memento mori". В одном из последних интервью фронтвумен VM вспоминала, что, идя в школу, испытывала острый дискомфорт: будучи по характеру весьма свободолюбивой и независимой, не могла смириться с необходимостью жить по кем-то придуманным правилам и подчиняться чужой воле. А когда повзрослела, накопление опыта стала связывать прежде всего с протестом против существующих норм и стереотипов. Первые страхи пришли с осознанием конечности жизни. А победить страх смерти можно только любовью.

Альбом "Досвід" отличается смысловой многослойностью: многажды переслушиваешь - и открываешь для себя всё новые и новые смыслы. Благодаря прилагаемому 12-страничному буклету, со стихами песен можно ознакомиться в отрыве от музыки.

Героиня песен Даниэлы Заюшкиной, любя, испытывает целую гамму чувств, которые представляют собой различные модификации страдания. Иначе говоря, лирический субъект альбома ставит знак равенства между любовью и страданием.

"Екран" ("Экран") - вступительный номер или intro. Мы смотрим на воображаемый экран - и внезапно оказываемся... на небе. У меня возникла устойчивая ассоциация с песней "Янанебібув" ("Янанебебыл") Святослава Вакарчука, которого Даниэла Заюшкина очень любит. Хотя, возможно, это лишь случайное совпадение. Песня "Іній" ("Иней") облетела весь Интернет в виде сингла еще за год до выхода альбома. Ее героиня готова раствориться в некоем загадочном "ты" и полюбить свою грустную музыку. Совершенно иное преломление любовь получает в песне "Випустити з Лап" ("Выпустить Из Лап"), превращаясь в безудержную страсть. "Вестерн" полностью соответствует своему названию. В начале песни содержится отсылка к Новому Завету: Agnus Dei (он же Иисус Христос) принимает в реке Иордан крещение от Иоанна Крестителя. Только река оказывается холодной. Героиня не то бредит, не то преследуема галлюцинациями. Вокализ, исполняемый хором Даниэл Заюшкиных в финале, усиливает ощущение тревоги и безысходности... "Вчора" ("Вчера") - короткая интерлюдия между двумя частями альбома. Здесь автор использует язык разорванного сознания: фразы лирического субъекта напрочь лишены логической связности (привожу в переводе с украинского): "Вчера я видела вас, сердцем видела вас, в моем сердце были глаза. А сегодня мы кем-то стали".

Время из одноименной песни воспринимается любящим человеком как враждебная сила: оно сводит любовь до одного мгновения. И даже не успеваешь понять, а была ли это любовь... В припеве скрыта цитата из знаменитого пушкинского стихотворения, адресованного Анне Керн. "Змія" ("Змея") обозначает еще несколько граней любви: любовь как соблазн, любовь как причинение любимому физической и душевной боли, любовь, граничащая с садо-мазо... В запеве первого куплета и обоих припевах Даниэла Заюшкина как будто ведет диалог с дудуком, который тембром напоминает человеческий голос. В припев органично вписывается видоизмененная строчка из украинской народной песни "Місяць На Небі, Зіроньки Сяють" ("Луна На Небе, Звездочки Сияют"). Финальный хоровой вокализ раскрывает эмоциональное состояние героини. "Думаю Про Тебе" ("Думаю о Тебе") - просто признание в любви, искреннее и откровенное. У философов такое чувство называется экзистенциальной любовью ("люблю тебя просто за то, что ты есть"). Хит на все времена, между прочим! "Гало" отсылает к "Слову о полку Игореве", где, как известно, появление четырех солнц перед наступлением половцев и пленением Игоря предвещало большую беду. Но контекст совершенно иной: для героини песни гало - метафора правды... которая приходит со смертью. Эта мысль настойчиво вдалбливается посредством многократного повторения финальной фразы хором, который поддерживают волны Мартено. Основная идея заглавной песни "Досвід" сформулирована в авторском комментарии: "Хочешь, чтобы все вокруг любили, были счастливы и свободны - дай им пример. Это и будет твой опыт". И снова в разговор вступает дудук. "Я і Так Одна" - монолог от лица девушки/женщины, которая расстается с любимым человеком. Да и с любимым ли? Ведь, если перегорели чувства, можно оставаться вместе по привычке... и быть одинокими. В инструментальном сопровождении господствуют флейты.

Таким образом, слушатель вместе с автором и VIVIENNE MORT проходит путь от радости к печали. Или от света к мраку. Победу одерживают одиночество и безысходность. Но так ли все плохо? Мне придется повторить мысль Даниэлы Заюшкиной, которая видит путь к спасению через любовь. В этом и заключается опыт. Подписываюсь под каждым словом.

Слушайте альбом, любите и набирайтесь положительного опыта!

Слушать альбом
Заказать CD

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 27 июня 2019, 02:53
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.003