ОПЕРАЦИЯ ПЛАСТИЛИН - "Волна. Акустический Альбом, Части 1 и 2" & "Голодным и Злым"


(c) ОПЕРАЦИЯ ПЛАСТИЛИН, 2016
(p) Soyuz Music, 2016
18 tks./T.t. 69:54
(c) ОПЕРАЦИЯ ПЛАСТИЛИН, 2018
(p) Soyuz Music, 2018
12 tks./T.t. 51:03


Тамбовские [отнюдь не] волки ОПЕРАЦИЯ ПЛАСТИЛИН создают если не шедевры, то работы, которые хочется слушать и переслушивать. Работы эти могут быть разными по концепции, содержанию, настроению и качеству. Но творчество основателей стиля "young lovers" достойно безусловного внимания.

Два последних альбома ОП отличаются стилистически и противоположны по эмоциональному наполнению. Но при этом дополняют друг друга.

В создании альбома "Волна" участвовали: Анатолий "рйн" Царев - почти все тексты, гитары, перкуссия, вокал; Екатерина "Кошка" Цион-Княжева - скрипка, вокал; Иван "Вано" Клюшин - гитара, бэк-вокал; Анастасия "Лиса" Уварова - клавишные, синтезаторы; Алексей "Фронтмен" Разумов - бас-гитара, бэк-вокал; Сергей "Зима" Зимарин - ударные; а также приглашенные музыканты: Сергей Шарапов (GONZO) - валторна, труба; Роман Беляев - труба. Таким образом, здесь поют (или подпевают) почти все участники группы. Музыканты предпочитают записываться в родном городе, а сводят материал в Москве. Но, как бы то ни было, качество выше всех похвал.

Альбом настроенчески подразделен на две части - "веселую" и "серьезную". В цифровой версии он распространяется двумя частями. На CD же разделение чисто условное, хотя его можно уловить, пролистав 12-страничный буклет с текстами и фото.

Театр начинается с вешалки, а альбом - с обложки. Его название обыгрывается и в оформлении: девушка и пес изображены на фоне города, но оба в очках, в которых отражаются бурлящие волны.

Несмотря на калейдоскоп настроений, "Волна" обдает слушателя с ног до головы позитивом. Однажды мне в литературе по социологии искусства встретился термин "контагиозность", означающий заразительность. В данном случае веселые песни заражают хорошим настроением. А когда слушаешь грустные, сам предаешься светлой грусти. Важно отметить еще одну особенность альбома: почти все песни обладают большим хитовым потенциалом. И если бы не некоторые крепкие выражения в текстах, они могли бы ротироваться на многих FM-радиостанциях.

Название открывающей первую часть песни вводит в некоторое заблуждение. Автор, отождествляющий себя с лирическим героем, незлобиво подтрунивает над собой. Для него "Шизгара" (а если быть предельно точным - "Venus" SHOCKING BLUE) и поэзия Омара Хайяма - эстетические идеалы, образцы совершенства. Правда, Анатолий Царев отталкивается от другого первоисточника - "Пусть Всегда Будет Солнце!" Аркадия Островского/Льва Ошанина. Хотя песня ОП тоже очень хороша. С первых вступительных аккордов ноги сами пускаются в пляс. Псевдоним персидского математика, астронома, философа и поэта рифмуется с хуями (в дательном, правда, падеже), вызывая приступ истерического смеха. Припев первого куплета предваряется искрометным фортепианным пассажем. А скрипка и трубы в проигрышах просто потрясающи! "Ты и Я" - одна из ранних вещей группы. Ее первая версия - под акустическую гитару и перкуссию - входила в альбом 2006 года "Утренник". В новой версии, обогащенная клавишами и трубами, песня превратилась в хит. Автор-герой обращается к некой даме, которая ненавидит его песни, зато обожает НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и режет по ночам руки (думаю, нет необходимости называть подразумеваемую песню). Герой часто думает о смерти. Но найденное в подвале пластилиновое солнце вселяет в него оптимизм. Немножечко саморекламы? А почему бы и нет? Если вам плохо, грустно и тяжело - слушайте ОП! "Гоа" от и до автобиографична. Такое ощущение, будто сам побывал на одном из пляжей на берегу Аравийского моря. Автор цитирует в несколько измененном виде ключевую фразу из песни Аллы Пугачевой/Ильи Резника "Звездное Лето". С юга наш путь лежит на север. А автора явно тянет на романтику. "Моя Гиперборея" посвящена мифической северной стране, в которую автор-герой устремляется в своем воображении. В песне содержится аллюзия на кинчевское "Время Менять Имена". В "Лете" монологи чередуются с пением. рйн превращается в рассказчика, а песню вкладывает в уста некоего Бездомного. Не Ивана ли случайно? В одном из своих интервью лидер ОП признавался, что его самый любимый роман - "Мастер и Маргарита". Здесь автор позволяет себе пофилософствовать. По мере того, как мы становимся старше, чувствуем, что ход времени ускоряется. Лето стремительно проходит одно за другим. Как и вся наша жизнь. В музыке ощутимо влияние Тома Уэйтса. "Миг - И Я На Крыше" - апофеоз безбашенности, жизнелюбия и радости. Песню украшает цитата из композиции GOGOL BORDELLO "Wonderlust King". "Родная Страна" повествует о жизни российской глубинки. Первый канал российского ТВ сообщает об успехах и достижениях, а в реальности - разруха, грязь и безысходность. В итоге кто-то находит утешение в любимых сериалах, кто-то - в алкоголе и траве. Но лирический герой, несмотря ни на что, любит свою страну такой, какая она есть, и даже в этой жизни находит маленькие радости. "Кришна Спит", как и "Шизгара", выдержана в зажигательном танцевальном ритме и проникнута жизнерадостностью и оптимизмом. Герой песни "Ультрафиолет" находится в гармонии с окружающим миром. Он счастлив и готов разделить свое счастье со всеми.

Вторая часть альбома - более серьезная, глубокая, местами философская. "6" - один из лучших образцов любовной лирики. Шесть лет любви - много или мало?.. Вступление украшает почти барочная скрипка. "Я Твоя" напоминает кадры из некоего сюрреалистического фильма без начала и конца. рйн поет с болью в голосе, а Кошка повторяет ключевую фразу то вкрадчиво, то с напряжением, которое, казалось бы, вот-вот перерастет в истерику, но в самый последний момент спохватывается, передавая слово скрипке. "Так Легко Дышать" - прощальное обращение лирического героя к любимой. Он отпускает свое прошлое и внешне выглядит спокойным. Невольно задаешься вопросом: не самообман ли это? "Мне Уже Не Больно" и "Шрамы" посвящены различным аспектам взаимоотношений героя с Богом. Песня "Целое Из Дыр" знакома поклонникам ОП по альбому 2014 года "Прайд". Ее электрическая версия нравится мне гораздо больше. Хотя и на "Волне" гимн прекрасной жизни звучит убедительно.

Особого внимания заслуживает баллада "Я Тебя Отвоюю" на стихи Марины Цветаевой. Это далеко не первое обращение к знаменитому поэтическому произведению. Мне больше всего нравится музыка, коллективно написанная участниками ОП. А вот с драматургическим решением не задалось: две строфы поет Анатолий Царев, две - Екатерина Цион-Княжева. Правильнее было бы поручить Екатерине исполнение баллады полностью: стихотворение написано от лица сильной, одержимой женщины, готовой ради любви на все. И, на мой взгляд, Екатерина смогла войти в образ, а Анатолий просто проинтонировал строки.

"Я Тоже Не Могу Уснуть" на стихи Екатерины Сажневой (Кулаченко) - монолог влюбленного человека, который может принадлежать как женщине, так и мужчине. Инструментальное сопровождение предвосхищает будущий альбом, речь о котором пойдет ниже.

"Как Борис Виан" образует дилогию с песней "В Пене Времени" из предыдущего альбома "Маяк". Здесь также содержится отсылка к культовому роману выдающегося французского прозаика, поэта и джазового музыканта. Автор придумывает свой, пятый океан, в котором нельзя утонуть. Полупесня-полуречитатив исполняется под синтезатор и ударные.

К началу работы над альбомом "Голодным и Злым" в составе ОП произошли небольшие изменения. На смену Алексею Разумову пришел поющий басист Михаил Бушуев. Также группу покинула Анастасия Уварова. Партии клавишных прописали Анатолий Царев и приглашенный звукорежиссер и музыкант Сергей Горев. А Сергей Зимарин не только играл на барабанах, но и отвечал за сэмплы.

Альбом во многом стал для ОП экспериментальным. Стилистика сочетает признаки панка и электронной музыки, в частности, такой ее разновидности как драм-энд-бейс. Звучание стало более жестким. В отличие от предыдущего альбома, здесь совсем нет хитов.

Вспомним обложку к альбому "Прайд". На ней нарисованы кроткие львы. На обложке к "Голодным и Злым" художник Алексей Можжерин изобразил льва, выходящего из тени, агрессивного и готового к нападению. Сам альбом получился психологически очень тяжелым, сложным для восприятия. В нем нашли отражение трагические события, произошедшие в жизни участников ОП, смена состава и менеджмента.

Название "Попроще и Покороче" было подсказано слушателями. рйн, хоть и вырос на панке, очень любит экспериментировать со стилями. Однажды он прочел критический отклик с пожеланием написать что-нибудь "попроще и покороче". Получилась очень жесткая танцевальная песня. В ней содержится отсылка к композиции группы HORRORPOPS "Thelma And Louise", которая, видимо, посвящена одноименному фильму. В композиции есть фраза: "Seems like we'll never die". "Все Мечты Наши Сбудутся Этим Летом" - главный гимн альбома и группы на данный момент. В песне "Сорваться с Поводка" рйн отразил свое видение панка. Очень быстрый и агрессивный трек. Это здоровая агрессия человека, который очень долго жил в определенных рамках и наконец стал свободным. "Джесси и Джейн" написана по мотивам сериала "Breaking Bad". Историю, произошедшую с героями, рйн приспособил к российским реалиям. Песня очень мрачная. Но мрак - увы, неотъемлемая часть нашей жизни. "Пес" - предсмертный монолог животного, которого скоро усыпят. Основная идея песни сконцентрирована в фразе: "Каждому нужен свой человек". Печальный проигрыш скрипки возвещает о гибели пса. Когда слушаю этот трек, с трудом сдерживаю волнение и подступающий к горлу комок... В "Новой Волне" рйн вновь касается темы освобождения человека. Речь в песне идет о молодых людях, которым раньше все было нельзя, а потом они сами себе все позволили, дали свободу чувствам и действиям. К созданию песни "Вселенная Прощается с Нами" рйна подтолкнула сцена из очередной серии "Звездных войн", в которой главных героев, сидящих на берегу, накрывает огромная волна. Автор задается вопросом: что чувствовали герои в последние секунды жизни? "Радуга в Стране Слепых" - баллада на актуальную социально-философскую тему. Индивид противопоставляет себя как мещанам, так и представителям власти - депутатам и ментам. Для него свобода обладает абсолютной ценностью. Два куплета выдержаны в стремительном темпе. С ними контрастирует медленная кода как воплощение светлой мечты. Песня "Голосами" вдохновлена недавней историей о двух подростках, которые закрылись в мансарде дома, нашли ружье и долго стреляли по полицейским, после чего застрелились сами. Автора беспокоит то, что происходит сегодня в России - пытки в милиции, цензура, ложь и прочий мрак... "Хиросима" - развернутая метафора. Песня от лица человека, пережившего страшную трагедию. Пожалуй, это самый пронзительный трек альбома. "Мама" ("Эйфория") - своеобразный рэп-хип-хоп-эксперимент, который, на мой взгляд, оказался удачным. Речь в композиции идет о месте мамы в жизни артиста. Завершает альбом кавер на песню казанской группы ДОМ КУКОЛ "Ходить По Небу". Предложенная версия получилась куда печальнее оригинала.

По мнению рйна, "Голодным и Злым" - не только самый лучший, но и самый главный альбом ОП, поскольку именно в нем реализовал себя на все 100%. Насчет лучшего посмею ему возразить: я по всем критериям и составляющим считаю вершиной творчества группы "Волну". Но это мое субъективное мнение.

Таким образом, перед нами два совершенно разных, но очень хороших альбома. Слушайте, веселитесь, грустите, напрягайтесь, расслабляйтесь, думайте и философствуйте. Всему есть место в нашей жизни, разные стороны которой эти альбомы отражают.

Слушать альбомы:
"Волна. Акустический Альбом"
Часть 1
Часть 2
"Голодным и Злым"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 19 декабря 2018, 01:37
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002