ОПЕРАЦИЯ ПЛАСТИЛИН - "Прайд" & "Маяк"


(c) ОПЕРАЦИЯ ПЛАСТИЛИН, 2014
(p) А и Б Records & Heroshima Lab, студия звукозаписи "Параметрика", 2014
14 tks./T.t. 46:00
(c) ОПЕРАЦИЯ ПЛАСТИЛИН, 2015
(p) Soyuz Music, 2015
12 tks./T.t. 44:34


В творческой биографии тамбовской группы ОПЕРАЦИЯ ПЛАСТИЛИН можно условно выделить два периода. Первый охватывает 2000-2009 годы. В это время ОП ориентируются преимущественно на панк-рок (если придерживаться классификации, предложенной Артемием Троицким в книге "Back in the USSR") в его весело-издевательской разновидности. Второй период начался в 2010 году и продолжается по сей день. Анатолий "рйн" Царев с сотоварищами изобрели новый стиль, который назвали "young lovers rock". Хотя нельзя сказать, что панковская составляющая в творчестве ОП сошла на нет: в репертуаре коллектива сохраняются многие песни, сочиненные в первый период, часто переработанные, заново аранжированные. Да и "young lovers rock" отталкивается от панка.

Для нового стиля характерна стена звука, создаваемая плотными гитарами и жесткой ритм-секцией. На нее накладываются магические клавишные, прозрачная скрипка и экспрессивный, порой надрывно кричащий вокал. Композиции отличаются обилием мелодических ходов, ритмического разнообразия в драматически напряженные моменты, частых темповых изменений.

Название первого из рассматриваемых альбомов пришло в голову Цареву уже после того, как был записан материал. В одном из интервью он рассказывал, как однажды случайно посмотрел по телевизору передачу о том, как ведут себя львы. И понял, что состав ОП очень напоминает львиный прайд: с одной стороны, все участники коллектива имеют определенную общность, похожую на семью, с другой - иногда в отношениях между ними, как в любой семье, могут возникать определенные сложности, разногласия, даже конфликты.

В записи этого (и следующего) альбома участвовали: Анатолий "рйн" Царев - гитары, вокал; Екатерина "Кошка" Цион-Княжева - скрипка, вокал; Анастасия "Лиса" Уварова - клавишные, синтезаторы, бэк-вокал; Иван "Вано" Клюшин - гитары; Алексей "Фронтмен" Разумов - бас, вокал; Сергей "Зима" Зимарин - ударные; также к работе над некоторыми песнями "Прайда" были привлечены сессионные вокалисты- Дима Сокол (ЙОРШ) и Володя Котляров (ПОРНОФИЛЬМЫ).

Если внимательно рассмотреть оформление "Прайда", можно понять, каких идейных взглядов придерживаются участники ОП. Так, на одной из сторон обложки изображены символ "А" (анархия), сердечко и "пацифик". Это три кита, но которых зиждется мировоззренческая позиция ОП.

Intro под названием "Прайд" представляет собой стихотворение, прочитанное рйном в сопровождении звуковых эффектов, в котором содержится ключ к пониманию всего альбома. За название "Прекрасный Новый Мир" следовало бы поблагодарить Олдоса Хаксли. У слушателя может создаться впечатление, что песня посвящена событиям на Украине. На самом деле это совсем не так: рйн написал ее летом 2013 года, за несколько месяцев до Майдана. А антивоенной тематики касался и раньше. "Панк-Рок" ("Надувает Наши Паруса") грешит излишней декларативностью. Итак, товарищи и господа, ежели в вашей жизни все плохо, - есть надежное средство, лекарство и панацея: это панк-рок. Звучит как-то уж очень инфантильно... "Прятки" - воспоминание о детстве. Песня имеет и философский подтекст: люди взрослеют, а игры в прятки продолжаются, хоть и уже без детского задора... Название "Вечный Кайф" говорит само за себя. "Здравствуйте, Все Это Я" - взгляд на жизнь, которая, несмотря на свою противоречивость, прекрасна. Иначе говоря, как бы трудно ни было, надо продолжать жить и верить в чудеса. Апофеоз прекрасной жизни наступит в следующей песне - "Целое Из Дыр".

Центральный номер альбома - "Космонавты". Песня была написана лидером ОП во время отдыха в Крыму. Поскольку в то время под рукой были только акустическая гитара и диктофон, рйн обошелся минимальными средствами и достиг максимального результата. Черновой вариант подвергся мастерингу... Получилось очень живо, драйвово, космически, хоть и в монофоническом звучании.

"Гимн Левитации" - реальный хит. Под левитацией понимается способность летать без применения каких-либо приспособлений. В данном случае, вероятно, рйн имеет в виду полет как метафору творчества и как состояние души. "Spasibo!" - монолог от имени самого рйна, который искренне радуется жизни и благодарит судьбу за успехи - свои собственные и группы. Всем бы так! "Don't Kill Us (We're In Love)" - посвящение Тимуру Качараве (21.08.1985 - 13.11.2005), питерскому музыканту, участнику групп SANDINISTA! и DISTRESS, антифашистскому активисту, которого зарезали нацисты во время акции "Еда вместо бомб". Название песне дало граффити на стене, которое Тимур сфотографировал за три месяца до гибели. В песне "Чужая Боль" рйн впадает в назидательность. Кода звучит грозным предупреждением: человек, равнодушно относящийся к чужой боли, в итоге столкнется с равнодушием по отношению к себе. "Шелест Утренних Звезд" - манифест жизнелюбия и оптимизма. Мне больше нравится "роковый" вариант из одноименного сингла. В альбом же была включена электронная версия с синтезированным басом. Outro - кавер на композицию FUGAZI "I'm So Tired". Правда, в интерпретации ОП трек получил название, изменившее смысл песни на противоположный - "I'm Not Tired". Инструментальное сопровождение практически не претерпело изменений, лишь было перенесено в другую тональность, удобную для голосового диапазона рйна. У ОП появилось красивое вокальное двухголосие, которого нет в оригинале.

Если оценивать музыкальную составляющую, то следующий альбом "Маяк" - шаг вперед по сравнению с "Прайдом". Действительно, качество аранжировок на несколько порядков выше, саунд становится все более тяжелым, а вокал рйна и Кошки - более мощным и выразительным; иногда группе удается достигать оркестрового звучания, в проигрышах композиций стало больше пространных виртуозных гитарных соло. Обращает на себя внимание шикарное оформление: к диску прилагается 12-страничный буклет с текстами - все же "Soyuz Music". Но у меня почему-то никак не получается уловить концепцию альбома, некий смысловой стержень. Мне "Маяк" кажется не альбомом, а сборником песен, расположенных по принципу "чем дальше, тем скучнее".

"Гиганты" - восторженный монолог рйна под почти симфонический инструментал. Авторское воображение устремляется на высоту гигантов - за облака, на черно-белую радугу, где стоит маленький виниловый проигрыватель и наполняет небеса ламповой музыкой. Именно здесь реализуется представление о прекрасном, идеальном мире. Основную идею заглавной песни рйн сформулировал краткой фразой: "Маяк не выбирает, кому светить". По сути, каждый из нас - маяк, который кому-то светит. Песня "Я На Качелях" входила в одноименное демо 2008 года. В ней автор ностальгирует по детству. "Танцевать" - пожалуй, самый отвязный номер альбома. Танец - метафора беззаботности, свободы и вечной молодости. Отдельное спасибо за танцевальный проигрыш и соло синтезатора в финале! Следующая "Безусловная Любовь" - самая философская композиция альбома. Легко любить хороших людей. Гораздо труднее возлюбить всех. Посредством изучения философии, Библии, восточных учений лидер ОП приходит к заключению, что любить надо всех и каждого такими, каковы они есть. Позиция весьма спорная, но и она имеет право на существование.

Песню "Тем, Кто Слышит И Чувствует" рйн адресовал поклонникам ОП. Хоть я и не отношу себя к числу ярых фанатов группы, посвящение могу оценить. Не берусь утверждать, но могу предположить, что "Тяга К Свободе" написана рйном в первый период творчества ОП. Я сам либерал на клеточном уровне, но средства и приемы, коими ОП воплощают свои устремления, мне не близки. Все выглядит как-то декоративно-декларативно. Не верю!

Песня "Наш Прайд" лучше вписалась бы в предыдущий альбом. Что она здесь делает, никак не могу понять. Название "В Пене Времени" уж больно напоминает виановскую "Пену Дней". Песня-размышление на извечную тему жизни и смерти. "Фестиваль Пакетов" и "Государство" первоначально входили в альбом 2007 года "Своими Словами". Аранжировки измененены, как мне кажется, не в лучшую сторону. Рйн бичует соответственно общество потребления и государство как институт власти. Альбом завершает еще одна обличительная композиция - "Ложь". Очень зло, агрессивно, искренне.

Можно многократно переслушивать оба альбома в любой последовательности, чередовать треки и даже менять их расположение, находить цитаты и автоцитаты, коих здесь предостаточно, проверять свою эрудицию... Очевидно, что рйн - талантливый музыкант и поэт, а ОПЕРАЦИЯ ПЛАСТИЛИН - классная группа. От которой я, честно признаться, ожидал большего.

Слушать альбомы:
"Прайд"
"Маяк"
Скачать альбомы (скачивание платное):
"Прайд"
"Маяк"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 24 декабря 2016, 00:54
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.014