БРАТЬЯ ТУЗЛОВЫ - "Сказки о Рыбаках и Рыбках"


(c) Братья Тузловы, 2015
(c) & (P) Выргород, 2016
15 tks./T.t. 53:07


БРАТЬЯ ТУЗЛОВЫ - сайд-проект группы ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА, созданный в поселке Октябрьском Новочеркасского района Ростовской области. В его состав входят: Денис Третьяков, он же Карп Тузлов - тексты, музыка, акустическая гитара, вокал; Олег Толстолуцкий, он же Яков Тузлов - музыка, аранжировки, баян, акустическая гитара, бас-гитара, вокал. Сценический псевдоним участникам проекта дала река Тузлов - один из притоков Дона.

Название дебютного альбома философское и смыслоемкое: по сути, каждый из нас - рыбак по жизни. "Сказки о Рыбаках и Рыбках" - полтора десятка захватывающих историй, которые происходили или могли происходить. Кому-то из их героев удалось поймать свою золотую рыбку, кому-то пришлось остаться у разбитого корыта. Эти песни могут вызывать у слушателя разные ассоциации в зависимости от его начитанности и эрудиции. В них можно обнаружить смысловые переклички с такими произведениями как "Нос" Николая Гоголя, "Записки из подполья" Федора Достоевского, "Мелкий бес" Федора Сологуба, "Шатуны" Юрия Мамлеева, даже "Сад земных наслаждений" и "Семь смертных грехов" Иеронима Босха... Вообще босхианские демоны населяют каждую песню. В большинстве текстов ощутимо влияние советской нонконформистской культуры. Советская действительность осмысливается не на социально-политическом, а скорее на метафизическом уровне.

На лицевой стороне диджипака при желании можно увидеть намек на музыкальную стилистику альбома. На рисунке за авторством Виктории Бабкиной изображены две голые девушки, танцующие в реке под гармонь. Наверное, под эти песни можно и танцевать. Но все-таки их лучше слушать, внимательно и сосредоточенно.

Музыкально "Сказки..." в чем-то похожи на альбом ЦЕРКВИ ДЕТСТВА "К Святым Местам". Правда, здесь музыканты полностью отказались от электрогитары и барабанов, благодаря чему песни звучат более камерно и интимно. В одних солирует Карп, в других - Яков, припевы же в большинстве своем поются дуэтом. Стилистика альбома являет собой сочетание параллельной эстрады, альтернативного шансона и так называемого "новочеркасского романса".

Все песни привязаны к малой родине. События разворачиваются в некой донской станице. Альбом открывает баллада "Последний Бой Полковника Тузлова". Это тот случай, когда гибель человека не воспринимается как трагедия. Главного героя (а не родственник ли он братьям?) утаскивает в воду сом и откусывает ему ноги. Полковник Тузлов предпочитает геройскую смерть жалкому существованию инвалида ("Без ног на земле никому я не нужен"). "Жили в Деревне Три Друга" - стилизация дворовой песни, не лишенная тонкой иронии. История трех друзей и их подруги. У каждого судьба сложилась по-разному... В романсе "Дорогая Моя Божья Матерь" повествование ведется от лица женщины, с которой жизнь обошлась очень жестоко. Потеряв мужа и узнав из доставленной почтальоном телеграммы об обстоятельствах его гибели ("...мой муж Панасюк Николай при захвате воронежской банды был убит как верховный главарь"), она решает свести счеты с жизнью. Но в тот самый момент, когда, казалось бы, должна была наступить трагическая развязка, в дом снова приходит почтальон... И, как в старой доброй сказке, прожили они долго и счастливо. Есть у этой истории и своя мораль: как бы трудно ни было, все же не стоит лезть в петлю. Рано или поздно горе сменится счастьем.

В "Имперском Вальсе" бурной, насыщенной жизни российского мегаполиса (в данном случае Питера) противопоставляется тихая, размеренная жизнь в донской станице. Герой песни - человек, живущий в своем узком мирке ("Я не смотрю телевизор и не читаю газет. Я не вожу машину, только велосипед. А Интернет зачем мне?.."). События песни "Жизнь" происходят в брежневские времена. Священник, выслушивая исповеди, вызывает людей на откровенный разговор, а затем доносит на них в КГБ. За что и определен Господом Богом в ад... "Хождение Афанасия Колыванова За Царским Ларцом" переносит слушателя в 20-е годы минувшего века. Главное действующее лицо после смерти отца казачеству предпочитает воровство. Преступная дорожка приводит его к гибели. В песне обыгрываются советские идеологические клише ("Труд - вот лучшее лекарство...").

Герой романса "Метет Метель" страдает от безответной любви к замужней женщине и ждет, когда она разведется. "Случай в Елановской" - единственная песня, в названии которой точно указано место описываемых событий: станица Елановская Шолоховского района Ростовской области. Доведенная до исступления постоянными изменами жена однажды связывает пьяного мужа, лишив возможности сопротивляться, и отпиливает ему конечности, за что впоследствии отправляется на нары... И все-таки ей хочется сочувствовать.

Смею предположить, что сюжет баллады "Кареглазка" был навеян романом Стивена Кинга "Воспламеняющая взглядом". Героиня песни - девочка, тихая немая сирота, обладает страшным даром пирокинеза: все вокруг загорается под взглядом ее карих глаз. Обманутая заезжим студентом, девочка жестоко мстит... Герой "Песни о Старом Ноже" - тронувшийся умом казак, одержимый жаждой разрушать и убивать, в том числе самого себя. Перед смертью он проклинает родину. Но ничего не может сделать с лучиком света, слабо брезжащим в его душе... Песня исполняется без сопровождения: БРАТЬЯ ТУЗЛОВЫ воспроизводят манеру казачьего пения.

"Ода Советскому Мертвецу" по своему содержанию и характеру не соответствует жанровому обозначению. А название заключает в себе нескрываемую иронию. Автор противопоставляет условия, в которых содержались после смерти, с одной стороны, вожди, с другой - простые советские люди:

...А ведь кто-то в тепле мавзолея
Жопу греет под лампой своей.
И поют для него пионеры,
И охрана стоит у дверей.
А другие под грязью и снегом
И на Пасху, и на Рождество
Всё гниют и всё в лучшее верят,
И таких нас, увы, большинство...


"История Бабушки Вали" производит тягостное впечатление. Героиня баллады рассказывает внукам о своей тяжелой жизни, за которую отыгрывается на невинных котятах. Она люто ненавидит советскую власть ("Всё у нас Советы отобрали, красная отняла голытьба...") и превозносит фашистскую Германию ("Не пришел бы к нам спаситель Гитлер - мы бы передохли здесь совсем"). Я не испытываю любви к Советскому Союзу, но и баба Валя у меня симпатий не вызывает. Кого по-настоящему жалко так это котят, утопленных в реке...

"Песня Волка в Шкуре Пастуха Василия" исполнена неизъяснимой тоски и тихой, едва сдерживаемой злобы. Волк-оборотень жалуется на жизнь и чувствует близость конца. Романс "Мы Были Молоды" - очень грустный и драматичный рассказ жениха о том, как Дон отнял у него невесту. "Отходная" - не точка, а скорее многоточие: жители донской станицы, измученные лишениями и тяготами провинциальной жизни, находят утешение в непрерывном запое. Песня завершается печальным звоном бокалов.

"Сказки..." слушаются на одном дыхании, 53 минуты пролетают незаметно. Но когда заканчивается последняя песня, лично я испытываю острое ощущение безысходности и непреодолимое желание влить в себя что-нибудь сорокаградусное. Людям с тонкой нервной организацией и хрупкой психикой прослушивание этого альбома категорически противопоказано. Да и остальным я бы рекомендовал быть осторожнее.

Слушать альбом
Заказать CD

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 18 декабря 2017, 00:16
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.002