Бранимир - "Песня Утопающих. Книга Первая" & "Жить на Глубине (Песни Утопающих. Книга Вторая)"


(c) Бранимир, 2012
(p) Огни Records, 2012, 2014
9 tks./T.t. 60:24
(c) Бранимир, 2016
(p) Огни Records, 2016
11 tks./T.t. 49:44


Для творчества Александра Паршикова характерно объединение альбомов в большие циклы или макси-циклы. Так, самописные альбомы 2008 года "Отцвели Глаза Твои" и "Папа, я к Тебе Вернусь" составили дилогию о смерти детства. "Лили Марлен" (2010), "Вот и Нет Любви..." (2011) и "За Бикс" (2014) образуют трилогию об утраченной любви. Иногда части цикла могут записываться с интервалом в несколько лет, а песни - складываться в эти циклы не по хронологии создания, а по смысловому наполнению.

В начале десятилетия Бранимир задумал "апокалиптическую" трилогию "Песни Утопающих". Выбирая название, он, очевидно, отталкивался от расхожей киноцитаты "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". На сегодняшний день записаны и выпущены две части. При их прослушивании возникает устойчивое ощущение, будто играет группа. На самом деле все инструментальные партии (гитары, синтезатор и ударные) и мужские голоса прописаны самим автором. У Бранимира органично сочетаются "шансонная" хрипотца, фальцет и горловое пение.

Первая часть (или первая книга) трилогии состоит из композиций, созданных в 2011-2012 годах (за одним исключением). Альбом можно охарактеризовать с помощью двух слов: художественная дисгармония. "Я пою о такой реальности, от которой становится противно", - сказал Александр Паршиков в одном из своих интервью. Этим объясняется максимальная концентрация негатива в поэтической составляющей. Музыкальная стилистика тяготеет к психоделическому дарк-фолку. Девять баллад - девять массивных глыб. Средняя продолжительность каждого трека - от 6 до 7 минут. Все слушается очень тяжело и вызывает чувство острого дискомфорта.

Композиции построены на архетипическом мотиве блуждающего корабля, восходящем к легенде о Летучем голландце, "Одиссее" Гомера, "Кораблю дураков" Себастьяна Брандта, "Пьяному кораблю" Артюра Рембо... В основу обложки положена скульптура Ольги Юсовой "Холокост" как отображение одной из величайших трагедий минувшего века.

"Несси" из одноименной баллады - рыбацкая шхуна, названная по имени Лохнесского чудовища, плывущая в никуда. Композиция проникнута ощущением близости вселенской катастрофы. А многократные, "вдалбливающие" удары палочкой по барабану в финале напоминают звук забивания гвоздей в крышку гроба. "Прощальный Танец Ерша" изображает беспросветную картину страшного мира. Название песни раскрывает ощущение, предшествующее Концу света. Здесь снова появляется корабль, конечная точка следования которого - Бермуды. "Раны Поют" - мастерская стилизация ростовской казачьей песни 90-х годов. Да и речь в ней идет о вырождении казачества. А "женский хор", прописанный крымской княжной Йолли, просто великолепен! На мой взгляд, это самая лучшая вещь в альбоме. "Иуда" - монолог-обращение к апостолу-иудею, содержание которого можно свести к фразе: "Иуда, приди! Мир так ждет твоего поцелуя". "Пощады Нет" - своего рода исследование: на нескольких примерах автор показывает, во что может превратить человека война. А в мирной жизни бывшие убийца и насильник сами могут стать жертвами глупого стечения обстоятельств. Баллада интонируется отстраненным голосом под леденящий маршевый аккомпанемент. "Или Или Лама Савахфани" - одна из самых ранних песен Александра Паршикова, написанная в 2003 году. Название нуждается в пояснении: "Господи, зачем ты меня оставил?" (именно так оно переводится на русский) - согласно легенде, последние слова Иисуса Христа, сказанные им перед распятием. Бранимир актуализировал эту фразу: сегодня она отражает закат эпохи постмодернизма, когда люди считают себя окончательно оставленными Богом. "По Шпалам" - "инструкция по выживанию" для тех, для кого нравственность превратилась к пустой звук. Песня выдержана в стиле, который называют то "анти-реггей", то "дарк-реггей", то "еретический реггей". "Праздники" - одна из самых страшных композиций альбома. Ее герой приходит на могилу к матери и с опозданием просит прощения за свои прегрешения. Раскрывая тему взаимоотношений детей и родителей, Бранимир до крайности реалистичен и циничен. Ведь бывает же, что дети и деньги на алкоголь и наркотики требуют, и оскорбляют, и рукоприкладствуют, и предают... И спохватываются, когда мать-отца уже не вернуть. "Kaput Macht Frei" - положенное на музыку стихотворение "Рождественское", дополненное припевом. Реалистическая картина праздника рождения Христа... о котором все забыли. Рождество - это лишь очередной повод нажраться и повеселиться.

"Жить на Глубине" - почти римейк альбома "Отцвели Глаза Твои". В него вошли песни, написанные в 2005-2008 годах. В первоначальном варианте они были записаны под акустическую гитару и звучали с куда большим отчаянием, с большей безысходностью, даже, я бы сказал, безнадежностью. В альбоме "Жить на Глубине" появилась полноценная "группа"... состоящая, повторюсь, из одного человека. Бранимир переписал песни, изменив мессидж и по-новому расставив смысловые акценты: подредактировал тексты, почти отказавшись от табуированной лексики. К слову, если сравнивать две части трилогии, во второй мата значительно меньше. Инвективные высказывания, могущие задеть чувства верующих, были смягчены. Анти-реггейный номер "Бабка", который первоначально входил в альбом "Папа, я к Тебе Вернусь", перекочевал в "Жить На Глубине...", а песню "Ёгова" Бранимир изъял из репертуара. Также Александр Паршиков включил в альбом два стихотворения: одно собственное, второе - Франсуа Вийона. С музыкальной точки зрения второй альбом слушается гораздо легче, чем первый. Монументальность уступила место малым формам.

Название второй части трилогии дала строчка из песни "Был": "Мне уже не боязно жить на глубине". Перерабатывая текст, Александр Паршиков поиграл в слова. Вот первоначальный вариант первой фразы: "Умирает старый бог в тишине". Теперь бога автор заменил на дога. Мир обезбожился настолько, что между богом и догом уже нет никакой разницы. Есть и другая версия: игра английских слов "dog" и "god". К слову, для обложки рэпер Денис Луперкаль (он же Horus) нарисовал собаку, лающую, по-видимому, на бога.

Короткое стихотворение "Позабывшие Отца" приоткрывает дверь в хайдеггеровский обезбоженный мир. "Сука" во всей полноте передает ощущения человека, соприкоснувшегося с реальностью, метафорой которой становится лес, полный диких зверей. Это анти-реггей, который Бранимир дополнил развернутым, почти ориентальным вступлением с соло на ситаре. А от воя замордованной вертухаем суки как-то не по себе... Агнца из одноименной баллады автор подвергает истязаниям. Под гитару песня звучала более естественно и драматически напряженно. В предложенной версии Александр Паршиков поэкспериментировал с электроникой, придав холодности и вокалу, и сопровождению. "Отцвели" (первоначальное название - "Отцвели Глаза Твои") из сатано-романса превратилась в колыбельную с разудалой цыганской пляской в финале, от которой становится жутко. Трагедия умирания детства оборачивается веселыми похоронами. Короткая сценка "Дочки-Матери" была взята Александром Паршиковым на YouTube, а звукорежиссер Дмитрий Хорунжий извлек из ролика аудиодорожку. Юлия Тимошенко (просьба не путать с экс-премьером Украины!) "воспитывает" свою маленькую дочь отборным матом и побоями. И кого такая горе-мамаша вырастит?.. Анти-реггей "Мангал" и сатано-романс "Печка" - мрачные прогнозы на будущее. Ничего мы не заслуживаем, кроме кромешного ада. Балладу "Завет Вийона" в переводе Феликса Мендельсона Бранимир читает под самостоятельно подобранные сэмплы. Да так, что мороз по коже! Герой песни "Можжевельник", находясь на смертном одре, философски осмысливает свою жизнь и приходит к выводу: перед смертью мы все равны.

Как обычно, не могу пройти мимо первоисточников, к которым обращается Бранимир: Библия, "Снежная королева" Ганса Христиана Андерсена, "Остров сокровищ" Роберта Льюиса Стивенсона, "Так говорил Заратустра" Фридриха Ницше, "Путешествие в Икстлан" Карлоса Кастанеды, "Повелитель мух" Уильяма Голдинга, "Матрица" братьев Вачовски, "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "По щучьему велению", "Слово о полку Игореве", а также "Борис Годунов" и "Песнь о вещем Олеге" Александра Пушкина, "Бородино" Михаила Лермонтова, "Мертвые души" Николая Гоголя, "Наш марш" Владимира Маяковского, "Гардемарины, вперед!" Светланы Дружининой, Юрия Нагибина и Нины Соротокиной, "Варяг" Алексея Турищева/Рудольфа Грейнца, "Песня о Щорсе" Матвея Блантера/Михаила Голодного, "Антошка" Владимира Шаинского/Юрия Энтина, "Последняя Электричка" Давида Тухманова/Михаила Ножкина, "Девушка Из Полесья" Олега Иванова/Анатолия Поперечного, высказывания, приписываемые Александру Суворову...

Известно, что последняя часть трилогии будет носить название "Спасение. Песни Утопающих. Книга Третья". Остается дождаться ее появления. Что касается двух частей - они дают повод серьезно задуматься над тем, кто мы и что мы, и попытаться что-то сделать для того, чтобы предупреждения и прогнозы, высказанные в этих композициях, не нашли своего подтверждения.

Слушать альбомы:
"Песни Утопающих. Книга Первая"
"Жить на Глубине (Песни Утопающих. Книга Вторая)"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 18 сентября 2017, 04:42
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.014