|
|
|
|
|
Бранимир - "Лили Марлен" (с) А. Паршиков, 2010
Хриплому баритону волгоградского рок-барда Бранимира могли бы позавидовать махровые исполнители блатняка. Драйв, который он выдаёт с одной только гитарой, способна создать не каждая рок-группа. Богословские термины и цитаты из классики перемежаются в его текстах с жаргоном и отборным матом, но соседство это предельно органично. Бранимир не статичен, каждая новая его работа - очередной этап, покорённая вершина и одновременно погружение в бездну. Альбом "Лили Марлен" - одна из таких вершин-погружений.
Первая же песня - десятиминутная баллада (если это слово вообще применимо к Бранимиру) "Черти" - без прикрас живописует бытие от зачатия до могильного бугорка. Это порочный круг, где каждый шаг человека предопределён заранее, та самая сансара, откуда так трудно вырваться, даже если этого захотеть. Впрочем, к тем, кто доволен таким порядком вещей, Бранимир никакого сочувствия не проявляет. "Кушай анаком*", - издевательски рекомендует он в каждом куплете.
Ту же тему на свой лад продолжает и "Прешбург" - кровавая история о взбунтовавшемся гарнизоне потешной крепости Петра I. Мелькают в эпизодах и братиславские танки 1968 года. В какую бы историческую эпоху ни затевались войны, суть у них одна:
Набухают деревца почками. Огнекудрый воин-Марс бочками
Льёт солдатикову кровь в решето. Барабаны бьют отбой в Прешбурге.
Вспоминают в дуплах жён снайперы. Шумно делят сапоги прапоры.
Молча жарятся в аду грешники. Барабаны бьют отбой в Прешбурге.
Пробегут по животам колики. Надувные гордецы-орлики
В воды Стикса упадут решками. Барабаны бьют отбой в Прешбурге.
Но избавиться от кукловодов можно только одним способом:
Травоядным - по метле! Генералам - по петле!
А Петрушку-живодёра сварим заживо в котле!
Всадим в ногти по игле, бошку срубим, спи спокойно,
Будешь знать, как слать на войны!
Бранимир не питает ложных иллюзий относительно войны и даже не пытается воспевать её. В "Лили Марлен", написанной по мотивам одноимённого немецкого шлягера времён Второй мировой, он снова смешивает времена и страны в одной батальной сцене, радующей разве что отмороженных богов Спарты. Лили Марлен дождалась своего "развесёлого и безногого Гуинплена", но стоило ли ему вообще уходить?
Герой следующей песни - тоже солдат, но из противоположного лагеря. "Враги Сожгли Родную Хату" (стихи Исаковского) положена Бранимиром на собственную музыку и исполнена под гитару, бонги и варган в традициях американских фолксингеров 60-х. Советский солдат уходил не завоёвывать, а защищать, но с какой стороны фронта ни смотри, война несёт только горе.
Солдатскую тему в альбоме закрывает песня "Солдат И Горбун", основанная на одноимённом эссе знаменитого оккультиста Алистера Кроули. Солдат и горбун здесь - метафоры ответа и вопроса, "!" и "?". Каждый раз, когда солдат побеждает горбуна, перед ним встаёт следующий. Нет окончательных ответов, каждый ответ порождает всё более сложные вопросы, которые, в свою очередь, требуют ответов, говорит Кроули. И остановка на этом пути - или закоснение в своей непрошибаемой уверенности, или вечные метания в сомнении. И тому, и другому легко найти печальные примеры. В песне Бранимира солдат похоронил-таки горбуна, пусть и при помощи бомжей. Очевидно, не первого и не последнего.
Цитаты и аллюзии составляют весомую часть поэтической манеры Бранимира. Цитируется всё - от уже упомянутого Кроули и маркиза де Сада до Максима Горького и Солженицына. "На Горбах Матрёны И Терезы" - песня о праведниках, на которых держится мир. Оригинальное название солженицынского рассказа "Матрёнин двор" - "Не стоит село без праведника". Но праведники во все времена были немногочисленны, а жители села испокон веков жаждут в лучшем случае хлеба и зрелищ:
У Терезы серденько стучит
И тихонько-тихо остывает.
Еле-еле ношу волочит
По арене, и весь цирк охуевает.
"Жюстина" навеяна романом де Сада "Жюстина или Несчастная судьба добродетели". "Мир, придуманный тобою, оказался слишком добрым" - ключевая фраза песни, так же как и "Карму смирную коровью не исправит даже ножик". "Брат, ты жизнь свою читаешь из овечьих букварей", - предупреждал Бранимир на предыдущем диске в эпическом шаманском полотне "Евангелие От Макиавелли". А вообще, тема отказа от христианского смирения проходит красной нитью через всё его творчество, начиная с самых ранних песен вроде "Расстриженного" и "Сыновей".
Альбом длится час с лишним, продолжительность большинства песен - от пяти минут. Но плотность подачи информации такова, что даже "Черти", "Гори" и "На Перо", весьма длинные по обычным меркам, слушаются на одном дыхании. Аранжировки крайне минималистичны - помимо мощной, иногда записанной дабл-треком акустической гитары Бранимира звучат только простые электрогитарные партии, местами перкуссия, немногочисленные сэмплы и отличные подпевки. Но такая обработка не кажется недостаточной: напряжения и экспрессии хватает за глаза. Мелодии цепкие и запоминающиеся, иногда даже с джазовым оттенком, причудливо контрастирующим с наждачным голосом Бранимира. Используется и нестандартный гитарный строй. А антиколыбельную "Проснуться" мог бы, если отвлечься от текста, исполнять хоть Леонидов. Слегка провисает на общем фоне только песня "Твои Волшебные И Честные Глаза", хотя и ей не занимать драйва.
Слушать альбом стоит, пожалуй, всем, кто не предубеждён против мата и чрезмерного натурализма в искусстве. Он может зацепить раз и навсегда, может вызвать резкое отторжение. Не буду говорить, что никто не останется равнодушным, и не советую верить тем, кто говорит подобное о чём-то другом, ибо так не бывает. Но этот альбом, как и другие песни Бранимира, - явление, которое интересующимся русской рок-музыкой уже нельзя не замечать.
* "Анаком" - марка продуктов быстрого приготовления, "бомж-пакетов".
Автор: Владимир Е. Обломов
опубликовано 24 марта 2011, 09:30
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (14) | Оставьте свой отзыв
Другие статьи на нашем сайте Другие рецензии
|
|
|
|
|
| |
|