МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС - "Зима"


(c) & (р) Мазай Коммуникейшенс, 2014

Если Сергей Мазаев и может чем-нибудь меня удивить - так это самим фактом своего существования. Человек, начинавший еще в составе вокально-инструментальных ансамблей со шлягерами Вячеслава Добрынина на устах, в конце 80-х игравший в уже надоевшем всем, но по-прежнему непревзойденном в плане профессионализма АВТОГРАФЕ, а в 90-х считавшийся одним из законодателей музыкальной моды, по-прежнему идет в ногу со временем, хотя вроде бы никуда особенно не спешит. В качестве хобби он может, конечно, появиться в какой-нибудь телепрограмме, посвященной советскому ретро и спеть что-нибудь задушевное и понятное народу. Но эти выступления моментально забываются, а МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС по-прежнему остается главным детищем нашего героя. Жаль только, что пополнять свою дискографию Сергей не спешит, с каждым альбомом возится лет по семь. Поэтому его, конечно, любят и помнят, но единственным по-настоящему сенсационным диском так и остается вышедший четверть века назад "Сотрясение Мозга". Тогда первый же попавший на телеэкран клип группы потряс своей "несовковостью" как по звуку, так и по видеоряду. Это было совсем как у R.E.M., только по-русски. Дальше все шло как-то без потрясений и сотрясений, спокойно и ровно.

Сама мазаевская музыка - не та, с которой уходят на войну или на революционные баррикады. Она убаюкивает, успокаивает, создает атмосферу домашнего уюта. Название "Зима", конечно, вряд ли у кого-то вызовет ассоциации с комфортной обстановкой, но если это повод согреть теплом своей души в пору, когда за окном воет ветер и кружится вьюга, почему бы и нет? В текстах песен МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА нет каких-то безумных откровений, громогласных призывов, вообще каких-то глубоких мыслей. Это - тоже такой ровный, неторопливый звуковой поток, не слишком сильно отвлекающий от музыки, но и не раздражающий ни капельки. Все-таки Мазаев помнит, что слово в русском роке играет не последнюю роль, и обходится без безграмотных оборотов и разного рода "стремительных домкратов", коими перенасыщены наши поп-шлягеры. Если бы это все было по-английски, общее восприятие ничуть бы не изменилось. В последнее время группа, правда, эволюционировала как раз в обратном направлении, что, видимо, связано с общей модой на импортозамещение. Скажем, был у нее в самом начале 90-х такой медленный красивый блюз "I'm Going". Сейчас он называется просто "Блюз" и звучит так: "Я знаю, я знаю, мон амур, мон ами. Я знаю, да, я знаю - это блюз о любви". Но все это я прекрасно знал уже двадцать лет назад, не понимая ни единого слова по-английски. И хотя Павел Жагун - один из самых талантливых ныне живущих поэтов песенников, зачем он тратил время на перевод - непонятно. Только подпортил общее впечатление грубоватой, совершенно не блюзовой русской фонетикой!

Из-за чего МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС действительно стоит слушать - так это из-за хорошо узнаваемого бархатного мазаевского вокала и неуемной гитары Николая Девлет-Кильдеева. Они и по отдельности вполне жизнеспособны, но вместе превращаются в грозную силу, этакого двухголового дракона. Одна голова олицетворяет лиризм, вальяжность и самодовольство, а вторая, соответственно, иронию и брутальность. В более жестких вещах типа "Кукушки" права лидера на себя берет гитарист и отрывается по полной. Мы вспоминаем, что перед нами именно рок-группа, еще не забывшая о своих крепких "семидесятнических" корнях. Кстати, впервые с момента "Сотрясения Мозга" энергичных, балансирующих на грани харда и пост-панка композиций стало больше, что кажется хорошим знаком. Не так уж много у нас музыкантов старой школы, умеющих и любящих изящно, непошло хулиганить. Когда же инициативу перехватывает Мазаев, получается что-нибудь вроде смеси диско и "новой волны" - "Мир Не Нов", "Белые Облака" или сделанных в латиноамериканских ритмах "Голубых Огней Иокогамы". Общее разнообразие дополняют две баллады - "Я Ухожу" и "Туда", хотя тихая лирика явно не подходит Мазаеву по темпераменту и не является его сильной стороной. Зато он виртуозно, без всяких усилий, выстраивает мосты между разными историческими эпохами, оставаясь современным, сегодняшним, живым. Композицию "Огонь И Лед" группа записала вместе с Артуром Беркутом, нынешнему юному поколению известным разве что в качестве вокалиста АРИИ, да и то не самого главного. Когда-то Сергей и Артур работали в позднем составе АВТОГРАФА. Уже тогда группа пыталась уйти от своих арт-роковых корней и больше соответствовать последним тенденциям мировой музыкальной моды. Многим отечественным слушателям это казалось позорным концом блестяще начинавшейся истории, но сейчас это видится как передышка на пути к новым вершинам. И иногда очень полезно напомнить всем, что ты не на пустом месте появился, что у тебя помимо дискографии еще и биография имеется весьма длинная.

Вряд ли хоть одна мелодия из данного альбома удержится в вашей памяти очень надолго. МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС не создает монументальных произведений искусства, а просто делится своей энергией. А ее запасов, нерастраченных и припрятанных на черный день так много, что еще как минимум на три десятилетия хватит. Воистину прав был Василий Шумов, спевший однажды: "Жмотство спасет мир"!

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 30 августа 2015, 13:06
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиСмена деятельности - лучший отдых (МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС: новый клип)Ирина Кулагина28.04.2008
Архив"Кругозор" №08'1992 (МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС)Екатерина Борисова31.07.2015

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.27 / 6 / 0.036