БАХЫТ-КОМПОТ - "Полигимния"


(p) Warner Music Russia, 2014

Ох, не люблю я выражение "сбитый летчик", хоть оно и звучит гораздо оптимистичнее, чем, скажем, "утопленный матрос"! Но как еще можно назвать группу, которая что бы ни делала, уже никогда не произведет сенсации? Причем по собственной же вине не произведет! Ведь чем был интересен БАХЫТ-КОМПОТ двадцать пять лет назад, в момент своего появления? Да прежде всего своей наглостью, когда люди, не умеющие толком ничего делать, вылезают на сцену и превращают свой дилетантизм в главное достоинство. Вадим Степанцов никогда не умел петь, а просто ревел всем своим варварским мужским естеством: "Хочу самку челове-е-ка!!!" И как не поверишь этому стону, если на его фоне даже пролетарий Дядя Федор из НОЛЯ начинал выглядеть таким утонченным эстетом, что хоть директором Эрмитажа его назначай? Другие соратники Вадима тоже не шибко виртуозничали, играли не намного лучше уличных музыкантов с Арбата, да от них ничего особенного и не требовалось. В некоторых песнях первого альбома "Пьяная, Помятая Пионервожатая" звук был непричесанным, почти "гаражным", и именно в этом состояла его прелесть. Они не играли панк-рок, они... в него играли как дети. Получалось весело, смешно, живо. А потом мастерство начало совершенствоваться, пошли всякие стилизации, пародии, требующие более профессионального аккомпанемента, с жесткими гитарами стала соперничать электроника, и с появлением каждого технического новшества коллектив как-то незаметно, шаг за шагом, уходил в тень. Уже в 1992 году, когда из всех ларьков зазвучал знаменитый "Лодочник" Профессора Лебединского, стало ясно, что некоторые умеют делать примерно то же самое, но в более понятной широким массам форме. Кого Степанцов хочет удивить сейчас - вообще непонятно. По крайней мере, не тех, кто помнит его ранние опыты.

Для того чтобы стать легендой в своем жанре, совсем не обязательно демонстрировать чудеса суперпрофессионализма. Есть же в Москве группа 13-Е СОЗВЕЗДИЕ (кстати, как и БАХЫТ-КОМПОТ прошедшая через рок-кабаре Алексея Дидурова), которая вот уже больше двадцати лет играет на одном и том же дворовом уровне - и без нее все равно трудно представить историю столичного андеграунда. А вот Степанцов перепел в новом альбоме один из первых своих хитов - "Эротоман", и испортил его разного рода излишествами типа цитат из BONEY M и KRAFTWERK. Что ж, теперь мы поняли, что музыканты знают еще кое-что, помимо сочинений своего лидера. А ощущение, что в твоих динамиках кипит безумная, необузданная страсть, притупилось. Как бы сказал еще один дидуровский питомец Владимир Вишневский: "Какой-то вы маньяк несексуальный!" Самобытному же поэту Вадиму Степанцову для оформления его стихов по большому счету вообще не нужно никакой музыки. Его спокойная манера чтения ничуть не хуже по-прежнему брутальной манеры пения, и запись альбомов - скорее хобби или форма саморекламы. Все, что отвлекает внимание от его голоса, так же неуместно и неестественно, как пронзительное верещание чьего-то мобильника в разгар поэтического вечера.

Слава богу, перебивают его далеко не в каждой песне. И у нас есть возможность оценить, например, монументальность и провокационность баллады "Почему Умирают Бомжи", данной аж в двух вариантах - радийной и неподцензурной: "Почему умирают бомжи? Потому что живут не по лжи, потому что в душе у бомжа никогда не заводится ржа...". Видимо, так должна выглядеть доведенная до абсурда идея, что народ всегда прав, мудр и безгрешен. Или все-таки это о том, что свобода и одиночество - сиамские близнецы-братья, и говоря об одном, мы неминуемо должны помнить и о другом тоже? Столь же глубокомысленна и лукаво пафосна "Красота". Один из европейских философов позапрошлого века утверждал, будто красота - это то, что нам нравится без всякой пользы. Ну так вождь куртуазных маньеристов с классиками спорить не собирается, его волнует совсем другое: кому "гений чистой красоты" достанется. Известно ведь, что стоит какой-нибудь благой идее сделаться достоянием широких масс и пойти по рукам, как она превращается в лучшем случае в безобидную, банальную пошлость. И при одном только напоминании, во что попса превратила понятие "любовь", трудно не воскликнуть: "Красота, красота, стала ты совсем не та! Поглумится над тобой сволота!" Горькая, злая частушка вышла, но для данного альбома вообще характерен смех именно сквозь слезы. Он слышен даже в масштабном фолк-роковом полотне "Маруся". Честно говоря, я уже лет двадцать пять как минимум ждал, когда же кто-нибудь из наших русопятых рок-бардов типа Ревякина внимательно перечитает пушкинские "Дорожные жалобы" и поймет, что именно в них, а вовсе не в аутентичном фольклоре кроются истоки всего их творчества. А счастье пришло оттуда, откуда не ждали. Человек, достаточно далекий от этой эстетики, но с умом столь же язвительным, как у Александра Сергеевича, выдал-таки нечто "по мотивам" - глумливое, и очень точное по сути!..

Вообще Степанцов становится чем дальше, тем глубже, серьезнее, многозначнее. Быть может, по этой причине, самая слабая в поэтическом отношении вещь на альбоме - твист "Верняк". Сама по себе попытка создания хулиганских сатирических зарисовок в духе "Лолы", "Клеща" или "Фашистки" достойна только хвалы, однако по поводу гулящих комсомолок и пионервожатых шутилось как-то смешнее. Все-таки что пройдено - то пройдено, и возвращаться к темам, которые закрыл для себя еще двадцать лет назад, поздно и бессмысленно. Еще одна попытка окунуться в ретро связана с пением чужих хитов, тексты к которым принадлежат перу Вадима. Здесь дело обстоит чуть лучше, ибо Степанцов как текстовик сотрудничал в основном с исполнителями, чья музыка на БАХЫТ-КОМПОТ совершенно не похожа, так что любой кавер на них - уже пародия. Николай Арутюнов из ЛИГИ БЛЮЗА исполнял "Моего Мышонка" притворно-слащаво, вальяжно, как прожженный светский лев, у которого главная эрогенная зона - толстый кошелек, в авторской же степанцовской версии это скорее монолог трудного подростка из соседнего подъезда, невесть где угнавшего иномарку и приглашающего такую же разбитную малолетку прокатиться с ветерком. Причем его утверждение, что он "все равно обманет", куда убедительнее.

В итоге материал для альбома подобрался вполне достойный, хотя не обошлось и без откровенно бессмысленного заполнения пустых мест чем попало. Например, текст "Сегодняшнего Дня" явно был написан в конце 80-х, а извлечен из пыльных архивных папок лишь сейчас. Упоминание в комическом контексте Горбачева, о существовании коего уже мало кто вспоминает, как, впрочем, и Джорджа Буша может развеселить сегодня разве что тех, кто впал в летаргический сон примерно за год до августовского путча и очнулся буквально на днях. Впрочем, наши динозавры перестроечной панк-волны вообще склонны к отставанию от времени. Вон, Чача из НАИВА при исполнении своей нетленки "Когда Я Перестану Пить" до сих пор Ельцина в отставку отправляет, хотя вполне мог бы отредактировать строчку в соответствии с текущим моментом - и ничего, пипл хавает просроченные продукты с удовольствием!

БАХЫТ-КОМПОТУ удается оставаться актуальным лишь по одной причине - чаще всего со слушателями он говорит о вечном, не размениваясь на пустяки. И вся мораль его нынешнего творчества легко укладывается в строчку еще одной - быть может, самой эмоциональной блюзовой композиции: "Не Ссы В Компот!". То есть не мешай жить другим, а ежели помешал, то на последствия не жалуйся. Это - и обращение к ближнему, и к государству, и к человечеству. Сам же лирический герой в "Аллилуйе" под нежное пение ангельского хора, постепенно превращающегося в хаос какой-то пьяной перебранки, срывает маску циника и молится за всех, за то, чтобы всем было хорошо и спокойно. Он не знает, как этого достичь потому что, как и все, не умеет жить по уму, но очень хочет научиться. А мир остается прежним, и ему все молитвы глубоко по барабану...

Вот почему данный альбом никогда не станет так же популярен, как ранние записи группы. Потенциальных хитов в нем ничуть не меньше, но как-то уж слишком все серьезно, слишком по-взрослому. Эротомания уступила место философии. А это, между прочим, тоже любовь - только к мудрости, и здесь стареющим донжуанам тоже есть чем заняться!..

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 25 июня 2015, 19:41
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииБАХЫТ-КОМПОТ - "Бог, Клубника и Павлин"Старый Пионэр06.04.2001
РецензииВместо нескольких рецензий... (ПИКНИК, ЭЛИЗИУМ, ПСИХЕЯ, КИРПИЧИ, ПИЛОТ и др.)Старый Пионэр29.04.2003
СтатьиКомпот просочился (БАХЫТ-КОМПОТ в Сочи, лето 2002)Старый Пионэр22.10.2002
Архив"Ваша Антенна" (Н. Новгород) 18-24.05.1998 (БАХЫТ-КОМПОТ)Старый Пионэр27.10.2006
Архив"Ленинская Смена" (Горький) 07.07.1994 (БАХЫТ-КОМПОТ)Старый Пионэр08.10.2008

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.009