Святослав Вакарчук - "Брюссель"


(c) & (p) Susy Records, 2011
(р) Никитин, 2012
12 tks/t. t. 44:38


Святослав Вакарчук и ОКЕАН ЕЛЬЗИ вряд ли нуждаются в представлении. А вот его сайд-проекты остаются в тени славы культовой группы. Хотя проект ВНОЧІ и одноименный альбом известны постоянным читателям Нашего НеФормата.

Я никогда не был фанатом ОКЕАНА ЕЛЬЗИ. Но слышал всю дискографию группы, равно как и уже упомянутую работу проекта ВНОЧІ. На мой субъективный взгляд и вкус, альбом, о котором пойдет речь, превосходит все былые и последующие достижения Святослава Вакарчука. В одном из интервью лидер ОЕ признавался, что тогда как другие музыканты в свободное от концертов время предпочитают отдыхать, он одержим идеей создания альтернативных проектов, - благо, музыкального материала более чем достаточно. Дома Святослав сочиняет музыку на пианино. За короткое время написались песни для более камерного исполнения, чем в ОЕ и ВНОЧІ. Так возник новый проект.

Несколько слов о музыкантах, вошедших в его состав: Святослав Вакарчук - певец, автор идеи, музыки и текстов почти всех песен. Его голос по-прежнему легко узнаваем. Певец и актер Сергей Бабкин известен любителям музыки по группе 5`NIZZA. Его акустическая гитара, флейта и мягкий баритон вносят в звучание проекта неповторимый колорит. Кроме того, Бабкин - автор одной из песен, о которой будет сказано ниже. Бывший гитарист ОЕ Петр Чернявский взял в руки бас-гитару - и сделал это не зря! Клавишник Дмитрий Шуров играл в ОКЕАНЕ ЕЛЬЗИ и в ESTHETIC EDUCATION, некоторое время работал с Земфирой, впоследствии основал проект PIANOБОЙ. Он не только сыграл на рояле, электропианино, электрооргане и металлофоне - вклад Дмитрия в аранжировки не подлежит сомнению. Мало кто знает, что Шуров параллельно работает в академических жанрах, является автором оперы и камерно-инструментальных произведений. Некоторые композиционные приемы камерной музыки были им привнесены и в звучание проекта. А барабанщик Максим Малышев имел более чем 20-летний опыт работы со многими поп- и рок-музыкантами.

Поначалу проект назывался 96,7. Новое название - БРЮССЕЛЬ - пришло в голову Максиму Малышеву: как и предыдущая работа "Вночі", новый альбом записывался в Брюсселе, в "IPC Recording Studios". По названию проекта он и был озаглавлен. Продюсерами альбома выступили Петр Чернявский и клавишник ОЕ Милош Елич. Работа в студии заняла две недели. В ходе записи "Брюсселя" использовалась уникальная технология: все вокальные и инструментальные партии записывались одновременно, как в 50-е годы, лишь кое-где были дополнительно наложены голоса для достижения эффекта многоголосия. В некоторых местах получилось почти по-битловски! В августе 2011 года альбом был завершен, в конце года выложен в Интернет и выпущен на виниле, а год спустя - на лазерном звуконосителе.

Альбом получился по-хорошему экспериментальным. В чем же проявилась экспериментальность?

Во-первых, в стилистике. Критики определяют стиль проекта как поп-рок. Такое обозначение грешит неполнотой и поверхностностью. Ибо в музыкальной составляющей присутствуют и прогрессив, и поп чистой воды, и отголоски джаза, и даже некоторые приемы классической музыки. Думаю, здесь можно (и нужно), не мудрствуя лукаво, употребить обобщающую характеристику "поп-музыка европейского уровня".

Во-вторых, в неожиданном аранжировочном решении: участники проекта нестандартно подошли к функциям музыкальных инструментов. У подавляющего большинства рок-составов роль солирующего инструмента отводится гитаре. В проекте Святослава Вакарчука солируют рояль и бас-гитара.

В-третьих, в обилии вокализов, исполняемых дуэтом (сам лидер проекта в шутку называет их "завываниями"). И если Бабкин в основном вокализировал на гласных слогах, Вакарчук в некоторых местах практиковал так называемое фонемное пение.

Альбом открывается англоязычной песней "Airplane". Лирический герой отправляется в путешествие на самолете и приглашает всех желающих к нему присоединиться, обещая всевозможные развлечения. И обещание свое сдерживает. К слову, на песню снят клип - съемки проходили в зале ожидания терминала "F" киевского аэропорта Борисполь. Снималось всё вживую, без предварительных постановок, в расхожем жанре спонтанного флэшмоба: Бабкин начинает играть на флейте, прочие музыканты подыгрывают на смартфонах и ноутбуках вместо инструментов, Вакарчук шагает по терминалу, а пассажиры радостно слушают и наблюдают происходящее... Эта атмосфера сохранена и в аудиозаписи: песня начинается шумом аэропорта, а заканчивается аплодисментами и восторженными возгласами нескольких благодарных зрителей.

Тему полета продолжает следующая композиция - "Адреналін". Ее герой находится в постоянном цейтноте, не знает, за что взяться, его речь взволнована и прерывиста... А озаглавливая песню "Come To Me Baby", Вакарчук тем самым вписывает себя и свой проект в контекст мировой поп-музыки. Вполне себе стандартное обращение лирического героя к любимой. И в этой стандартности есть философский смысл: времена меняются, а настоящая любовь остается. Слушая "Дощ" ("Дождь"), словно погружаешься в уютную атмосферу. А дождь весенний, теплый, начинается и заканчивается по желанию, как в хорошей сказке... Песню можно спеть под одну акустическую гитару - и она не пострадает. Но Дмитрий Шуров обогатил музыкальную ткань красивым унисонным проигрышем рояля и металлофона... "Дай Мені Чистої Води" ("Дай Мне Чистой Воды") - драматический монолог, воспоминание лирического героя о прошлом. Возбужденный, даже чуть истеричный припев контрастирует со спокойным, уравновешенным запевом. Обращает на себя внимание маршеобразный проигрыш рояля и барабанов, на которые накладывается вокализ Святослава Вакарчука и Сергея Бабкина. А дотошный слушатель непременно найдет отсылку к песне "Модель" из одноименного альбома ОЕ. "Заплети (В Свої Коси Ніч)" ("Заплети (В Свои Косы Ночь)") - эмоциональная кульминация альбома. Реалистичная картинка из нашей жизни: лирический герой столь мучительно переживает распад семьи, что ему хочется искренне посочувствовать. "Не Плач" я бы назвал "Come To Me Baby 2": те же лирические герои, то же настроение, та же интонация; а между некоторыми фразами обеих песен сама собой обнаруживается смысловая перекличка. "Зелений Чай" - самый лучший номер на диске. Музыка и слова написаны Сергеем Бабкиным. Песня музыкально и поэтически принципиально отличается от всего "пятничного" материала. Печальный полублюз о кофеваре, который пьет свой бесконечный зеленый чай и постоянно находится среди нас. Песню поет автор, а Вакарчук подпевает ему в припеве; но роль бэк-вокалиста лидера проекта явно не устраивает, и во время вокализа он берет реванш. "Цунамі" - жалоба героя, уставшего от постоянных перелетов и в то же время не могущего от них отказаться. В припеве второго куплета строки "Там не буває цунамі, там не буває зими" вызывают в памяти хит ОЕ конца 90-х "Там Де Нас Нема". "В Останній Момент" ("В Последний Момент") - еще один ностальгический взгляд в прошлое, печальный и сосредоточенный. "Моя Планета" - просто хорошая песня о любви. Мелодические интонации отдаленно напомнили мне ранних QUEEN. Финальная композиция "Де Я" ("Где Я") могла бы украсить репертуар ОЕ. Святослав Вакарчук посвятил ее своим поклонникам и людям с четкой, устойчивой жизненной позицией. Это интеллектуальная кульминация "Брюсселя".

Альбом начинается и заканчивается в одной и той же тональности - фа минор, посредством которой, как в крупном музыкальном произведении, проводится смысловая арка. В этой связи позволю себе процитировать лидера проекта: "Конечно, этот альбом не рок-опера, но тем не менее в расположении песен, в котором я вижу и недостаточную заботу об интересе и удовольствии слушателя, есть свой смысл".

Да, смысл действительно есть. Но, мне кажется, Святослав Вакарчук слегка лукавит, подчеркивая недостаточную заботу о слушателе. "Брюссель" - хороший подарок не только любимым девушкам, но и всем, кто ценит хорошую музыку. А издание вполне годится для подарка: оформление диска включает в себя 4-полосный диджипак и 12-страничный буклет с фотографиями.

Альбом Святослава Вакарчука и проекта БРЮССЕЛЬ "Брюссель" настоятельно рекомендую в качестве неисчерпаемого источника позитива.

Скачать альбом (скачивание платное)
Ознакомиться с фрагментами и заказать:
CD
LP

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 13 января 2015, 01:55
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСвятослав Вакарчук - "Вночi"Сергей Райтер23.02.2010

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.005