Святослав Вакарчук - "Вночi"


(p) Moon/Susy Records, 2008
(с) & (р) Мистерия Звука, 2009


Было бы удивительно, если бы этот альбом не появился. Сколько для этого было предпосылок! Какой-нибудь мистик скажет, что лидера ОКЕАНА ЭЛЬЗЫ к созданию "Вночі" подталкивала невидимая длань судьбы, которую некоторые называют роком. Этот самый злой рок "делал вырванные годы" Славе Вакарчуку, когда один за другим акваторию ОКЕАНА стали покидать музыканты классического состава. Ушли, чтобы основать интереснейшую группу ESTHETIC EDUCATION, клавишник Дмитрий Шуров и басист Юрий Хусточка. Вскоре откланялся, занявшись собственным проектом, гитарист Павел Гудимов. "Не беда" - решил Вакарчук и, заделав бреши в команде новыми музыкантами, выпустил очередные альбомы ОКЕАНА ЭЛЬЗЫ "Gloria" и "Мiра". Но критики были весьма сдержаны в оценках. Даже успешные показатели продаж "Глории" не отвратили от мысли, что нужен свежий, неожиданный ход. Да и утереть нос ренегатам, сделавшим выбор в пользу собственной эстетики, не помешало бы. Дескать, и я могу меняться! Тем более что новые песни к тому времени уже подоспели. И сам Святослав признался: "Я не умею писать весёлые песни. То есть я пробую, но неизменно выходит нечто грустное".

На запись сольника Вакарчук пошёл формально в одиночку, но соратники из ОКЕАНА ЭЛЬЗЫ шли вторым темпом. Клавишник Милош Елич стал саундпродюсером записи. Басист Денис Дудко вернулся к своему привычному контрабасу, на котором он ранее играл в харьковской джазовой группе СХІД-SIDE. Сразу скажу: контрабасовая шершавость саунда "Вночі" стала одной из изюминок альбома. Пётр Чернявский сыграл на модном ныне в среде гитаристов бузуки. Также в записи поучаствовали струнный квартет, симфонический оркестр и музыканты-одиночки: гобой, гитары, рояль, флейта, саксофон, перкуссия. Писался альбом в Киеве, сводился в Брюсселе, мастеринг осуществлялся в Лос-Анджелесе. Что же получилось на выходе?

Мечтательно закатив очи, "Вночі" можно назвать антологией грусти. Сверкающий скальпель музыки выпускает на волю всю тоску отдельно взятой души. В результате тоска облачается в формы гуцульских напевов ("Ой, Поперед Мене Гори Сині"), колыбельной ("Колискова"), реггей ("Там Де Літо"), классических эстрадных номеров ("Чайка") и вполне себе океаноэльзовских вещей ("Не Йди"). В остальных же песнях главенствуют джазовые интонации. Здесь товарищи Вакарчука позволили себе выйти за флажки. Они, особенно в проигрышах, словно срываются с резьбы, и начинается свинг, синкопы и контрапункты. Симфонические же музыканты нотной строгостью ставят на место зарвавшихся импровизаторов. Своего пика такой синтез классики и джаза достиг в "Така, Як Ти" - абсолютном хите альбома. "Чайка" же - как парафраз, как лёгкий реверанс в сторону украинской эстрадной традиции: оркестровая мощь, апогей лирической печали, а унисонные струнные звучат как винтажный меллотрон.

Вот так и найден был пресловутый баланс. Проверенные фаны ОКЕАНА ЭЛЬЗЫ не разбежались в испуге с воплями: "Вакарчук уже не тот!". К тому же, обретена новая аудитория из так называемой респектабельной публики. Недаром "Вночі" презентовали в киевских, львовских и московских драмтеатрах. Спору нет: такие песни не только несут тихую радость массам, но и не наносят травм, несовместимых с жизнью эстетствующих снобов. Дарят истинную усладу меланхоликам и лишь слегка раздражают весельчаков-жизнелюбов. Убрав поп-роковую помпезность, Вакарчук стал ещё более откровенным и непривычно деполитизированным. Бонус-треком альбома стала англоязычная "Wherever You Are", вещь в контексте альбома инородная, но намёкающая на новый альбом ОКЕАНА ЭЛЬЗЫ "Dolce Vita", который появится в марте.

Помимо самого лирического героя, в песнях достаточно зримо присутствует Она - та, кому и адресуются все эти серенады и баллады. Бесконечная череда местоимений "ты", "с тобой", "тебе" и ряд проговариваемых деталей рисуют образ джазовой Галатеи, созданной Святославом-Пигмалионом, ради которой и Карпаты свернуть можно. Она обожает горячий чай и уют зимнего окна. У неё глаза цвета моря и непростое прошлое за спиной. Она любит вечно далёкого Дали и нежно-пастельного Моне, классику и cool джаз. В её косы вплетён день, смех её - россыпь алмазов. В её раскрытых ладонях он читает свою жизнь, а в глазах видит вечернее солнце. Про неё всё известно ночным ангелам. А ангелы не любят словами. Слишком просто, скажете? Но любовь вообще - штука простая. А о простых вещах, как говорил нынешний юбиляр Антон Павлович, нужно говорить просто. Некоторые утверждают, что любовь - это химическая реакция. Врут, наверное.

Автор: Сергей Райтер
опубликовано 23 февраля 2010, 20:16
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСвятослав Вакарчук - "Брюссель"Геннадий Шостак13.01.2015

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.007