КАФЕ - "Асимметрия"


(с) & (р) Квадро-Диск, 2012

Врагу не пожелаешь такую судьбу - стать звездой эпохи безвременья! Группа КАФЕ обратила на себя внимание в середине 90-х, когда "восьмидесятники" уже перешли в разряд ветеранов, не имеющих почти никакого будущего, а новая рок-волна, вырвавшись из клубов, ещё только начинала захлёстывать теле- и радиоэфир. Хит "Товарищ Сержант" удачно вписался в форматы всех FM-радиостанций, не стыдившихся крутить русскоязычных исполнителей. Но на этом, к сожалению, вся карьера и закончилась - о том, что помимо "Сержанта" Алексей Смирнов с сотоварищами написал ещё множество куда более глубоких и оригинальных вещей, узнали лишь те, кто дождался слишком запоздалого издания альбомов "Музыка Крыш" и "Плюс 12", затерявшихся на фоне других музыкальных событий 1999 года. Вынужденное пребывание во втором эшелоне, целое десятилетие разброда, шатаний и споров об авторских правах с двойниками окончательно свело на нет все ранние достижения. Поэтому всё, что происходит сейчас, похоже скорее не на продолжение старой истории, а на начало совсем новой. Причём предыдущие эксперименты с интерактивной "СвАбодой", с привлечением к сотрудничеству звёздной группы поддержки в альбоме "Три Часа Ночи" были даже не вторичным дебютом, а своеобразной репетицией, пробой пера. А высказаться на всю катушку удалось только сейчас.

"Асимметрия" пока что самый лучший альбом КАФЕ, хотя его материал для радио вряд ли подходит. Музыка группы по-прежнему звучит так, будто никогда не было никакого бритпопа, рокапопса, нью-метала и прочих важных изобретений рубежа веков. Эрик Клэптон был, THE BEATLES были, Макаревич, БГ, Майк и даже поздний, на кого-то там оглядывающийся Максим Леонидов тоже были, а всё остальное нам скорее всего приснилось. Традиционный блюз, рок-н-ролл, кантри, приправленные городской уличной романтикой и лёгкой иронией - всё это скорее из 80-х, из времён, когда искренность ценилась чуть больше, чем соответствие моде. Ситуацию усугубляют и тексты, которые по нынешним временам могут показаться чересчур литературными. Современные рок-поэты уже давно научились писать гладко и монотонно, позволяя себе отдельные шикарные строчки-афоризмы нанизывать на нить абсолютно мёртвого, лишённого развития сюжета - лишь бы не отвлекать слушателя, сидящего за рулём машины. КАФЕ, может быть, и не дотягивает по качеству поэзии до уровня ЗИМОВЬЯ ЗВЕРЕЙ, но зря разбрасываться словами тоже не умеет, а если очень постарается - может рассказать и такую историю, что до последнего момента будешь следить за судьбой героя, не зная, чем всё закончится. Особенно это касается шуточных зарисовок с натуры типа "Раз Живём", написанной явно в пику "Лучшей Песне О Любви" ВИСОКОСНОГО ГОДА. Если в оригинале героиня проносит через всю жизнь чистое - и, по-видимому, платоническое - чувство к человеку, которого пережила почти вдвое, то героиня пародии делает всё наоборот, не задумываясь о последствиях. Вот она - разница между московским и питерским подходом к одной и той же теме, между сентиментальными соплями и умением доказывать высокие истины от противного! Впрочем, это - не сатира, а всего лишь дружеский шарж на какую-нибудь знакомую, забывшую, сколько ей лет и вызывающую больше симпатию, чем жалость. Самого автора жизнь, может быть, чему-то и научила, но не превратила в патологического зануду. Пятнадцать лет назад он жил достаточно беспечно - не заморачивался глубокими отношениями с кем бы то ни было и больше всего боялся "стать старым козлом". Сейчас же он наедине с собой может впасть в сентиментальность, даже всплакнуть в стиле классического романса "Где Вы, Людмила?", - и это скорее всего всерьёз. Но утверждение далеко не молодого и всё же далеко не козла, который "почёсывая бороду, бредёт себе по городу", мол, "что естественно - то не безобразно" - это уже не бесшабашная удаль, не желание попробовать всё, а нормальное отсутствие комплекса неполноценности. Настоящий рок и должен давать человеку прививку от подобных комплексов. Даже если его посещает "Грусть-Хандра", смирновская гитара, зазвучавшая гораздо сильнее, озорнее, жёстче, быстро вернёт его в нормальное состояние. Остаётся только любить подругу Дину, танцевать и радоваться, что все традиционные для мировых блюзовых звёзд сюжеты - это про тебя и про твоих хороших друзей: "Потратил Все Деньги На Пачку Папирос", "Бодун Blues", "Hoochie Coochie Woman"...

За прошедшие годы КАФЕ заметно выросло в профессиональном плане, но так и не научилось просчитывать свой коммерческий успех. В начале пути музыкантам повезло по чистой случайности, и вернуться на прежние позиции они уже не смогут. Уже в 90-х это был неформат, а сейчас - и подавно. Любая из песен нового альбома может пройти на ура хоть на фестивалях, хоть на клубных концертах, но нового "Товарища Сержанта" уже, думается, не будет. И не надо! Авось случится чудо, широкая публика вновь научится судить о музыке не по эфиру, а по альбомам и откроет для себя всё, что прошло мимо неё. "Сто тысяч припевов спето. Остыло, сгорая, лето. Знамёна - в чулан! Окончен бой! Но если в судьбе хреновой тотчас бы начать по новой, то каждый бы стал самим собой!..", - с подобным оптимизмом те, кто не покидает верхних строчек хит-парада, почему-то о себе спеть не могут. Эти же неприкаянные "сыновья молчаливых дней" могут себе позволить делать вид, будто у них ещё всё впереди. Пускай предчувствие их не обманет!

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 07 ноября 2013, 13:29
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииКАФЕ - "СвАбода!"Александр Полищук30.07.2009
СтатьиКАФЕ: Run through the jungleЮлия Боровинская18.05.2009

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.027