Alisa Apreleva - "Lucidus"


(c) Алиса Апрелева, 2006-2010
(c) & (p) Выргород, 2011
11 tks./T.t. 41:31


Алиса Апрелева заявила о себе на московской сцене в 2001 году. Она проявляла себя в разных ипостасях: была рок-бардом, исполняла песни под акустическую гитару, а её группы ФАБРИКА ТЯЖЕЛОЙ ВОДЫ и проект ФОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ стимулировали поиск новых возможностей для самореализации. С 2004 года Алиса по семейным обстоятельствам проживает "на две страны" - в России и США, что также положительно сказывается на формировании ее творческого "я". Профессиональное музыкальное (в частности, композиторское) и филологическое образование, необычайная широта творческих контактов, неуемное желание пробовать себя в разных жанрах и стилях, - всё это побуждало Алису экспериментировать на стыке классики, авангарда, духовной музыки, этники и отчасти рока, и так или иначе предопределило появление проекта LUCIDUS и одноименного альбома.

На сегодня проект LUCIDUS существует в двух вариантах - русском и американском; участники обоих составов играют разноплановую музыку, от классики до рока. И в том, и в другом безусловный лидер - сама Апрелева (виолончель, вокал). Американская группа состоит из выпускников колледжа Беркли, в котором училась Алиса: это виолончелисты Дин Каппер и Халлей Фистер (США), барабанщик и перкуссионист Андрес Марин (Коста Рика) и звукорежиссер Марте Роэль (Мексика). Материал альбома записан американским составом; на запись композиции "Bellum" приглашен сессионный музыкант - барабанщик Дипак Гопинат (Индия). Почти все песни написаны Алисой; мелодія "Calvaria", принадлежащая Петру Акимову, органично вписывается в альбом.

Мастеринг альбома сделал Юрий Наумов. Сотрудничество Алисы Апрелевой с легендой русского блюза имеет свою предысторию. Как-то раз Наумов, ныне также проживающий в США и гастролирующий по России, услышал Алису, был приятно поражен и изъявил желание хотя бы косвенно поучаствовать в проекте LUCIDUS. Он сам вызвался отмастерить альбом. Когда "Lucidus" вышел на CD, Наумов был приглашен на московскую презентацию альбома, которая состоялась в клубе "Дом". На презентации Юрий и Алиса совместно исполнили несколько композиций. На этом их творческое взаимодействие, скорее всего, не закончится...

"Lucidus" может восприниматься на разных уровнях. Тем не менее, слушателю для элементарного понимания его сюжета очень пригодилась бы небольшая вступительная статья, раскрывающая концепцию альбома. У Алисы есть автокомментарии в виде кратких пояснений к каждой композиции, но написаны они по-английски. Если бы комментарии, наряду с текстами, были опубликованы в буклете на русском и английском, релиз только выиграл бы. Постараюсь, насколько мне это удастся, в доступной форме рассказать об альбоме.

"Lucidus" переводится с латыни как "светлый", "просветленный", "ясный" и связывается автором с прозрачностью сознания и осознания как эпитет, относящийся к Богу. Арт-философия проекта обращена к мистическим практикам античных и раннехристианских Греции и Рима, а также к европейским средневековым мистериям. В театрализованной, зрелищной форме в мистериях изображалась духовная реальность как объективная составляющая человеческого существования. Проект Алисы Апрелевой средствами современного искусства и языком универсальных символов запечатлевает духовную реальность, просвечивающую через повседневность. Концепция альбома дополняется его оформлением. На обложке и в буклете много тоннелей и лабиринтов, символизирующих духовные искания человека. Мне кажется, рисунки Владимира Зимакова гармонируют с композициями Апрелевой на неком метафизическом уровне.

Непосвященного слушателя могут привести в недоумение латинские названия альбома и почти всех композиций. На самом деле латынь имеет концептуальное значение: во-первых, она являет собой "середину" между русским и английским языками, помогающую слушателям из "латинских" частей света понять содержание альбома; во-вторых, "Lucidus" - это единый цикл, отражающий и обобщающий духовный опыт человека; при этом латынь как один из основных языков Библии помогает организовать материал в единую цельную структуру. В альбоме выдержана равная пропорция между русским как одним из языков современной православной литургии и английским как "универсальным" языком международного общения.

Цикл, стилистику которого сама Алиса определяет как акустический эмбиент, написан для голоса, барабанов и трех виолончелей. В каждой из 11 композиций синтезируются жанровые традиции - фольклорная (этническая) и академическая. Первую "олицетворяет" вокал: Апрелева стремится к синтезу западноевропейского, русского и восточного фольклора. Вторую "наследуют" виолончели. Почему именно они? Во-первых, это самый любимый инструмент Алисы Апрелевой. В этом достаточно убедиться, взглянув на помещенную на развороте диджипака фотографию, сделанную Александром Ростокиным в московском клубе "Вереск" 31 марта 2006 года: на ней запечатлен первый выход Алисы на сцену в качестве "поющей виолончелистки" (явление само по себе крайне редкое). Во-вторых, это живой инструмент, тембр которого близок человеческому голосу. В композициях альбома виолончели - равноправные "собеседницы" вокалистки. Барабаны задействованы в шести композициях. Как универсальный инструмент барабан используется и в народной, и в академической музыке. В цикле же он сыграл роль своего рода связующего звена, посредника между упомянутыми традициями.

"Silentium" ("Тишина") - монументальная вокально-симфоническая поэма. Тишина для автора - не просто синоним отсутствия звуков. Это - фундаментальная философская категория: с тишины все начинается, ею же заканчивается. Поэтому композиция на альбоме представлена дважды, в начале и конце. Алиса представила ее на русском и английском, очевидно, для того, чтобы быть понятой разными аудиториями. "Silentium" не просто обрамляет, но, я бы сказал, симфонизирует цикл, образуя его смысловую арку. "Cena Sacra" ("Причастие") фиксирует момент духовного преображения человека, а именно - принятия им веры. Это первый шаг на пути к просветлению. "Annuntiatio" ("Возвещение") - имеется в виду возвещение смерти Христа и воспоминание о Господе - рациональная составляющая Вечери Господней в исторических (православной и католической) церквях. Внимая возвещению смерти Христа, люди очами веры переносится в Палестину и соединяются с Богом. Возвещение символизирует индивидуальный мистический опыт человека и определяет избрание им жизненного пути. "Bellum" ("Война") - развернутая автоцитата, отсылающая к более ранней песне "Я Объявляю Войну". Для Алисы Апрелевой война - не форма насилия, а путь христианина, борьба не только с внешним злом, но и с собственными недостатками и слабостями. В то же время категория войны трактуется в композиции "Bellum" более философски - как способность индивида проводить различия между добром и злом, ангельским и демоническим, подлинным и мнимым... "Aegyptus" ("Египет") - драматическая кульминация цикла. Египет символизирует порабощение человека его собственными страстями и предание плотским усладам. Одновременное пропевание и проговаривание Алисой текста (посредством мультитрековой записи голоса) на фоне монотонного аккомпанемента виолончелей и ударных создает психоделический, пугающий эффект. Название "Fuga" способно ввести потенциального слушателя в заблуждение. В переводе с латыни оно означает "бег". Фуга - полифоническое (многоголосное) произведение, в котором одна, две или более тем проводятся имитационно во всех голосах в соответствии с определенным тонально-гармоническим планом. Композиция Алисы Апрелевой не имеет ровным счетом ничего общего с классической фугой. Но вслушаемся/вчитаемся в стихи - и точки над "i" расставляются сами собой: в контексте альбома заглавие правильнее переводить как "Бегство". Это метафора пути к Богу, пролегающего через освобождение от страстей и требующего больших волевых и духовных усилий. "Calvaria" ("Голгофа") изображает сцену казни Иисуса Христа. Распятие в эзотерическом христианстве символизирует восхождение к новой духовной жизни. Предельный уровень экспрессивности и, в то же время, высокая степень философской углубленности позволяют сопоставить композицию со многими шедеврами мирового искусства, использующими евангельский сюжет. "Anno Domini" ("Лето Господне") знаменует духовное очищение человека под воздействием страдания и скорби: он облагораживается, обретает вселенскую любовь и преодолевает пределы материального мира... Название "Resurrectio" ("Воскресение") в христианской традиции обозначает основание жизни, победившей смерть, порок и тление. "Exodus" ("Исход") отражает прекращение физического существования человека, возвращение его в сферу Тишины, обретение им полного Знания, духовное просветление.

Я уверен, что многие, кто знал до сих пор Алису Апрелеву по клубным концертам и самописным альбомам, услышав "Lucidus", будут удивлены или даже разочарованы: уж слишком всё здесь непривычно, тяжело, даже неудобно для восприятия. Но не сомневаюсь я и в том, что цикл, над которым Алиса работала на протяжении нескольких лет, вполне мог бы быть представлен на пленарном заседании Союза композиторов РФ или на каком-нибудь престижном российском (европейском, американском) фестивале академической музыки и имел бы абсолютный успех. Лично мне эксперимент под названием "Lucidus" показался удачным во всех отношениях. Он - лишнее доказательство того, что настоящий музыкант талантлив вне зависимости от жанра и стиля, в котором работает. Альбом я бы рекомендовал тем, кто не стесняет свой вкус определенными жанрово-стилевыми рамками и способен принимать то, что находится далеко за гранью его представлений о музыке.

Ознакомиться с фрагментами альбома и заказать mp3

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 29 февраля 2012, 21:19
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАлиса Апрелева - "Ad Libitum" и Alisa Apreleva - "Ad Libitum"Геннадий Шостак02.07.2007
РецензииAlisa Apreleva - "Live In LA"Геннадий Шостак01.09.2010

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003