Алиса Апрелева - "Ad Libitum" и Alisa Apreleva - "Ad Libitum"


(c) Алиса Апрелева, 2004-2005
13 треков
Total time - 61:09

(c) Alisa Apreleva, 2004-2006
11 tracks +2 video
Total time: audio - 48:10, video - 5:26


Слово "уникальность" исчерпывающе характеризует Алису Апрелеву как автора и исполнителя. Подобно Йозефу Кнехту, она играет с различными культурными пластами. И всегда выходит из игры абсолютным победителем: в отличие от гессевского героя, Алиса на основании усвоенных и критически переосмысленных музыкальных и поэтических традиций создаёт свои неповторимые, но не похожие друг на друга стили - как в музыке, так и в поэзии. То, что сегодня делает Алиса Апрелева, бессмысленно втискивать в рамки пресловутого "русского рока", да и вообще - в какие-либо рамки. А вот в историю отечественной музыки, равно, как и поэзии, её имя стоило бы вписать, да не красными чернилами, а золотыми буквами.

Полистилистичность, я бы даже сказал, полижанровость затрудняет характеристику её музыкального творчества. Очевидно, академическое образование Алисы обусловило её тяготение к крупным музыкальным формам. Круг интонационных истоков Алисиного творчества чрезвычайно широк: духовные песнопения, русская классика, славянский, а в последнее время и американский фольклор... Конечно, при очень большом желании можно обнаружить влияния некоторых представителей отечественного рока, но они будут выглядеть случайными и минимальными, а все попытки проведения каких-либо аналогий в итоге окажутся надуманными и несостоятельными: от подражательства Алиса далека.

Тексты, как и музыка, полижанровы. Диапазон поэтических влияний чрезвычайно широк - от символистов и футуристов Серебряного века до "Фронта Радикального Искусства". Впрочем, у всех текстов Алисы, к какому бы жанру и направлению они ни относились, есть одна общая черта. Они не воспринимаются с первого раза, что, возможно, и к лучшему: понятность убивает художественность. В своё время Сёрен Кьеркегор определял поэта как несчастного человека, в сердце которого скрыты глубокие мучения, но чьи губы устроены так, что, когда стон вырывается из них, он превращается в прекрасную музыку. Казалось бы, многие песни Алисы вписываются в эту характеристику. Хотя называть их трагичными и депрессивными я бы воздержался. В них - настоящий оптимизм. И куда больше, чем у всех наших сладкоголосых звёзд и звёздочек, вместе взятых.

Об исполнении скажу одно: с каким бы проектом Алиса ни работала, её всегда отличает серьёзный подход к музыкальной и к поэтической составляющим. Не зря она определяет свой стиль как "арт-символизм", который предполагает "гармоничную слиянность мелодии, слова, гармонии, сценического образа и личностной основы исполнителя". Именно поэтому она становится в оппозицию к андеграунду и избирает иную форму существования - оверграунд, которая изначально предполагает поступательное движение, неуклонное развитие, творческий рост.

Избранное Алисой название переводится на родной язык как "свободно": термином "ad libitum" в нотном тексте помечаются места музыкальных произведений, допускающие известную долю импровизации. Бoльшая часть песен уже известна поклонникам Алисы по ставшему раритетом, в своё время распространявшемуся только на кассетах альбому 2001 года "Ante" и по концертнику 2002 года "Асфальт". Впрочем, этому можно найти объяснение: составляя сборник, Алиса исходила из желания, во-первых, представить разные стороны, формы и этапы своего творчества, во-вторых, сделать подарок своим поклонникам - что-то наподобие "The Best". И, на мой субъективный взгляд, с поставленной двуединой задачей справилась на все 100%. В более же широком смысле "Ad Libitum" подразумевает свободу, данную нам свыше. Как нетрудно убедиться по прослушивании, смысловая доминанта подавляющего большинства её песен - поиск контакта со Всевышним, стремление создать свой собственный мир, в котором присутствует Бог.

Alisa Apreleva - ''Ad Libitum''"Ad Libitum" существует в двух редакциях. Первая распространяется в России среди поклонников творчества Алисы. Вторая, обновлённая, куда вошли записи, сделанные в 2006 году, существует виртуально: её можно скачать, зайдя по ссылке на сайт Апрелевой.

Во весь внешний разворот обложки первого диска изображён тихоокеанский прибой, символизирующий и непреодолимую силу, и красоту Земли, и величие Вселенной, и возможность прикоснуться к Началу, и свободу, подчинённую одной воле - воле Творца.

Открывается сборник студийной записью англоязычного проекта TRANSATLANTIC EXPRESS, в котором кроме самой Алисы (музыка, тексты, гитара, вокал) участвовали Андрей Сенин (тенор-гитара; также - ТОЧКА РОСЫ) и Юрий Джанибеков (кларнет). Представленная на диске композиция "Lullaby" записана в январе 2005 года звукорежиссёром Станиславом Перевезенцевым. По музыке это великолепная стилизация современного американского фольклора с придыханием арт-рока. Текст лучше воспринимать на "языке интернационального общения".

Следующие три трека записаны в период с лета 2004 по весну 2005 гг. с родной группой ФАБРИКА ТЯЖЁЛОЙ ВОДЫ, в которую входят Наталия Жеренкова (скрипка), Владимир Никритин (бонги), Константин Гнедовский (бас), Александр Сорокин (перкуссия) и Станислав Перевезенцев (звук).

"Ave, Maria!" - песня о бесовской прелести: бесы охотно пользуются свойством многих людей - выдавать желаемое за действительное.

"Анимация", очевидно, написана под впечатлением от Янкиных "Декораций". В этой короткой песне живописно изображён хайдеггеровский "обезбоженный мир": игра на аллитерациях как способ выразить то, на что обычных слов не хватает; баланс на грани надежды и отчаяния, нарастание эмоционального накала до кульминационной точки, гримаса боли на лице, искажение рта в стоне - на крик уже не хватает сил... Конец столь внезапен, как и начало.

Тема войны не нова для отечественной поэзии в целом и рок-поэзии в частности. В композиции "Я Объявляю Войну!" тема приобретает философский характер - война с собственными пороками, с окружающей действительностью.

Диск продолжает запись с концерта в Театре песни "Перекресток" осенью 2002 г.

Песня-посвящение "Дом С Окнами В Вечность" выдержана в романсовой эстетике.

Песня "Нельзя" - её можно воспринимать на разных уровнях - и как чистой воды импрессионизм, и как философское воплощение противостояния горнего и дольнего, духа и материи, небесного и земного. Непременно нужно отметить великолепные вокальные данные Алисы.

Запись с концерта ФТВ в клубе "Форпост" 8 октября 2004 года выглядит как несколько капель дёгтя в бочку мёда. Кустарность записи мешает восприятию. Звукорежа на мыло. Бас-гитары нет!

"111 Дней До Весны" - по-ноябрьски холодно, проникновенно, пронзительно, но и в названии, и в припеве сквозит проблеск надежды.

"Белые Птицы" - романтическая баллада, которую на данной записи "спасла" Алиса своим виртуозным вокальным исполнением. Полифоническая импровизация вокала Алисы и скрипки Натальи Жеренковой.

"Солнце?" - это песня от имени человека, не нашедшего свой путь к Богу и находящегося в запредельном одиночестве. На создание образа успешно работают используемые музыкантами выразительные средства.

В лирико-драматической балладе "Волчонок" появляется alter ego самой Алисы. В этом же обличье он перекочёвывает в композицию "Маленький Принц".

Запись с концерта ФТВ в Казани 15.01.2005 отличается более высоким качеством. Можно назвать Алису основателем нового жанра - аудиопоэзии. Мне кажется, литературоведы ещё скажут свое веское слово о её стихах.

В заключение сборника - переход в сферу "несерьёзного". Песня "Мохнатые Птицы" с самоценным эпиграфом Игоря Юганова (поэт, погибший в 43 года) - песня, далеко не свойственная творческому почерку Алисы, своеобразное исключение из правил. По музыкальной стилистике это - инди-поп. Аранжировка сделана Алисой, ею же сыграны все инструментальные партии. Вокал исполнен дуэтом с неким Игорем Берлиным - дуэт получился замечательный!

Основу оформления второго варианта составляют фотоснимки - портреты Алисы, выдержанные в мистико-героической эстетике (не путать с эстетикой ролевиков!).

Первые четыре студийных трека - те же, что и в первом варианте, однако они по-новому пересведены, перепет вокал. Впрочем, разницу могут заметить разве что дотошные поклонники творчества Алисы.

"Форпостовская" запись урезана до трёх треков: "111 Дней До Весны", "Волчонок", "Маленький Принц".

Диск продолжает запись с прямого эфира на радио "Культура" 12 апреля 2005 года. "Тишина" - вокально-симфоническая поэма, выдержанная в свободной форме. По прослушивании её мне вспомнились слова Борхеса: "Человек выигрывает, если не удовлетворяется плодами, созревшими в каком-то одном углу планеты". Налицо синтез и авторское переосмысление различных фольклорных традиций. Композиция исполнена в две виолончели с Петром Акимовым. Диалог культур: фольклорной (из вокала) и академической (виолончели).

"Не Было И Нет!" - это своего рода продолжение "Lullaby", её "активный" вариант, только более сжатый и драматичный.

EVIL DEAD PROJECT - англоязычный проект, в который вошли Jonathan Hurley (Джонатан Хёрли) - идея проекта, гитара, Alisa Apreleva - вокал, синтезаторы, орган, рояль, Breatt Nasify - бас-гитара, Tahoma Hauptman - барабаны. Тексты и музыка в выбранном куске, в основном Алисины (есть несколько строф Джонатановских), аранжировка - коллективная. Проект был задуман, как звуковая "подкладка" под видеоряд из популярного в Америке фильма ужасов "Evil Dead"; в общей сложности, это больше часа музыки. Записано в Сиэтле (США) в феврале 2006 года. На диске проект представлен серией отрывков оригинальных треков.

Аудиодорожку завершает песня "Мохнатые Птицы".

Завершают альбом два видео, записанные на Оверграунд-фестивале в клубе "Вереск" 31 марта 2006 года Алексеем Труфановым. "Белые Птицы" и "Не Видно Огня".

Песня "Не Видно Огня" - посвящена экзистенциальной тематике борьбы и победы, жизни и смерти, света и тьмы. "Белые Птицы" исполнены здесь большей драматической напряженности, ярче выражено актерское начало Алисы как личности. Энергетика такая, что "вылетают пробки"! Жаль, что диск не "резиновый" и не смог вместить всё фестивальное выступление.

Алиса Апрелева, бесспорно, Явление на российской сцене. На мой взгляд, оба варианта полно представили все стороны её творческой и исполнительской деятельности.

Фанатам Алисы я бы рекомендовал приобрести оба варианта. В проигрыше они не останутся.

Опубликовано в альманахе "Паруслов", выход 9, весна 2007

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 02 июля 2007, 21:25
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииAlisa Apreleva - "Live In LA"Геннадий Шостак01.09.2010
РецензииAlisa Apreleva - "Lucidus"Геннадий Шостак29.02.2012

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.013