Константин Арбенин - "Одноименные Песни"


(c) & (p) Константин Арбенин, 2010
14 tks./T.t. 60:03


Для меня, в свое время переслушавшего почти все записи ЗИМОВЬЯ ЗВЕРЕЙ, новый альбом Константина Арбенина стал приятной неожиданностью. Чем располагает к себе этот автор? Во-первых, он просто фонтанирует позитивом. Нацеленность на конструктивное взаимодействие с окружающим миром, гармоничное восприятие действительности, принятие жизни такой, какая она есть, со всеми плюсами и минусами - таковы характерные особенности арбенинского творчества. Во-вторых, он и как поэт, и как прозаик, и как сказочник, и как музыкант, и как исполнитель легко и свободно чувствует себя в любом жанре и стиле. Его песни, стихи и прозу невозможно вписать в какие-либо художественные рамки. Свое творческое кредо Константин исчерпывающе изложил в песне "Посередине". И еще одно наблюдение: Арбенин лукавит или скромничает, сводя свои музыкальные способности к минимуму. И дело вовсе не в наличии/отсутствии навыков игры на музыкальных инструментах и не в знании/незнании нотной грамоты. Он очень музыкален, гораздо музыкальнее многих своих музыкально образованных коллег по цеху, он тонко чувствует мелодику и гармонию. Иначе у него вместо песен получались бы хорошие, даже, быть может, превосходные стихи, произносимые нараспев под инструментальное сопровождение - но не более.

Альбом "Одноименные Песни" состоит из концертных записей (за исключением одной). Сам Константин дает этому объяснение в краткой аннотации на развороте обложки: "Мне всегда концертные записи нравились больше студийных. В них есть отчаяние сиюминутного творчества. Все их огрехи и шероховатости - искренни, все оговорки - представляют художественную ценность". Песни написаны и записаны в разное время и с разными музыкантами, в числе которых Дмитрий Максимачев, Анатолий Багрицкий, Михаил Башаков, Кирилл Комаров, Павел Фахртдинов...

Материал, составивший альбом, тематически разноплановый. В нем сплетаются в тугой узел несколько тем, которые трудно разделить на главные и второстепенные. Концепцию "Одноименных Песен" общо можно обозначить как определение автором своих духовных координат. В песнях Арбенина сосредоточена философская квинтэссенция альбома - мысль о спасительной силе творчества. Вслед за своими предшественниками - БГ, Башлачевым, Шевчуком и многими другими - Арбенин утверждает идею поэта как Творца.

"Осень жизни, как и осень года надо, не скорбя, благословить" - эти знаменитые строки Эльдара Рязанова могли бы быть взяты в качестве эпиграфа: альбом получился по-хорошему осенним. Константин, перешагнувший порог сорока, относится к осени философски, она в контексте его миропонимания - не просто время года, а метафора жизненной и творческой зрелости. "Осенняя" тема отразилась в песнях "Россыпи Стай", "Межсезонье" и "Как Раздеваются Деревья". Кстати: присутствие деревьев в оформлении здесь не случайно, образ дерева занимает важное место в содержании альбома. Оно - универсальный символ в духовной культуре человечества, имеющий множество значений. В поэтике Арбенина дерево, по-видимому, символизирует сокровенную мудрость, богатый жизненный опыт и таинственные законы бытия.

И все же физиологический возраст вступает в противоречие с возрастом социальным: молодость из Арбенина бьет ключом ("Всегда Готов К Рок-н-Роллу", "На Всякий Случай"). А в "Галопе Избушки На Курьих Ножках" (на музыку М. Башакова) хрестоматийный сказочный образ не только оживает, но и наделяется душевными качествами, чувством здорового юмора и даже способностью к философским размышлениям.

Тема одиночества была характерна для раннего периода творчества Константина ("Просто Помни", "Уходя - Возвращайся"). Но и сегодня она сохраняет для него актуальность ("Ассоль И Серый"). Противоречивое отношение автора к одиночеству раскрывается в песне "Ветер Купчино": с одной стороны, оно необходимо как воздух, каждому творческому человеку, с другой - одиночество тоже может утомлять, угнетать, вызывать чувство внутренней неудовлетворенности.

"Спокойной Ночи, Старики" - посвящение ветеранам Великой Отечественной войны, дожившим до наших времен. Сама песня написана в 2007 году, но была включена в альбом, выпущенный в год 65-летия победы над фашизмом. Она исполнена неподдельного чувства глубокого уважения и безграничной благодарности к защитникам нашей родины. Пытливое ухо уловит здесь мелодические обороты, отсылающие к советским песням военных лет, многие из которых упомянуты в тексте.

"Охота На Сук" погружает в ситуацию экзистенциального выбора жизненной роли. Или судьбы... Отсюда драматическая напряженность песни. В ее названии можно обнаружить отсылку сразу к двум легко узнаваемым претекстам. Да и во всех песнях альбома Арбенин, как обычно, заимствует богатейший материал из творчества классиков и современников. Цитируются средневековая легенда о Тристане и Изольде, "Левый марш" Маяковского, "Журавли" Френкеля/Гамзатова, "Синий платочек" Петербургского/Максимова, "Соловьи" и "Где Же Вы Теперь, Друзья-Однополчане?" Соловьева-Седого/Фатьянова, "Катюша" Блантера/Исаковского, "Увезу Тебя Я В Тундру" Фрадкина/Пляцковского, "Охота На Волков" и "Беда" Высоцкого, "Медведь Выходит" Янки, "Привет" Леонидова/Рубина; упоминаются Митяев, Макаревич, THE BEATLES и СЕКРЕТ... И это не случайно: такой огромный массив цитат и отсылок - яркое свидетельство широты и разнообразия музыкальных и поэтических интересов автора.

Завершающую альбом песню "Дворники" (это единственная студийная запись на диске, отсюда и подзаголовок "Не live") Арбенин посвятил музыкантам, благодаря которым "Одноименные Песни" появились на свет. Альбом интересен еще и тем, что на нем можно услышать один из первых - по подсчетам самого Константина третий - прецедент записи этой песни, ставшей без преувеличения классикой питерского рока 90-х. Фонограмма "Дворников" была записана в Минске в студии Георгия Высоцкого в 1992 году, а спустя 17 лет Лев Наумов отреставрировал ее на "CAMEL Studio" в Питере, после чего были дописаны голос и аккордеон...

Тем, кому имя Константина Арбенина до сих пор не было известно, знакомство с его песнями я бы рекомендовал начинать именно с этого диска, а потом, в ретроспекции, прослушать СЕРДОЛИК и ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ. Лично для меня "Одноименные Песни" - больше чем альбом. От него не только остается хорошее послевкусие, но и возникает желание слушать снова и снова.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 23 февраля 2011, 01:37
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииКонстантин Арбенин и СЕРДОЛИК - "Андерсен-сингл"Юлия Боровинская10.08.2011
СтатьиСП в СП (Часть 18. Константин Арбенин. Интервью)Старый Пионэр25.01.2005
СтатьиСП в СП (Часть 19. Константин Арбенин. Книга)Старый Пионэр06.05.2005
СтатьиКонстантин Арбенин: Отчет за десять летЕкатерина Борисова20.03.2015
ПоэзияТелепасхаКонстантин Арбенин11.05.2005
ПоэзияСоседиКонстантин Арбенин11.05.2005

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.016