Юрий Доманский - "Русская рок-поэзия: текст и контекст"


(c) Юрий Доманский, 2010
(p) Москва, "Intrada" - изд-во Кулагиной, 2010
232 с., тираж 500


Автор первого фундаментального исследования, посвященного феномену русской рок-поэзии - Юрий Викторович Доманский, доктор филологических наук (по специальности "Теория литературы. Текстология"), профессор кафедры теории литературы Тверского государственного университета; опубликовал две монографии и более ста научных статей о прозе Оруэлла, Пушкина, Григоровича, Достоевского, Л. Толстого, Чехова, о поэзии Блока, Высоцкого, Башлачева, БГ, Кинчева... Основатель и редактор сборника научных трудов "Русская рок-поэзия: текст и контекст", ярчайший представитель Тверской школы рок-литературоведения.

Книга обобщает и систематизирует достижения в сфере изучения поэтики русского рока. В монографии автор сосредотачивается на жанровых закономерностях рок-поэзии и различных аспектах ее бытования. Своеобразный лейтмотив работы Доманского: рок-поэзия находится в неразрывной связи с русской литературной традицией.

Предисловие содержит необходимый категориальный аппарат, который потребуется при дальнейшем чтении книги. Автор отталкивается от определения рока, предложенного Ильей Смирновым в книге "Время колокольчиков: жизнь и смерть русского рока": "Рок - новый самостоятельный жанр искусства, появившийся в середине XX века в результате творческого и научно-технического прогресса... Для него характерно заимствование выразительных средств традиционных жанров: музыкального, поэтического (текст) и театрального (шоу), которые образуют единое и неделимое на составные элементы целое - рок-композицию". В начале предисловия Доманский объясняет значение ключевого понятия: "Под рок-поэзией в русской культуре новейшего времени традиционно понимают словесный компонент рок-композиции, в которой, кроме этого, есть компоненты музыкальный и, условно говоря, перформативный, связанный с особенностями исполнения". Исследователь ввел в научный обиход термин "бумагизация", под которым понимается фиксация вербального (словесного) компонента рок-произведений на бумаге. Наконец, автометапаратекст - устное предисловие или послесловие к исполняемым песням, содержащееся на концертных записях тех или иных авторов-исполнителей.

В чем отличие русского рока от рока западного и рок-поэзии от иных направлений песни - эстрадной, бардовской, блатной, от других компонентов массовой культуры? А какая между ними связь? В чем достоинства и недостатки первых публикаций рок-текстов и книг о роке? Что общего у Гарика Сукачева, ПЕКИНА РОУ-РОУ и ЗИМОВЬЯ ЗВЕРЕЙ? Ответы на эти и многие другие вопросы пытливый читатель найдет в предисловии.

Первая глава озаглавлена "Русская рок-поэзия в контексте традиции русской литературы". Еще 20-25 лет назад ни слушатели русского рока, ни его создатели и предположить не могли, что когда-нибудь рок-культура в целом и ее поэтическая составляющая станет объектом научных исследований (музыкальному компоненту русского рока на исследования вообще не повезло: музыковеды считают его явлением, не достойным научного анализа в силу своей примитивности).

Автор исходит из того, что характерной чертой русской рок-поэзии является интертекстуальность - память о текстах, хранимых всей предшествующей культурой. Наглядные примеры интертекстуальности - "Уездный Город N" Майка Науменко, "Не Позволяй Душе Лениться..." Александра Башлачева, "Гори, Гори Ясно" Янки... Список можно продолжать до бесконечности. Если же взглянуть на интертекстуальность более широко, в масштабе поэзии тех или иных авторов, ее образцом может служить все творчество БГ.

Опираясь на собственные работы и исследования коллег, Доманский пристально рассматривает русскую рок-поэзию в соотнесении с литературной традицией XIX - XX вв. - с творчеством Пушкина, Чехова, Блока, Вен. Ерофеева, Высоцкого... При этом речь идет даже не столько о цитировании произведений, сколько о переосмыслении и трансформации мифов, созданных массовым сознанием вокруг перечисленных поэтов и писателей. Порой автор углубляется в теорию, и для того, чтобы воспринять некоторые фрагменты текста, необходимо вооружиться недюжинным терпением.

Во второй главе - "Циклизация" - Доманский заостряет внимание на альбоме как аналоге лирического цикла в литературе. Ссылаясь на исследования филологов, автор перечисляет универсальные циклообразующие связи: это заглавие, соотносимое со всеми частями цикла; композиция, предполагающая определенную последовательность частей; изотопия, т. е. смысловая структура, в которой множество элементов объединяется в единое целое через общее содержание; пространственно-временной континуум, или, говоря по-русски, непрерывность; полиметрия, связанная с изменчивостью строения стиха. Как эти связи (за исключением полиметрии) "работают" в русском роке, показано на примере альбомов, которые автор считает наиболее знаковыми: "Лилит" АКВАРИУМА, "LV" Майка Науменко, "Энергия" и "БлокАда" АЛИСЫ, "Сельхозрок" ОБЛАЧНОГО КРАЯ, "Периферия" ДДТ, "Звезда По Имени Солнце" КИНО, "Камнем По Голове" КОРОЛЯ И ШУТА.

Доманский выделяет нетрадиционные формы циклизации, свойственные как литературе, так и русскому року - когда группа или исполнитель либо включает в свой альбом чужое произведение (хоровое исполнение русской народной песни "Разлука" в одноименном альбоме группы NAUTILUS POMPILIUS), или сочетает чужие стихи со своей музыкой ("Нет, Не Красотками..." на стихи Шарля Бодлера в альбоме Гарика Сукачева "Песни С Окраины"), либо составляет альбомы из чужих композиций, принадлежащих одному автору (альбомы БГ "Песни А. Вертинского" и "Б. Гребенщиков Поет Песни Б. Окуджавы"), или разным авторам ("Песни, Которые Я Люблю" Андрея Макаревича, "Пионерские Блатные Песни" Андрея Макаревича и Алексея Козлова, "Симпатии" ЧАЙФА). Исследователь приходит к выводу, что, исполненные рок-музыкантами, эти произведения приобретают иной культурный статус - становятся фактом рок-культуры. Встречаются и альбомы, когда разные исполнители поют песни из какого-либо одного источника ("Парк Майкского Периода", "Странные Скачки"), а также трибьюты какому-нибудь автору. В поле зрения ученого попадают и альбомы, созданные на чужие стихи ("Краденое Солнце" группы КС на стихи Корнея Чуковского, вокальные сюиты Александра Градского и др.).

Третья глава - "Вариативность" - заинтересует в первую очередь текстологов. Вариативность рассматривается Доманским применительно к нынешней эпохе, которую ученый называет эпохой посткреативизма: когда автор произведения перестает быть его единственным творцом, смысл произведения, изначально заложенный автором, не остается неизменным, а рождается из множества интерпретаций - исполнительских, режиссерских, читательских. Изменяемость текста (а, следовательно, и их смысловую многогранность) Доманский прослеживает на примере вариантов песен Майка, Башлачева, Цоя; подробно останавливается на автометапаратексте, задающем исполняемой песне определенный смысл.

Последняя глава - "Текст русского рока" - ориентирована на лингвистов. В орбиту внимания исследователя попадает обращение ленинградских рокеров в 80-е годы к року западному (процесс глобализации) и русскому (процесс самоидентификации). Как пример рецепции (восприятия) рокерами творчества своих коллег особенно показательны "Милиционер В Рок-Клубе" Юрия Шевчука и "Песня Простого Человека" Майка. Что до последней композиции - Доманский проявляет тончайшую наблюдательность, фиксируя внимание на нескольких вариантах авторского исполнения песни, а также на ее интерпретациях Василием Шумовым, Александром Ф. Скляром, группой КИРПИЧИ. Наконец, предлагается комплексный анализ композиции Янки "Ангедония". Сопоставляя два варианта: печатный, из книги "Русское поле экспериментов", и звучащий, с фестиваля "Рок-Акустика" в Череповце в 1990 году, автор приходит к выводу, что только синтез вербального и музыкального компонентов может полностью передать смысл произведения.

В кратком послесловии Доманский ссылается на две статьи, опубликованные в 1990 году в ленинградском сборнике "Молодежь и проблемы современной художественной культуры": "Проблема аналитического описания произведения в рок-музыке: тексты и контексты" Л. Березовчук и "Рок-поэзия: текст и контекст" С. Добротворского. Как говорится, спасибо за подаренное название!

К сожалению, книга не лишена некоторых досадных неточностей и ошибок. Популярная в 60-е годы песня Яна Френкеля на стихи Константина Ваншенкина называется "Вальс Расставания", а не "Старый Вальсок". "Классический депресняк" Янки - стихотворение, а не песня. Касаясь форм существования русского рока, автор называет концерты и альбомы, при этом совершенно забыв о самиздате - очевидно, по причине его малодоступности. Можно было бы полистать на досуге хотя бы кушнировское "Золотое подполье"... В качестве же способа нынешнего бытования рока упоминается радио, но почему-то проигнорированы телевидение и Интернет.

Однако, несмотря на высказанные замечания, монография Доманского - лучшее, что мне приходилось читать о русском роке в последние два года. Книга рассчитана прежде всего на филологов-специалистов. Но я бы порекомендовал ее всем, кто интересуется русским роком и не боится задать своему мозгу серьезную работу.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 22 июня 2010, 10:38
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (9) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЮрий Доманский - "Рок-поэзия: филологический ракурс"Юрате Пилюте05.12.2015

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.007