Юрий Доманский - "Рок-поэзия: филологический ракурс"


(c) Ю. Доманский, 2015
(p) Москва, "Intrada", 2015
272 с., тираж 300


Монография Юрия Доманского "Рок-поэзия: филологический ракурс" продолжает исследовательскую линию, начатую в двух предыдущих книгах автора - "«Тексты смерти» русского рока" (2000) и "Русская рок-поэзия: текст и контекст" (2010), а также в статьях сборников "Русская рок-поэзия: текст и контекст".

Юрий Викторович Доманский - профессор кафедры теоретической и исторической поэтики ИФИ РГГУ, доктор филологических наук, главный редактор выходящего с 1998 года продолжающегося издания "Русская рок-поэзия: текст и контекст". Член диссертационных советов в РГГУ, Ивановском и Тверском государственных университетах. Автор более 200 научных и методических работ. При этом круг научных интересов автора монографии не исчерпывается изучением только лишь рок-поэзии. Однако благодаря ежегоднику "Русская-рок поэзия: текст и контекст", задуманному и выходящему под началом Юрия Доманского, в России сложилась многолетняя традиция изучения рок-поэзии. В предисловии к рецензируемой монографии описана, в том числе, история становления этого сборника, перечислены все, кто стоит у его истоков.

Книга "Рок-поэзия: филологический ракурс" экспериментальна по форме и по содержанию. В ней автор осмысляет себя не только как субъект рок-филологии, но и как ее объект. Думаю, не ошибусь, если скажу, что каждый, кто обращался к исследованию рок-текста с каких бы то ни было позиций, не может оставаться незатронутым и отстраненно-объективным.

Многие диссертации, дипломные работы и научные статьи выросли из увлеченности рок-стихией, из вовлеченности в нее. И потому первым и неприятным открытием для исследователей рок-лирики было ответное равнодушие рокеров ко всякого рода научным изысканиям. То есть рок-филология рассчитывала на диалог, но он не получился. "Гневных отповедей не было (во всяком случае, я таковых не помню), однако же скепсис зачастую присутствовал (впрочем, в ряде проверенных случаев за этим скепсисом скрывался неподдельный интерес, скрывался лишь в силу страха быть раскритикованным)", - поясняет Юрий Доманский в своей монографии.

С другой стороны, филологи, исследующие рок, столкнулись и с критикой коллег, и с внутренней "цензурой". В этих условиях довольно быстро сформировался круг проблемных вопросов, вокруг которых до сих пор не утихают споры.

Итак, рок-филология в восприятии рока и филологии. В пересечении этих двух ракурсов и формируется главная задача монографии: "показать, как филология может способствовать пониманию рока и как рок может способствовать филологии".

Первая часть книги посвящена тем граням и смыслам рок-произведения, "которые, если не было бы филологии, рассмотреть было бы трудно". Десять небольших глав разноплановых по содержанию. Так, первые семь посвящены отдельным элементам художественного мира разных рок-поэтов. Автор приходит порой к неожиданным выводам. Например, в седьмой главе общие черты находятся у песен В. Высоцкого "Проложите, Проложите..." и "Точка" группы ЧАЙФ.

В главах 8-10 исследованы типологически-значимые черты для рок-поэзии и шире рок-культуры. А это: ролевые песни в русском роке, исполнительский визуальный субтекст рока (в фокус исследователя попадает рок-концерт и его оформление), а также устойчивые явления рок-культуры, находящиеся пока на периферии изучения: обложка альбома, автометапаратекст, кино.

Приложение "Мой рок-альбом" представляет особую ценность. Перед нами очерки, написанные по следам концертов российских рок-исполнителей с 2011 по 2015 год. Их героями стали АКВАРИУМ, АЛИСА, СТРАННЫЕ ИГРЫ, АУКЦЫОН, ДДТ, ЧЁРНЫЙ КОФЕ, БИ-2, СПЛИН, ПИКНИК, АГАТА КРИСТИ, ЧАЙФ и другие рок-группы. Читаются эти очерки легко, и несмотря на то, что автор настоятельно просит не относить их к художественной словесности - выполнить эту просьбу трудно. В них много лирических отступлений, зарисовок. Альбом-приложение построен на сочетании "современных впечатлений и давних воспоминаний". Музыкальная и поэтическая стихия рока возмущает, восхищает, озадачивает. Призывает к активному диалогу и сотворчеству. Приложение-альбом - пример живого отклика на рок-концерты, которые автору довелось увидеть и пережить.

Помимо всего вышеперечисленного, монография Ю. Доманского - это попытка ответить на вопрос: каково быть объектом рок-культуры? Книга рассчитана на филологов-специалистов и всех, кто интересуется русским роком.

Автор: Юрате Пилюте
опубликовано 05 декабря 2015, 18:15
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЮрий Доманский - "Русская рок-поэзия: текст и контекст"Геннадий Шостак22.06.2010

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.013