Анатолий Обыдёнкин - "Беседы с Арбениным"


(с) Рязань, "Край-Musik", 2008

Эта книга попала ко мне в руки на Грушинском фестивале, полностью его затмила и была прочитана на одном дыхании. Константин Арбенин, лидер питерской группы ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ, давно уже популярен у неформатной, но достаточно обширной аудитории, предпочитающей интеллектуальные тексты бессмысленности так называемого современного рока, пропагандируемого "Их радио", и тем более - оболванивающей попсе, раздающейся из каждого утюга. Песни ЗИМОВЬЯ любимы и востребованы, но дотошные поклонники знают, что приоритетное занятие для Константина Арбенина - все-таки литература. И еще они знают, что Арбенин, прекрасный актер на сцене, в жизни - человек с очень ровным характером, сдержанный и спокойный. Но самое важное - это человек, много прочитавший, передумавший и много постигший.

Об этом - книга "Беседы с Арбениным", очень любопытная для всех, кто когда-либо слышал песни ЗИМОВЬЯ ЗВЕРЕЙ. Песни - песнями, но, когда за ними начинает вырисовываться колоритная фигура автора, их плоскость расширяется, приобретает объем. Такие книги помогают поклонникам любого писателя, поэта, музыканта еще полнее воспринимать его творчество. "Беседы" очень похожи на "Диалоги с Бродским" Соломона Волкова - и Обыдёнкин, и Волков выбрали автора, который замечателен не только своими произведениями, но и своим внутренним развитием, силой личности. И, что еще роднит обе книги и за что Обыдёнкину отдельное спасибо: за преобладание разговоров о литературе и кино, о культурной ситуации в целом, за нужные, не праздные, самые беспокоящие вопросы. Как и Бродский, Арбенин называет множество произведений и людей, которые стали маяками настоящей культуры: хороших стихов, книг, фильмов, писателей, поэтов, режиссеров, актеров - по обеим книгам можно составлять глоссарий того, что еще не прочитал, не посмотрел, не обдумал. Только ради этого можно прочесть "Беседы".

Но самое основное, конечно, - это личность Константина Арбенина, человека, вышедшего за пределы современной ситуации, не вращающегося в ней послушной частью механизма, а человека "над контекстом", человека-наблюдателя. Главная ценность его наблюдений не в их оригинальности - напротив, те же идеи и ту же обеспокоенность выражают сотни других таких же наблюдателей, по Арбенину - "умных людей". Однако сотни сотнями, но в совокупности выходит, что тех, кого масса считает чудаками - менее одной десятой процента.

"Лучшие из рок-поэтов - личности творческие, а они, как известно, весьма непрактичны. Попсовики - наоборот: творческого начала в них мало, зато приспособляемость велика. Вот и результат: стартовали в девяностых и те, и другие, а выжили и расцвели махровым цветом именно попсовики-затейники... И такая ситуация отражает ситуацию в нашем обществе в целом - попса у нас по всем фронтам победила: и в политике, и в культуре, и в искусстве, в литературе, в образовании... Победили хваткие. В любой революции, к сожалению, всегда побеждает один класс - Вечный Хам... Но это не есть повод для уныния. Это есть объективная реальность, в условиях которой тоже можно работать..."

Эти идеи примечательны своей печальной объективностью, трезвым соответствием действительности, констатацией их без каких-либо претензий на популизм, но главная ценность книги, опять же, не в этом. Главная ценность - в личном примере человека, который их излагает, в его честности, потому что он говорит так, как живет, а этим могут похвастаться единицы. В самом деле, множество людей со страниц ЖЖ, периодики и даже с экранов телевизора возмущаются создавшимся вокруг положением, а потом преспокойно идут в свой офис, в свой банк, в свое госучреждение: зарабатывать, инвестировать, обманывать, продаваться. Оттого и высказывания у них, вроде бы, правильные, но все равно - либо истеричные, либо слишком абстрактные, не сказать - двусмысленные.

Арбенин же с самого начала жил не так, "как принято". И теперь, когда его популярности многие могли бы позавидовать, понимаешь, что слава для него - это нечто третьестепенное, а самые важные вещи - это литература, место его как литератора в литературе и как человека - в жизни.

"Человек априори рождался с клеймом раба государственной машины и в её поддержании видел смысл и единственное оправдание своего появления на свет... Это дико и грустно. Потому что есть вещи куда более важные, чем государство, чем политика и экономика. По-настоящему важны для человека вещи, через которые и благодаря которым он постигает мир и себя в этом мире: любовь, творчество, труд. Мне кажется, задача человека именно в этом и заключается: постигать мир и свое в нем место".

Арбенин пишет сказки и очень любит творить для детей. Он выпустил музыкальные спектакли "Свинопас" и "Звери Ищут Лето" - и они нравятся в равной степени взрослым и детям. Интересы Арбенина простираются гораздо дальше горизонтов рока как такового: он поэт, писатель, сказочник. Но он тоже вышел из роковой "шинели", и на рок у него взгляд вполне определенный:

"Если раньше, чтобы считаться рок-музыкантом, нужно было вести себя соответствующим образом, вызывающе, по-панковски... девки-пиво-рок-н-ролл..., то теперь вовсе не это является признаком сопротивления большинству - все это, наоборот, стало общими местами, признанными и внедренными в сознание. Поэтому сейчас настоящий рок, то есть культура тайного протеста - это совсем наоборот. Сейчас куда смелее и прогрессивнее делать тихую, интеллигентную музыку, заставляющую слушателя не идти и крушить ларьки и берлинские стены, а заставляющую задумываться над тем, что происходит внутри тебя, что происходит снаружи, как первое со вторым взаимосвязано, и как со всем этим справиться".

"Беседы с Арбениным" раскрывают его взгляды на многие другие вещи, от интеллектуальных и культурологических до автобиографических и бытовых: религию, философию, семью, творческие кризисы, театр, путешествия, "детскость и инфантильность", авторскую песню.

В-общем, берите и читайте. Меня не покидает уверенность, что от нашего времени именно такие книги, вместе с их героями, и останутся - если еще будет, где и для кого оставаться.

Автор: Ольга Мельникова
опубликовано 16 июля 2008, 16:27
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАнатолий Обыдёнкин - "Произвольная космонавтика. Время колокольчиков version 2.0"Игорь Лунев07.09.2009

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.007