Анатолий Обыдёнкин - "Произвольная космонавтика. Время колокольчиков version 2.0"


(с) Рязань, "Край", 2006

Анатолий Обыдёнкин до сих пор занимается организацией концертов любезных его сердцу авторов-исполнителей. "Произвольная космонавтика" - так назывался фестиваль, проведённый им в Москве; так же Анатолий назвал и свой труд, посвящённый творчеству двенадцати особо заинтересовавших его артистов: Шамиля Абрярова, Константина Арбенина, Михаила Башакова, Лилии Борисовой, Григория Данского, Сергея Калугина, Олега Медведева, Александра Непомнящего, Тимура Шаова, Зои Ященко, Умки и Ермена Анти. К несомненным достоинствам данного труда следует отнести его построение: краткая статья о творчестве автора, интервью с ним и подборка его текстов - и так о каждом из вышеназванных. В результате книга действительно даёт представление о том, чем занимаются эти люди, и что они думают о жизни. И читается легко. Ещё один правильный ход Анатолия: поскольку в книге речь идёт об авторах песен, к книге прилагается диск с записями. Тем самым подчёркивается, что песня - произведение цельное, и рассматривать её без существенной её части, музыки, нежелательно.

Теперь собственно о содержании. Анатолий, хоть и оговаривается в предисловии, что выбор персоналий здесь - дело его личного вкуса, всё же пытается усмотреть в творчестве выбранных нечто общее, выявить некое особое культурное явление, называемое им "промежуточным жанром". А меж тем у большинства авторов общее только то, что живут и творят они в один и тот же период истории человечества и сочиняют тексты на русском языке. Говоря "промежуточный жанр", Анатолий подразумевает, что промежуточный он между так называемой "авторской песней", а проще говоря, КСП, и так называемым "русским роком". Поскольку понятия эти надуманные, и реально нужны, пожалуй, только продавцам аудио/видеопродукции (чтобы удобнее было по полочкам товар раскладывать), то и с обозначенным Анатолием явлением получается незадача. "Притягивание за уши" получается. Но забавно: при этом любой, кто в теме, поймёт, о чём или о ком речь. А вот попробуйте объяснить, что это всё значит, даже не инопланетянину, а какому-нибудь бушмену. В чём разница между хард-роком и романсом или между хореем и хокку, он поймёт, а тут... Мы-то просто привыкли. А если задуматься, то с музыкальной точки зрения КСП - это упрощённый романс, а русский рок как самостоятельное музыкальное явление только начинает появляться (а то, что часто понимается под этим словосочетанием, вообще не есть особый музыкальный жанр, а просто разнообразные варианты рок-музыки с текстами на русском). И, что бы ни говорили и ни писали, никаких самостоятельных поэтических течений эти т. н. жанры не породили. Нет никакой рок-поэзии... Потому осмелюсь заявить, что и жанр, описываемый Анатолием, не существует. А что существует? Российская песенная культура, живая и развивающаяся - она постоянно обогащается, заимствуя и перерабатывая что-то из других культур. Так было во все века существования русской культуры - надо ли как-то выделять в этом плане нынешние времена?

Есть ещё нечто общее у всех представленных Обыдёнкиным авторов: они, несомненно, не только талантливы, но и весьма ярко свой талант реализуют (или реализовали - ибо кое-кто уже отошёл в мир иной). А вот дальше начинается разнобой. Ибо эти авторы не просто по-разному сочиняют, исполняют разную музыку - мировоззрения их порой кардинально отличны друг от друга. Что значительно важнее. И здесь картина удручающая: более или менее ясные взгляды на жизнь демонстрируют разве что Калугин, Непомнящий и Ермен. Остальные имеют ту же "кашу в головах", что ныне присутствует не только у пост-советской интеллигенции (а именно к этой прослойке принадлежат основные слушатели т. н. "промежуточного жанра"), но и вообще у большинства жителей СНГ. И это мироощущение вкупе с безоговорочным культом индивидуализма разделяет и сам Анатолий Обыдёнкин, что накладывает на его труд определённый отпечаток. И потому, например, суждения его и некоторых его собеседников о Русской Православной Церкви откровенно нелепы и мало отличаются от суждений каких-нибудь горлопанов из чрезмерно либеральных СМИ. Говоря о "каше в голове", я намеренно обобщаю - каждый из представленных в книге авторов по тем или иным поводам заявлет что-то дельное, интересное, касается ли это музыки, поэзии, способов жизни в обществе, где твоё творчество не особо востребовано, идеологии или социальных перипетий. Но, к сожалению, всегда идёт возврат вот к этой невнятности, часто выдаваемой у нас за особую мудрость. Это отражается и в поэтических текстах. Когда-то один из героев книги на мой частный вопрос о его религиозных и философских представлениях ответил (цитирую не дословно), что ему многое интересно, но ни во что он не хочет влезать глубоко. Вот это очень характерно. Может быть, появится позже исследование, где будет рассмотрена проблема: огромное количество талантливых и ярких людей в 80-е, 90-е, 2000-е годы оставались и продолжают оставаться внутри своих по сути романтических мирков, а потому и отдельные культурные всплески (вроде того, который теперь называют "рок-революцией 80-х") не повлияли существенным образом на жизнь в России. Мирки эти называются по-разному: "авторская песня", "текстоцентричный русский рок", есть ещё ролевые игры... В сознании Анатолия Обыдёнкина и его единомышленников существует ещё один такой мирок - Анатолий назвал его "промежуточным жанром".

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 07 сентября 2009, 09:51
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (15) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАнатолий Обыдёнкин - "Беседы с Арбениным"Ольга Мельникова16.07.2008

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.1 / 6 / 0.03