Об астраханской группе ЕНТЕТКРЫТ я узнал из книги Бранимира "Цветы пустыни". Прочитав главу о детище Николая "Бенефактора" Юдина, тотчас вышел в интернет, прослушал все доступные записи (а в сети доступно далеко не все) и сделал приятное открытие. Воспользуюсь информацией, изложенной Бранимиром.
"Ентеткрыт" - полудиалектизм-полунеологизм. Он состоит из двух частей: "ентет" - "ентот", "энтот", "этот"; "крытый" - "ебанутый". Так старушки во дворе ругали Николая Юдина. А он избрал это слово для названия своей группы.
Итак, группа ЕНТЕТКРЫТ была создана в 1994 году и просуществовала до 2018-го, т. е. до самоубийства ее основателя и лидера. В 2021-м была возрождена для перезаписи последнего альбома.
Бо́льшая часть альбомов ЕНТЕТКРЫТА попала в интернет. Остальные либо утеряны, либо осели в частных фонотеках. Очень хочется верить, что они когда-нибудь всплывут, а еще лучше - будут официально изданы, пусть не в идеальном качестве.
На "Выргороде" вышли на CD сначала "Грач 200" (2008-2022), затем "Всё к Ебеней Матери" (2005). Но я считаю правильным рассматривать альбомы в хронологической последовательности.
Почти все песни написаны Николаем Юдиным. Исключения оговорены.
Над альбомом "Всё к Ебеней Матери" работали: Николай Юдин - голоса, гитары, бас-гитара; Игорь Морозов - гитары, эффекты, аранжировки, продюсирование. "Грач" (именно таково первоначальное название альбома) записывался с августа по декабрь 2008 года, кое-что было дописано и пересведено с апреля 2021-го по июнь 2022-го. Состав увеличился: Николай Юдин - голоса; Игорь Морозов - гитары; Дарья Нефёдова - бэк-вокал; Вальдемар Вейман - гитары, орган, эффекты; Игорь Аксёнов - бас-гитара, ударные, эффекты, редактирование исходного звукового материала, сведение и мастеринг; Петр Кравецкий - бас-гитара; Максим Крайнов - ударные. Во второй, расширенной и дополненной версии альбом получил название "Грач 200". Оба издания оформлены работами Николая Юдина.
Как музыкант Бенефактор ориентируется на сибирский панк. Бранимир проводит аналогию между ним и Черным Лукичом. Но на самом деле это не совсем так. Например, в альбоме "Всё к Ебеней Матери" можно обнаружить сходства и с ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ, и с ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ВЫЖИВАНИЮ, и с ТЕПЛОЙ ТРАССОЙ... Зато в "Граче 200" влияние Вадима Кузьмина проявилось гораздо сильнее.
Поэтическая составляющая весьма и весьма противоречива: безусловные шедевры в творчестве Николая Юдина зачастую соседствуют с откровенным рифмоплетством. Как автор текстов он наследует не только Черному Лукичу, но и раннему Егору Летову.
Ряд стихов-текстов Николая Юдина строится на бинарной оппозиции жизнь - смерть. Первую из обозреваемых работ открывает песня "Еще и Еще". Это подъем после падения. Лирический герой исполнен решимости двигаться вперед. А заглавный номер, поставленный в самый конец, знаменует собой закономерный финиш. К ним тематически и настроенчески примыкает песня "Плечи", которая лучше вписалась бы в альбом "Всё к Ебеней Матери". Но, вероятно, была написана позже, а потому попала в "Грач 200".
Во многих песнях обоих альбомов прямо или косвенно присутствуют мортальные или танатологические мотивы. А если учесть, что Николай Юдин в 2018 году покончил с собой, герой равен автору. Он проигрывает разные варианты собственной смерти: предощущение грядущей кончины, как в песнях "Там, Где Холодная Зима", "Миллион Миллионов" и "Тяряп-Тяряряп" ("Всё к Ебеней Матери"), перемещение из бытия в небытие, как в песне "Лета" ("Грач 200"), самоубийство, как в песне "Жлоба́" ("Всё к Ебеней Матери"); легкомысленное отношение к смерти, как к чему-то само собой разумеющемуся, как в монологах "Пистолет" и "Памятник" ("Грач 200"), прочитанных под вальсовый инструментал, существование в инобытии, как в песне "Я Не Буду Возражать" ("Всё к Ебеней Матери"). Музыка "Странной Привычки" ("Грач 200") создана Николаем Юдиным в соавторстве с Черным Лукичом, чье стихотворение "Будет Весело и Страшно" использовано полностью. Бенефактора мучает вопрос: зачем кладут цветы в гроб с покойником. Герой зарисовки "Чукча" ("Всё к Ебеней Матери") скачет на коне на войну, но по дороге замерзает и погибает. Маленький пони из одноименной песни ("Грач 200"), чей образ, вероятно, восходит к хиту Сергея Березина на стихи Ларисы Рубальской "Пони" из репертуара Екатерины Семеновой, вместо подвига совершает суицид. А герой песни "Окуни" ("Грач 200"), сам не зная зачем, убивает рыб, выбрасывая их в канаву. В песне "Все Пустое" ("Всё к Ебеней Матери") подчеркивается тщетность земной жизни: все равно она закончится смертью. А заглавная фраза, повторяемая в припеве, лишь закрепляет главную мысль. "Миллион Миллионов" ("Всё к Ебеней Матери") - песня о легионах, пророчащих смерть.
Кто-то, послушав эти (и другие) альбомы ЕНТЕТКРЫТА посетует на то, что в них очень много смерти. И будет прав. Но эти песни скорее воспринимаются как напоминание простой истины: смерть - неизбежный момент нашей земной жизни. Поэтому надо жить, воспринимать жизнь такой, какая она есть, и радоваться здесь и сейчас, ибо каждый миг неповторим.
По-разному преломляется у Бенефактора и любовная тематика. "Федорино Горе" ("Всё к Ебеней Матери") и "Орфей" ("Грач 200") своими названиями обращены соответственно к сказке Корнея Чуковского и древнегреческому мифу. Но - только лишь названиями. Герой первой песни находит свое мимолетное счастье "с блядию Людмилой". Вторая - монолог от лица молодого человека, который ради своей любимой как будто готов на все, но чьи возможности не безграничны. В данном случае Орфей - метафора всемогущества, которая снижается за счет упоминания рифмующихся слов и имен - феи, Алексея и Сергея... В итоге любовь оказывается ненастоящей и скоропреходящей. Это единственный номер в стиле реггей.
Несколько песен написано от лица, находящегося в измененном сознании под воздействием алкоголя и прочих веществ. Таковы "Органы Штрауса", "В Тишине" и "Затейник" ("Всё к Ебеней Матери"), "Жизнь" ("Грач 200").
"Рваные Джинсы" ("Всё к Ебеней Матери") и "Оля" ("Грач 200") во всей полноте иллюстрируют горьковский тезис "рожденный ползать летать не может". У обеих песен рот до ушей - не стоит воспринимать их всерьез.
Герой альбома "Всё к Ебеней Матери" выглядит инфантильным, как мне кажется, ему в большей степени свойственно пофигистическое отношение к жизни.
Мотив богооставленности отразился в песне "Царь-Батюшка". В данном случае речь идет не о политическом лидере той или иной страны, а о Господе Боге, которому на все плевать.
"Какой Я Вот" - песня-автопортрет. В ней Бенефактор выразил свое кредо: "Сделал дело - гуляй смело. Шагай твердо, живи гордо".
Некоторые тексты первого альбома выдержаны в стилистике абсурдизма. Таковы "Шрек" (содержание не имеет никакого отношения к одноименному мультсериалу), "Крылатые Крысы", "Господа" и "Гамбургер".
"Детский Мир" и "Дед Старый", будь расположены рядом, составили бы своего рода геронтологическую дилогию. С одной стороны, старость неизбежна, необратима и предшествует смерти, а потому возвращение в детство невозможно. Но, с другой стороны, пожилой человек, наделенный богатым опытом, дистанцируясь от жизни, постигает ее экзистенциальный смысл.
"Теплый Асфальт" - кавер на песню Черного Лукича. Николай Юдин то рычит, то, как говорят вокалисты-профессионалы, "дает петуха", т. е. срывается на фальцет. Самый неудачный номер альбома.
CD дополняет запись короткого сольного акустического выступления Бенефактора в астраханском студенческом клубе 4 марта 2004 года. Он сбивчиво исполнил три песни - "Тяряп-Тяряряп", "Какой Я Вот" и "Когда Закончится Зима", которую посвятил своей жене Наталье, но остановился на первом куплете и начал ругаться по поводу света; порывался играть еще пару песен, которые обрывал на первых же фразах. И, видимо, был не совсем трезв...
Лирический герой альбома "Грач 200" более склонен к саморефлексии. Стены из одноименной песни оказывают на него гнетущее, пугающее воздействие. Новый год из песни Игоря Морозова тосклив и однообразен: сначала праздничные фейерверки, потом - водка и неудовлетворенность жизнью... Герой песни "Заложи за Воротник" видит в алкоголе панацею от всех жизненных проблем. "Устраняй Помехи" - монолог человека, находящегося в подвешенном состоянии и остро переживающего чувство неопределенности. Имеет ли смысл менять любимую на проститутку, а алкоголь - на вещества? Попытка ответа на этот вопрос содержится в песне "Дерьмо". "Привет" - предостережение всем и каждому: болезни ходят за нами по пятам. В "Плаче" Николай Юдин, нацбол по убеждениям, выразил свое отрицательное отношение к Западу в целом и некоторым нациям в частности. "Охуительный Денек" - безудержный поток радости, самое светлое место альбома. "Розовый Снег" за авторством Игоря Морозова - оптимистический финал. Хочется подпевать и верить, что действительно все будет хорошо. В музыке ощутимо влияние позднего КИНО.
Массив источников заимствований в песнях Николая Юдина и Игоря Морозова поражает своей широтой: Библия, "Приключения барона Мюнхгаузена" Рудольфа Эриха Распэ, "Тошнота" Жан-Поля Сартра, "Миф о Сизифе" Альбера Камю, "Заводной апельсин" Энтони Бёрджеса, "Песнь о Соколе" Максима Горького, "Левый марш" Владимира Маяковского, "Кого-то Еще", "Загово́р" и "Иваново Детство" Егора Летова, "Кончились Патроны" и "Мы Идем в Тишине" Черного Лукича, "Миллион Алых Роз" Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского, "Пони" Сергея Березина на стихи Ларисы Рубальской...
Материал обоих альбомов записывался в домашней (правильнее сказать, доморощенной) студии "ПуКС-Рекордс". Правда, качество "Грача 200" гораздо лучше, в отличие от первого варианта "Грача" и его старшего собрата.
Альбомы ЕНТЕТКРЫТА "Всё к Ебеней Матери" и "Грач 200" - явно на любителя. Рекомендую их только настоящим ценителям постсоветского андеграунда, коим являюсь и сам. И, конечно, буду с нетерпением ждать издания других релизов этой замечательной группы.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах