(c) ОПЕРАЦИЯ ПЛАСТИЛИН, 2014
(p) А и Б Records & Heroshima Lab, студия звукозаписи "Параметрика", 2014
14 tks./T.t. 46:00
(c) ОПЕРАЦИЯ ПЛАСТИЛИН, 2015
(p) Soyuz Music, 2015
12 tks./T.t. 44:34
В творческой биографии тамбовской группы ОПЕРАЦИЯ ПЛАСТИЛИН можно условно выделить два периода. Первый охватывает 2000-2009 годы. В это время ОП ориентируются преимущественно на панк-рок (если придерживаться классификации, предложенной Артемием Троицким в книге "Back in the USSR") в его весело-издевательской разновидности. Второй период начался в 2010 году и продолжается по сей день. Анатолий "рйн" Царев с сотоварищами изобрели новый стиль, который назвали "young lovers rock". Хотя нельзя сказать, что панковская составляющая в творчестве ОП сошла на нет: в репертуаре коллектива сохраняются многие песни, сочиненные в первый период, часто переработанные, заново аранжированные. Да и "young lovers rock" отталкивается от панка.
Для нового стиля характерна стена звука, создаваемая плотными гитарами и жесткой ритм-секцией. На нее накладываются магические клавишные, прозрачная скрипка и экспрессивный, порой надрывно кричащий вокал. Композиции отличаются обилием мелодических ходов, ритмического разнообразия в драматически напряженные моменты, частых темповых изменений.
Название первого из рассматриваемых альбомов пришло в голову Цареву уже после того, как был записан материал. В одном из интервью он рассказывал, как однажды случайно посмотрел по телевизору передачу о том, как ведут себя львы. И понял, что состав ОП очень напоминает львиный прайд: с одной стороны, все участники коллектива имеют определенную общность, похожую на семью, с другой - иногда в отношениях между ними, как в любой семье, могут возникать определенные сложности, разногласия, даже конфликты.
В записи этого (и следующего) альбома участвовали: Анатолий "рйн" Царев - гитары, вокал; Екатерина "Кошка" Цион-Княжева - скрипка, вокал; Анастасия "Лиса" Уварова - клавишные, синтезаторы, бэк-вокал; Иван "Вано" Клюшин - гитары; Алексей "Фронтмен" Разумов - бас, вокал; Сергей "Зима" Зимарин - ударные; также к работе над некоторыми песнями "Прайда" были привлечены сессионные вокалисты- Дима Сокол (ЙОРШ) и Володя Котляров (ПОРНОФИЛЬМЫ).
Если внимательно рассмотреть оформление "Прайда", можно понять, каких идейных взглядов придерживаются участники ОП. Так, на одной из сторон обложки изображены символ "А" (анархия), сердечко и "пацифик". Это три кита, но которых зиждется мировоззренческая позиция ОП.
Intro под названием "Прайд" представляет собой стихотворение, прочитанное рйном в сопровождении звуковых эффектов, в котором содержится ключ к пониманию всего альбома. За название "Прекрасный Новый Мир" следовало бы поблагодарить Олдоса Хаксли. У слушателя может создаться впечатление, что песня посвящена событиям на Украине. На самом деле это совсем не так: рйн написал ее летом 2013 года, за несколько месяцев до Майдана. А антивоенной тематики касался и раньше. "Панк-Рок" ("Надувает Наши Паруса") грешит излишней декларативностью. Итак, товарищи и господа, ежели в вашей жизни все плохо, - есть надежное средство, лекарство и панацея: это панк-рок. Звучит как-то уж очень инфантильно... "Прятки" - воспоминание о детстве. Песня имеет и философский подтекст: люди взрослеют, а игры в прятки продолжаются, хоть и уже без детского задора... Название "Вечный Кайф" говорит само за себя. "Здравствуйте, Все Это Я" - взгляд на жизнь, которая, несмотря на свою противоречивость, прекрасна. Иначе говоря, как бы трудно ни было, надо продолжать жить и верить в чудеса. Апофеоз прекрасной жизни наступит в следующей песне - "Целое Из Дыр".
Центральный номер альбома - "Космонавты". Песня была написана лидером ОП во время отдыха в Крыму. Поскольку в то время под рукой были только акустическая гитара и диктофон, рйн обошелся минимальными средствами и достиг максимального результата. Черновой вариант подвергся мастерингу... Получилось очень живо, драйвово, космически, хоть и в монофоническом звучании.
"Гимн Левитации" - реальный хит. Под левитацией понимается способность летать без применения каких-либо приспособлений. В данном случае, вероятно, рйн имеет в виду полет как метафору творчества и как состояние души. "Spasibo!" - монолог от имени самого рйна, который искренне радуется жизни и благодарит судьбу за успехи - свои собственные и группы. Всем бы так! "Don't Kill Us (We're In Love)" - посвящение Тимуру Качараве (21.08.1985 - 13.11.2005), питерскому музыканту, участнику групп SANDINISTA! и DISTRESS, антифашистскому активисту, которого зарезали нацисты во время акции "Еда вместо бомб". Название песне дало граффити на стене, которое Тимур сфотографировал за три месяца до гибели. В песне "Чужая Боль" рйн впадает в назидательность. Кода звучит грозным предупреждением: человек, равнодушно относящийся к чужой боли, в итоге столкнется с равнодушием по отношению к себе. "Шелест Утренних Звезд" - манифест жизнелюбия и оптимизма. Мне больше нравится "роковый" вариант из одноименного сингла. В альбом же была включена электронная версия с синтезированным басом. Outro - кавер на композицию FUGAZI "I'm So Tired". Правда, в интерпретации ОП трек получил название, изменившее смысл песни на противоположный - "I'm Not Tired". Инструментальное сопровождение практически не претерпело изменений, лишь было перенесено в другую тональность, удобную для голосового диапазона рйна. У ОП появилось красивое вокальное двухголосие, которого нет в оригинале.
Если оценивать музыкальную составляющую, то следующий альбом "Маяк" - шаг вперед по сравнению с "Прайдом". Действительно, качество аранжировок на несколько порядков выше, саунд становится все более тяжелым, а вокал рйна и Кошки - более мощным и выразительным; иногда группе удается достигать оркестрового звучания, в проигрышах композиций стало больше пространных виртуозных гитарных соло. Обращает на себя внимание шикарное оформление: к диску прилагается 12-страничный буклет с текстами - все же "Soyuz Music". Но у меня почему-то никак не получается уловить концепцию альбома, некий смысловой стержень. Мне "Маяк" кажется не альбомом, а сборником песен, расположенных по принципу "чем дальше, тем скучнее".
"Гиганты" - восторженный монолог рйна под почти симфонический инструментал. Авторское воображение устремляется на высоту гигантов - за облака, на черно-белую радугу, где стоит маленький виниловый проигрыватель и наполняет небеса ламповой музыкой. Именно здесь реализуется представление о прекрасном, идеальном мире. Основную идею заглавной песни рйн сформулировал краткой фразой: "Маяк не выбирает, кому светить". По сути, каждый из нас - маяк, который кому-то светит. Песня "Я На Качелях" входила в одноименное демо 2008 года. В ней автор ностальгирует по детству. "Танцевать" - пожалуй, самый отвязный номер альбома. Танец - метафора беззаботности, свободы и вечной молодости. Отдельное спасибо за танцевальный проигрыш и соло синтезатора в финале! Следующая "Безусловная Любовь" - самая философская композиция альбома. Легко любить хороших людей. Гораздо труднее возлюбить всех. Посредством изучения философии, Библии, восточных учений лидер ОП приходит к заключению, что любить надо всех и каждого такими, каковы они есть. Позиция весьма спорная, но и она имеет право на существование.
Песню "Тем, Кто Слышит И Чувствует" рйн адресовал поклонникам ОП. Хоть я и не отношу себя к числу ярых фанатов группы, посвящение могу оценить. Не берусь утверждать, но могу предположить, что "Тяга К Свободе" написана рйном в первый период творчества ОП. Я сам либерал на клеточном уровне, но средства и приемы, коими ОП воплощают свои устремления, мне не близки. Все выглядит как-то декоративно-декларативно. Не верю!
Песня "Наш Прайд" лучше вписалась бы в предыдущий альбом. Что она здесь делает, никак не могу понять. Название "В Пене Времени" уж больно напоминает виановскую "Пену Дней". Песня-размышление на извечную тему жизни и смерти. "Фестиваль Пакетов" и "Государство" первоначально входили в альбом 2007 года "Своими Словами". Аранжировки измененены, как мне кажется, не в лучшую сторону. Рйн бичует соответственно общество потребления и государство как институт власти. Альбом завершает еще одна обличительная композиция - "Ложь". Очень зло, агрессивно, искренне.
Можно многократно переслушивать оба альбома в любой последовательности, чередовать треки и даже менять их расположение, находить цитаты и автоцитаты, коих здесь предостаточно, проверять свою эрудицию... Очевидно, что рйн - талантливый музыкант и поэт, а ОПЕРАЦИЯ ПЛАСТИЛИН - классная группа. От которой я, честно признаться, ожидал большего.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах