Старый Пионэр Site Admin
Зарегистрирован: 24.10.2003 Сообщения: 2869 Откуда: Арзамас-75
|
09 Фев 2005, 17:44 - ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, часть 2 (разные издания) |
|
|
Пусть они удивляются...
Все, кто давно следит за развитием самодеятельного рок-движения в нашей стране, уже привыкли к скоропалительности, с которой возникают, распадаются, переформировываются коллективы. Продолжительность их существования исчисляется часто не годами, а месяцами. Летом создали группу, записали "альбом" (то есть цикл песен на магнитофонной пленке) дома или в снятой по случаю, нередко на одну ночь, студии, зачастую со взятыми напрокат инструментами, осенью каждый из музыкантов собрал уже собственную "команду", а к зиме, глядишь, и тех как не бывало - перетасовываются имена, возникают и исчезают громкие названия.
"Право, несерьезно все это! Какое уж там искусство - мутная пена неприкаянного молодежного досуга!" - так судят об этом многие. Вот только одно смущает: в массе "самопальной" продукции таких непоседливых артистов интересные произведения встречаются, пожалуй, чаще, чем в грандиозном по объему потоке работы филармоний и концертных организаций, где и с помещением помогут, и аппаратуру приобрести легче.
Получается, что возмутительное непостоянство молодых - следствие неутомимого поиска, мобильности, живости ума и самокритичности, которых мы риторически требуем от всех эстрадных исполнителей.
Конечно, есть среди новоявленных рок-групп "однодневки". Есть те, чьи опусы явно неудачны - это выясняется моментально по реакции зрителей. Но есть и такие, кто, собравшись даже без определенной идеи, просто потому, что очень хочется заниматься любимой музыкой, практически сразу и надолго привлекает к себе внимание. Такова группа ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, ныне принадлежащая Московской творческой лаборатории рок-музыки.
Все участники коллектива - выпускники МИФИ. Вначале ансамблей было два: 27 КМ Романа Суслова (название указывает на удаленность от столицы места, где молодые инженеры-физики проходят практику) и 01 Петра Плавинского (названием группы стал телефонный номер пожарной охраны).
Однажды за несколько минут до концерта Плавинский решил переименовать свою группу в ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, и это название так и сохранилось за объединенной группой Суслова - Плавинского.
Первый же магнитоальбом ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА "Опера" вызвал к себе интерес, который не ослаб и до сих пор.
Случайность? Думаю, что нет.
Рок уже выработал свои традиции: определились художественные принципы, накопился багаж приемов, на основе которых артисты могут создавать талантливые произведения, сокращая до минимума предварительный этап "щенячьей слепоты" поисков. Естественно, простого коллажирования известных приемов мало. Недостаточно даже преподнести их с той степенью искренности и страстности, которой особенно подкупают хорошие рок-группы. Все решает индивидуальность. "Опера" своеобразно интерпретировала знакомые темы рок-культуры.
Как-то я услышала такие рассуждения зрительницы после рок-концерта: "Ни за что не отдам сына в музыкальную школу. Приохотишь, а они вот что потом вытворять начинают".
Рок-композиции действительно часто заставляют искать корни этого искусства не только в джазе, но и в классическом наследии. Рок-музыканты любят цитировать фразы из известных опер, симфоний, миниатюр, иногда забавно пародируя их в собственной разработке, иногда добиваясь комического эффекта в контрастном столкновении мелодии и песенного текста. Порой оперные интонации трактуются ими как символ рутины и претенциозной красивости, не вписывающейся в нашу повседневность. А бывает, что музыкальная цитата подтверждает, продолжает мысль рок-композиции, давая объемность идее. Все эти приемы были собраны и развиты в "Опере".
Яркость песенных образов "Оперы" побудила выразить их зрелищно. Так в коллективе появился пластический состав - Евгений Юматов, а потом - Гор Оганесян. Однако путь от первых замыслов к "театру параллельных действий" (так ребята назвали свои представления, которые можно было увидеть еще полгода назад) отчасти объясняет сегодняшний отказ группы от зрелищных эффектов и подчеркнутый аскетизм в текстах.
Как показывает практика, занятия молодежи в чисто музыкальных сферах (особенно если приглушить децибелы) руководством учреждений культуры воспринимаются спокойнее всего. Редко возникает вопрос правомерности авангардных экспериментов или придет в голову сверять использованную классику с партитурой великих композиторов. Поэтому, когда ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ скромно преобразился в "Ансамбль камерной музыки", ему охотно предоставил базу Дом работников просвещения Ждановского района Москвы.
Как только ребята ввели в свою "Оперу" тексты, им немедленно предложили покинуть помещение, невзирая, скажем, на музыкальную одаренность вокалиста и клавишника группы Дмитрия Шумилова, который в зале мест на 600 исполняет песни-арии без микрофона, не теряя полетности и красоты классического их звучания. То же самое произошло в ДК МВТУ имени Баумана с новой программой. Суслова вызвали на партком и потребовали объяснить смысл стихов - полюбопытствовали в таком тоне, что стало ясно: объяснять без толку, не хотят понять. В ДК "Москворечье" организаторы концерта затеяли сверять тексты с литоваными экземплярами прямо по ходу выступления, а потому артистов чуть не за ноги начали стаскивать со сцены. Пришлось допеть без слов, сымпровизировав вокализ.
Нельзя не воздать должное противникам рока - воздвигаемые ими препятствия умножили творческую активность ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА. Сначала группа расширила театрализацию своих композиций. Теперь выступления открывал сам автор текстов Аркадий Семенов с блоковской романтической внешностью и темпераментом Маяковского. Он превращал в искристый коктейль стереотипы обывательского мышления, где от высокого искусства остается лишь тупо повторяющееся утверждение "Пушкин жив", а чаще всплывают клише бытового письменного общения типа "Ушла на базу!"
За спиной поэта повисал задник, склеенный из газетных листов. Образы, выхваченные из газет и перемешавшиеся в голове мещанина, причудливо возникали на сцене. И поэтому так естественно было в финале сорвать газетное полотнище и попытаться простирнуть его. Бывшая декорация превращалась в огромный ком, который артисты запускали в зал на радость зрителям. Публика пинала словно мяч остатки вчерашней лжи, глупости и иллюзий, и тогда ком разваливался на множество лоскутов, а их совсем легко было измельчать в обрывки, обращать в прах отживший монолит.
И вдруг, неожиданно для многих, любивших эти веселые хэппенинги, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ решил упразднить театрализацию своих выступлений. В чем дело? Померещилась опасность стереотипа нового пошиба, шаблонности восприятия в праздничном митинговом единении толпы зрителей, увлеченных эффектным шоу и возможностью принять участие в действии, когда нюансы и музыки и текста отодвигаются на второй план? Захотелось начать все сначала, поискать доселе неизведанные качества рока.
Для рок-композиций уже привычны едко-ироничные тексты с попытками философского осмысления действительности и резкими лозунговыми выводами. В этой манере для ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА интересно пишут Плавинский, Оганесян, Семенов. Плавинский, который сочинил и мелодии многих песен группы, со временем предпочел беспокойной артистической судьбе более устроенную жизнь. Внутренние организационные изменения в коллективе подталкивали к новым поискам собственной образности.
Сегодня руководитель ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА Роман Суслов сосредоточил внимание на музыке. Он и раньше сочинял и делал все аранжировки композиций. Благодаря ему наметились последовавшие за "Оперой" музыкальные устремления группы. Пройдя школу пародии, Суслов заинтересовался естественным, органично рождающимся звучанием. Его композиции напоминают древние народные песни - те же гортанные распевы с подчеркнутым выделением слогов и резкими всплесками голоса. Мелодию и ритм вокала и гитары Суслова по-своему продолжают бас-гитара Михаила Верещагина, клавишные Дмитрия Шумилова, саксофон Владимира Давыдова и ударные Михаила Митина.
И вновь хочется воспеть хвалу противникам рока. Суслов вспоминает, что тот вынужденный вокализ в московском клубе заставил его обратить внимание на возможности звучания голоса без слов. Как много можно передать только интонацией! Как выразительны могут быть все эти "а", "о", "и" в сочетании с музыкой.
Теперь и к песенной поэзии появились большие требования - чтобы мелодика стиха точно соответствовала, перекликалась с инструментальной частью композиции.
Поймут ли зрители нынешние эксперименты ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА, об успехе которых говорить еще преждевременно? "Нам приходится собирать внимание слушателей уже известными нашими шлягерами,- признается Суслов.- Зато теперь я сам вижу глаза зрителей. Пусть они удивляются, пусть им кажется, что мы разрушаем однажды найденное. В конце концов, это самое интересное - непредсказуемость следующего поворота в музыкальной фразе, в тексте, вообще в искусстве".
Нина ТИХОНОВА, кандидат искусствоведения
Фото Д. ЛОВКОВСКОГО
"Советская Эстрада и Цирк" 1988
Группа ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ сама себя реанимирует
Самая непонятная и самобытная, самая уникальная по звуковому ряду и манере исполнения, самая "живая" из всех элитарных коллективов группа, к которой сложно даже применить определение "рок", - ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - после последнего фестиваля рок-лаборатории вошла в полосу молчания. Причин тому много. Приходилось играть в больших залах с плохой акустикой, перед неподготовленной публикой, что практически "убивало" их музыку. Вышедший в Финляндии диск "Этнические Опыты", за который они не получили ни копейки, так и не вышел в Союзе на пластинке. Лидер ОТКАЗА Роман Суслов купил под Москвой ферму и стал разводить лошадей.
Что касается творчества, то наметившийся уже в первом альбоме и происшедший во втором разрыв с городской формой мышления и обращение к архетипам русского сознания ("Этнические Опыты") по сути дела отрезали все пути назад.
Выражением этого этапа творчества стал записанный в 1991 году альбом "И... Раз" и программа "Три сольных концерта в ДК Госмоспромстройматериалов", представленная 12 февраля на Волхонке, 13. Выбор помещения, продиктованный тем, что этот ДК не был запятнан участием в рок-движении, оказался очень удачным - маленький зал, хорошая акустика и прекрасная атмосфера совдеповского стиля (в самом лучшем смысле этого слова), которая здесь чудом сохранилась. Сама программа представляет собой попытку ответить на сакраментальный вопрос: что делать дальше? Первое отделение состоит из старых композиций, второе - полностью из музыки с "И... Раз", написанной на материале популярных танцев XX века. На первом концерте 12 февраля состоялась, по словам бас-гитариста Дмитрия Шумилова, "торжественная эксгумация и реанимация группы". А что будет дальше - покажут концерты 22 и 23 февраля.
Федор МОЗГОВОЙ
Фото Игоря ИВАНДИКОВА
"Вечерний Клуб" 22.02.1992
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - "И-и Раз!"
FeeLee
На мой взгляд, это первый джазовый альбом, записанный отечественными рок-музыкантами. Любопытное сочетание находок "нового джаза" с танцевальной музыкой начала века свидетельствует об очередном эволюционном витке экспериментаторских поисков ОТКАЗА.
Благородство, ирония, отстраненная холодность, светлое романтическое чувство - такова гамма настроений (зачастую прямо противоположных), возникающих при знакомстве с очередным "вежливым" альбомом.
А. ИВАНОВ
"Rock Fuzz" 22.02.1992
Тайна ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА
Когда на юбилейном концерте ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА Роман Суслов объявил, что это последнее выступление группы, зрители выразили недоумение. Последовали вопросы и даже протесты: Роману пришлось взять свои слова обратно.
Итак, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ остается в рядах московского авангарда, и его ближайший концерт состоится 28 января, как обычно, в ДК на Волхонке.
Место было облюбовано давно: Волхонка - Остоженка - Пречистенка - особый уголок старой Москвы. Зритель, приобщенный к духовному и эстетическому восприятию, тот, для кого искусство есть естественная среда существования и источник наслаждения, смело может переходить из залов современного искусства музея им. Пушкина в концертный зал ДК на Волхонке.
Изображение бальной пары приготовившейся к исполнению танца, украшает обложку новой пластинки ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА, "И-и раз!.." - отсчитывает танцующим Р. Суслов, но весь фокус состоит в том, что танца не будет, и холеная пара, написанная американским художником начала века, так и не двинется с места, потому что, как заметил один из журналистов, "единственное, чего нельзя делать под "танцевальную" программу ОТКАЗА, так это танцевать".
"Вальс", "Босса-нова", "Чарльстон" - названия всем известных танцев как будто не допускают никакого подвоха, но "Я Учусь Танцевать По-Японски" звучит среди них подозрительно и странно, предупреждая об очередном задуманном обмане в игре автора со слушателем. От классического танго почти ничего не остается - лишь ритм и отдельные музыкальные фразы, но зато неожиданно каждый танец вырастает в самостоятельную тему, приобретает мощь и значительность, не свойственные изначальному музыкальному прообразу, и наполняется драматическим содержанием, порождая в душе слушателя все богатство переживаний, ассоциаций и аллюзий.
Роман Суслов давно уже отказался от главного атрибута современной песни - поэтического текста, однако вокал сохранил как наиважнейший музыкальный инструмент. В результате от стихов остались лишь отдельные фразы, от слов - непонятные звуки. (Может быть, поэтому на концертах группы всегда так много иностранцев?). Сами собой вспоминаются строки из "Волшебных звуков" Лермонтова:
Есть речи - значенье
Темно иль ничтожно;
Но им без волненья
Внимать невозможно
Обычно именно такое ощущение остается у публики после концерта группы ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. Неуловимая тайна, невозможность до конца понять и исчерпывающе прочувствовать музыкальные произведения Романа заставляют зрителей по многу раз ходить на концерты, и с удовлетворением можно отметить, что все меньше ходит народу ради того, чтобы "протусоваться", и все больше ради того, чтобы послушать музыку.
Анна ПОЛЯКОВА
"Вечерний Клуб" 28.01.1993
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - "1985 -1995"
FeeLee
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - самая таинственная московская группа. В звезды не лезли, тихо играли свою странную музыку 10 лет. В итоге - заново? Все сначала?
Пришедшееся на середину восьмидесятых начало было успешным - хоть и в общей струе, но и слегка особняком. В тогдашнем противостоянии наших и московских групп в ТВ-программе "Музыкальный ринг" москвичи смотрелись более разумными (тогда казалось-холодными) и дальновидными (как это видно сейчас), но оказались так и не готовы к музыке 90-х (как это тоже видно сейчас). Последовавшие неожиданные эксперименты в свободных пространствах были оценены специалистами, но не тронули поклонников - угасающий "советский рок" напролом лез в тупик, и ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ вежливо уступил дорогу. В последнее время группа оживилась - переизданы на компакт-дисках очень интересные и достаточно непривычные альбомы "Этнические Опыты" и "И-и Раз".
Новый - "1985-1995" - является попыткой адаптировать свою музыку к вкусам обычных слушателей музыкального рыгли'сперминта. Без песен держаться тяжело (все хвалят, никто не слушает). Можно было бы запеть на мамбуру-бамбульском языке или подвывать по-английски. Но у ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА были свои песни. Возрождая эти старые песни, группа не столько стремится выжить, сколько пытается сделать современным то, о чем они пели 10 лет назад. Лидер группы Роман Суслов поет как бы стесняясь, сохраняя за слегка ироничным вокалом шаги к отступлению. Лишенные пафоса в новом музыкальном оформлении, тексты только выигрывают.
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ является своеобразной антитезой столь популярному в Москве направлению как жлобство. Кто мне объяснит популярность ЛЮБЭ, БАХЫТ КОМПОТА, МОНГОЛ ШУУДАНА? Какой интеллект должен быть у любителя СЕКТОРА ГАЗА? Кстати, даже наш НОМ популярен именно в Москве, вызывая восторг московских эстетов песней "Сволочь", весь текст которой состоит из трех слов: "Сволочь, х.., бля...". Или это очень смешно именно в Москве?
У ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА с чувством юмора все в порядке. Их музыка легка, иронична и немного отстраненна. Мне нравится ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ и изяществом, и старомодностью. Особенно трогает музыкальная неактуальность. Они играют что хотят, как хотят, когда хотят и где хотят. Надоело играть - идут разводить лошадей.
Владислав БАЧУРОВ
"Rock Fuzz" №31'1996
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - "Коса на Камень"
FeeLee
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - группа, бесспорно, заслуженная, уважаемая, издавна альтернативная. Как и прежде, тон задают Дмитрий Шумилин, Роман Суслов, Михаил Митин... С одной стороны, приятно, что коммерческая тусовка на музыке В.О. не сказывается, музыканты следуют собственным традициям, да вот скучноват "Коса на Камень", скучноват и тосклив. Вялые, неинтересные тексты, эдакий альтернативный тупичок... Во всех отношениях безрадостная музыка, и альтернативность здесь не причем, похоже, у музыкантов и в самом деле нашла коса (творческая коса!) на какой-то здоровенный камень! Надо бы, пожалуй, проанализировать сей альбом более подробно... Надо бы. Но тогда придется снова слушать, а этого делать совсем, совсем не хочется!
Анатолий ГУНИЦКИЙ
"Fuzz" №09'1997
<< Предыдущая часть |
|