|
|
|
|
:
:
:
:
:
:
:
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Дмитрий Румянцев Новичок

Зарегистрирован: 11.07.2007 Сообщения: 7
|
11 Июл 2007, 09:08 - Анатолий Обыдёнкин - "Произвольная космонавтика. Время |
|
|
(с) Рязань, "Край", 2006
Рубеж веков. Как грибы появляются различные поэтические антологии. От каких-нибудь "Девяти измерений" до "Современной литературы народов России". Не обошла эта тенденция и такую область как рок-поэзия - или, если смотреть на это дело более широко - поэзия песенная. Сначала издательство "Азбука" разразилась аж десятитомным трудом "Поэты русского рока", куда вошли тексты в основном раскрученных и известных музыкантов (в большинстве своем звучащих на волнах "Нашего радио"), вроде Бориса Гребенщикова или Земфиры. Затем в руки мне попала абсолютно не коммерческая, а посему более живая и интересная антология "Русский рок - новый срок", составителем которой выступил ныне покойный основатель литературного Рок-кабаре Алексей Дидуров. Понятно, что в ней были опубликованы тексты авторов, так или иначе в Рок-кабаре задействованных. И вот - "Произвольная космонавтика". Количество представленных тут музыкантов невелико - всего двенадцать. Но, как известно, количество не всегда переходит в качество, что предыдущие издания хорошо показали. Не это главное - пусть меньше, но лучше. Главное, чтоб на совершенно естественный вопрос: "А почему именно эти и именно здесь?" у составителя был заготовлен обоснованный ответ, то есть чтоб у антологии была идея. И она здесь присутствует. Причем весьма актуальная.
Как известно, русская песенная культура отличается своей текстоцентричностью. В конце 50-х годов по стране начала своё шествие бардовская песня, затем к ней присоединились русский шансон и русский рок. В настоящее время они заняли свои устойчивые ниши, обрели свой формат и, к сожалению, практически прекратили развитие. Большинство поющих поэтов в России так или иначе связаны именно с этими тремя традициями. Но в последние 10 лет в России начала формироваться, как я её для себя назвал (официально пока ещё никак не окрестили) четвёртая традиция. Музыканты, в ней работающие, могут как исполнять бардовскую песню или русский рок, так и отталкиваться от других мелодических и мировоззренческих позиций, но при этом тексты в их творчестве по-прежнему занимают не самое последнее место. Данная антология - попытка зафиксировать это новое направление. Составитель Анатолий Обыдёнкин, в свою очередь, назвал таких авторов "гениями промежуточного жанра". Гении, к слову, в узких кругах широко известные: Константин Арбенин, Олег Медведев, Григорий Данской, Сергей Калугин, Тимур Шаов, Александр Непомнящий, Зоя Ященко, Михаил Башаков, Шамиль Абряров, Лилия Борисова, Умка и Ермен Анти. Последние двое, правда, не укладываются, на взгляд составителя, в заданную "генеральную линию", - но, как говорится, он просто не мог пройти мимо.
Вообще данная книга стала для меня настоящим сюрпризом по количеству свежих находок. Причём все эти находки можно вполне взять на вооружение при составлении обыкновенных (не песенных) поэтических антологий. Анатолием Обыдёнкиным был расширен сам формат подобных изданий. Ему удалось придать в принципе простому сборнику стихов, пусть и объединенных общей идеей, как минимум несколько дополнительных измерений. Во-первых, что очень существенно, к текстам был добавлен звук. Не секрет - поющих поэтов рекомендуют послушать, прежде чем читать с листа. Дескать, без мелодии стихи проигрывают. Оставим за скобками правомерность этого утверждения (я, например, спокойно могу именно читать того же БГ), но в данном издании эта задача решена - к антологии прилагается мп3 диск. Хотите - читайте, хотите - слушайте. Во-вторых, у каждого автора составителем взято интервью, где музыканты высказываются на самые разные темы. А так как Анатолий Обыдёнкин - блестящий интервьюер и умеет задавать небанальные вопросы, узнать можно много нового. И, наконец, в-третьих, о каждом авторе написана небольшая критическая статья (о вступительной статье я и не говорю - она, естественно, есть, и все манифесты там изложены). В результате читатель получает от антологии максимум информации на самых различных уровнях: звуковом, поэтическом, личностном и критическом. Даже не знаю, что ещё можно было бы добавить. Разве что какой-то визуальный ряд. Впрочем, всё ещё впереди. Может я, конечно, что-то пропустил, но с подобными изданиями в литературном пространстве я не знаком. Конечно, мне могут возразить, что и поэтов в антологиях обычно куда больше 12-ти, и чисто физически нереально добавить к стихам ещё критические статьи и интервью - но, например, в антологии "Стихи тридцатилетних" авторов вообще десять, однако ничего похожего нет.
Как мы видим, существование "Произвольной космонавтики" в нашей культуре оправданно уже хотя бы из-за количества реализованных инноваций. И вот здесь самое время было бы приступить непосредственно к разбору текстов, но я вдруг подумал, что у меня на руках просто нет нужного инструментария. К сожалению "бумажные" рецензии пока не позволяют цитировать звук (хотя в принципе в Интернете такую идею можно осуществить), а в данном случае все-таки хотелось бы играть по правилам издания. Ведь согласитесь, одно дело, когда на бумаге издаются тексты и ничего кроме них - тут и подход соответствующий. И все оправдания, вроде "а вы с музыкой послушайте" не пройдут. Нет её - музыки. Перед нами чистая рок-поэзия, и оценивать мы её будем, опираясь именно на литературный контекст. Другое дело, когда музыка предъявлена, тут уже так легко не выкрутиться. Поэтому вместо цитат приглашу читателя просто почитать/послушать и о качестве судить уже самому. |
|
|
|
 |
Чатский Почти мембер

Зарегистрирован: 28.07.2006 Сообщения: 43 Откуда: Санкт-Петербург
|
11 Июл 2007, 20:36 - |
|
|
интересно почему туда не попал Д'ркин? |
|
|
|
 |
Румянцев Дмитрий Почти мембер

Зарегистрирован: 11.07.2007 Сообщения: 85 Откуда: Санкт-Петербург
|
11 Июл 2007, 21:11 - |
|
|
Я думаю, нельзя охватить всех. Туда можно было смело добавить Комарова, Толю Багрицкого (его уж особенно), Веню Д'ркина, Алекса Полякова, Александра О'Шеннона, и др.
Есть о чём написать следующую книгу. |
|
|
|
 |
Случайный попутчик Ветеран

Зарегистрирован: 04.11.2005 Сообщения: 387
|
11 Июл 2007, 22:12 - Re: "Произвольная космонавтика. Время колокольчиков ver |
|
|
Дмитрий Румянцев |
В конце 50-х годов по стране начала своё шествие бардовская песня, затем к ней присоединились русский шансон и русский рок. В настоящее время они заняли свои устойчивые ниши, обрели свой формат и, к сожалению, практически прекратили развитие. |
Позвольте узнать, что вы понимаете под "русским шансоном" и почему вы сожалеете о прекращении его развития? И как вообще может развиваться шансон, кроме как продолжать традиции более или менее талантливо? Разве вопрос замыкается на концепции, а не на личности? |
|
|
|
 |
Румянцев Дмитрий Почти мембер

Зарегистрирован: 11.07.2007 Сообщения: 85 Откуда: Санкт-Петербург
|
12 Июл 2007, 00:00 - |
|
|
Под русским шансоном я подразумеваю блатняк. Например Аркадий Северный, Михаил Круг. Другой вопрос, как к нему относиться. Я его не люблю, но он есть. И может быть даже талантливым. Мне было бы интересно посмотреть во что может превратится блатняк, когда тюремная тема становится не актуальной (поэтому и жалею). В последние годы, я не слышал о каких-то открытиях в этом направлении. Как собственно и в бардовской песне, и в русском роке. Но тут встаёт совершенно правильный вопрос - а может ли развитие вообще быть, когда есть канон? Я не знаю. Вполне может быть что развитие будет заключаться в переходе к нормальному шансону, и отходе от блатной темы.
В любом случае мне кажется, что в современной ситуации отход от от основного русла и смешение с другими направлениями и есть выход.
Самые яркие явления сейчас как раз на границах. |
|
|
|
 |
Случайный попутчик Ветеран

Зарегистрирован: 04.11.2005 Сообщения: 387
|
12 Июл 2007, 00:46 - |
|
|
Блатняк - подошвенная ниша шансона. А ведь у нас есть примеры и высокого "штиля": ряд вещей И.Сукачева, цикл ранних песен В.Высоцкого, кое-что из репертуара И.Богушевской, диск О.Арефьевой "Крутится-вертится" с классическим набором городских романсов, песни А.Паперного, С.Шнурова, изыски Д.Хоронько...
А насчет самых ярких явлений "как раз на границах"... Опять же риторический вопрос: не упирается ли все в талант? А русла, отход от них, смешение их - лишь пена... |
|
|
|
 |
Румянцев Дмитрий Почти мембер

Зарегистрирован: 11.07.2007 Сообщения: 85 Откуда: Санкт-Петербург
|
12 Июл 2007, 01:11 - |
|
|
Безусловно в таланте. Просто талант обычно и ламает рамки. Расширяет канон, развивает культуру. Задаёт новые направления. Я же не отрицаю |
|
|
|
 |
Румянцев Дмитрий Почти мембер

Зарегистрирован: 11.07.2007 Сообщения: 85 Откуда: Санкт-Петербург
|
12 Июл 2007, 01:16 - |
|
|
А настоящий шансон у нас ещё не сформирован, как направление. Есть только отдельные вещи. Только сейчас начинает что-то наклёвываться. Но правда по текстам слабовато как мне кажется. |
|
|
|
 |
Случайный попутчик Ветеран

Зарегистрирован: 04.11.2005 Сообщения: 387
|
12 Июл 2007, 19:21 - |
|
|
Румянцев Дмитрий |
... талант обычно и ломает рамки. Расширяет канон, развивает культуру. Задаёт новые направления. |
Не желая увязнуть в дискуссии (к тому же в стороне от заданной вами темы), все же предложу вам вспомнить песню Ю.Кима "Ходют кони над рекою". В ней пять забубенных аккордов и немного слов. Никакой новизны ни в направлении, ни в стихосложении и т.д. Гениальная простота - и ... на века. Это к тому, что и в каноническом жанре можно сделать шедевр. В конце концов пыль, поднятая "новым словом", осядет. Останется ли что-то значимое? Не обязательно. |
|
|
|
 |
Пассажир Почти мембер

Зарегистрирован: 05.05.2007 Сообщения: 46
|
25 Июл 2007, 12:07 - |
|
|
Книгу читал год назад, примерно сразу после её выхода. Согласен с автором темы, что идея хорошая. А вот реализация мне в корне не понравилась. Особенно что касается критических статей. Конечно, я думаю, что всё это потому что "молодо-зелено", но ... По-моему, критик должен быть более беспристрастным, по крайнкей мере - меньше язв. Если Анатолий собирается и дальше писать, то ему стоит серьёзно пересмотреть свой стиль, потому что просто коробящие кляксы встречаются и в интервью.
по поводу шансона, и даже конкретно блатняка, советую автору темы действительно обратиться к Хоронько Окестру. Но это тоже ни в коем случае не полная принадлежность к направлению. |
|
|
|
 |
Toso Новичок

Зарегистрирован: 08.04.2008 Сообщения: 2
|
08 Апр 2008, 18:17 - |
|
|
Подскажите пожалуйста, где можно приобрести эту книгу в Москве? |
|
|
|
 |
v_oblomov Почти мембер


Зарегистрирован: 04.09.2007 Сообщения: 64
|
08 Апр 2008, 19:34 - |
|
|
Не знаю, осталась ли она в магазинах (да и была ли она там), но вот телефон человека, у которого есть несколько экземпляров: 8 906 069 4084, Ирина. |
|
|
|
 |
Toso Новичок

Зарегистрирован: 08.04.2008 Сообщения: 2
|
09 Апр 2008, 15:32 - |
|
|
Спасибо!)
Я нашла книгу в Центре авторской песни на Новокузнецкой) Завтра приобретаю) |
|
|
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
|
|
|
|
|