Название альбома и титульной песни несет большую смысловую нагрузку. Созданная в XIX веке матрешка-матрона символизировала материнство и плодородие, в двадцатом же столетии превратилась в еще один образец пресловутого масскульта - стала собирательным образом "русского" времен холодной войны, пьяного и агрессивного, одержимого имперскими амбициями.
Изображенные на обложке чугунные гири весом 32, 24 и 16 кг, "украшенные" пририсованными сверху красными расписными платочками, напоминают гротескных матрешек и, судя по всему, являются развернутой метафорой тоталитарной системы. Метафоричность вообще характерна для поэзии Сергея Михалка, и рассматриваемый альбом - не исключение. Написание же названия "Мат Рäшка" прямо намекает на страну - очаг и источник тоталитаризма.
Почти все песни, составившие "Матрёшку", написаны в 2012 году - задолго до знаковых политических событий, ассоциации с которыми неизбежно возникают при прослушивании альбома. Жанр своей последней работы сами музыканты определяют как "фантастический кибер-панк": "...это альбом-сказка, посвященный нашему недалекому будущему", - говорится в пресс-релизе. Мне ближе другое жанровое обозначение вербальной составляющей "Матрёшки": это альбом-антиутопия.
Что же нас ждет впереди? Ответить на этот вопрос не составляет особого труда. Мы выросли на марксистской философии и помним диалектический закон отрицания отрицания, предусматривающий движение по спирали - своего рода повторяемость на высшей стадии общественного развития некоторых свойств ряда низших стадий. Курс на имперский изоляционизм, приверженность идее прогрессорства на советский лад, фактический возврат к сталинистской парадигме, постепенное утверждение диктатуры сродни восточным деспотиям, укоренение спекулятивных мифов в массовом сознании и подсознании... Кажется, все это мы не так давно уже проходили. Повторенье - мать ученья?..
Михалок-поэт не просто переносит героев своих песен на несколько лет вперед - он сам мысленно живет в будущем, которое не сулит ничего хорошего. Только вслушайтесь в строки заглавной песни:
Гремят обломки империй,
Рушатся древние стены.
А в зоне совдеповских прерий
Дьявольские перемены.
Проснулись вожди ГУЛАГа,
Голодные псы тартара,
Кулак Иванушки Драго
И мощь православных радаров.
<...>
Шанхай - столица Урала.
Столица Сибири - Баку.
Казачий патруль по вокзалам
В водочке топит тоску...
Монотонное сопровождение, многократно повторяемый, будто вдалбливаемый, гитарный рифф лишь усиливают ощущение безысходности.
"Танцуй" - веселые похороны Совка. Ляписы устраивают пляски на развалинах старого, умершего мира... который, увы, способен возродиться и подмять под себя мир новый.
"Танк" - метафора милитаризации сознания. Что имеется в виду? Тем, кто учился в советской школе, ничего объяснять не нужно. А те, чьи школьные годы пришлись на 90-е - 2000-е, не разучивали стишков на военную тему, не читали рассказов советских писателей о пионерах-героях, не давали пионерских клятв, а потому могут быть не в курсе, о чем речь...
Для лидера ЛТ телевидение, как, впрочем, и другие СМИ, - мощное орудие разжигания массового психоза, тотальной дебилизации и идеологического зомбирования населения:
Не смотри телевизор,
Не слушай радио, не читай газет.
Старший брат очень близко.
Закрой шторы, погаси свет.
<...>
Союз, интеграция, приоритеты,
Восточно-славянский вектор сближенья.
Террорист меняет кассеты,
Мозг реагирует верным решеньем.
В восприятие и толкование некоторых композиций ЛТ время внесло свои коррективы. Так произошло, например, с песней "Воины Света" (за название спасибо братьям Спиригам). Нынче ее герои нередко отождествляются с активистами Евромайдана - "национал-радикалами" и "бандеровцами". На самом-то деле песня была создана еще в 2010 году, когда ни о каких майданах не могло идти речи. Михалок - анархо-растаман, и песню адресовал своим единомышленникам, которые не приемлют потребительских идеалов западного мира. Они выходят на баррикады против всех политиков, борются против зла в человеке, выступают за любовь к ближнему. К слову, песенка сейчас занимает первое место в "Чартовой Дюжине" "Нашего Радио" - на мой субъективный взгляд, вполне заслуженно!
Молох из одноименной песни (другое название - "Мир И Покой") - метафора тоталитарного государства, неотъемлемыми чертами которого являются рабство, несвобода, представление о человеке как о "колесике" и "винтике" гигантского госмеханизма, невозможность изменить существующее положение. Власть смотрит на народ лишь как на рабочий скот. Исполненные неподдельного сарказма строки
Вкалывай, парень,
Как заводной.
Молох подарит
Мир и покой.
Мир и покой.
Молох с тобой!
в сочетании с псевдободрой мелодией и псевдоторжественными "репликами" духовых изображают абсурдность тоталитарной системы. Сарказм Михалка направлен не только против тоталитаризма, но и против того, что делает его возможным: отсталости народных масс, которые в большинстве своем отличаются терпением, смирением, слепой верой, идолопоклонством, патернализмом.
Песня "Котлован" создана по мотивам одноименного романа. Идея строительства "общего дома социализма" и сегодня не утрачивает своей актуальности:
Перероем Землю,
Перероем Марс,
Потом возьмемся за Солнце, -
Подправим ему анфас.
Какой замысел божий,
У нас генеральный план!
Коты с человеческой рожей?
Да здравствует котлован!
"Чайка" и "Командир" проникнуты предчувствием грядущей революции. В то же время автор подвергает осмеянию стандартный подход к изучению истории: декабристы разбудили Герцена - Герцен зазвонил в колокол (не будем забывать, что он редактировал одноименную газету) - колокол ударил по душам... И тут пробудились народовольцы и ну шерстить и выбрасывать из жизни кого только возможно!.. Набившие оскомину революционные лозунги Михалок помещает в нарочито сниженный контекст.
"Государство" Егора Летова - дважды кавер или, иначе говоря, кавер ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО не столько на песню ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, сколько на самих себя. В 2001 году Михалок сотоварищи записали эту песню для трибьюта ГО, а в последние годы, в свете произошедших (и происходящих) политических событий она вернулась в репертуар ЛТ и часто исполняется на концертах. Версия, вошедшая в трибьют, была выдержана в стилистике ска-панка, представленная же на "Матрёшке" тяготеет к ска-кору.
Символично, что песня "Клоуна Нет", содержательно и настроенчески контрастная всему предшествующему материалу, вынесена в финал альбома: недавно Сергей Михалок сделал официальное заявление о предстоящем самороспуске группы. Таким образом музыканты прощаются со своей многочисленной аудиторией. Но причин для уныния нет - жизнь продолжается. Отдельное спасибо за соло на мандолине - очень-очень-очень красиво!
Специальное Интернет-издание альбома, размещенное на портале iTunes, дополняется клипом на заглавную песню. Режиссером клипа выступил основатель и басист НОМ Андрей Кагадеев. Следуя сюжету песни, он реанимирует исторические фигуры Емельки Пугачева и "карлика картавого", подвергая их метафизической "модернизации". К работе над клипом Кагадеев привлек еще двух товарищей по группе - Александра Ливера (злодей-Мефистофель) и Ивана Туриста (Пугачев и Ленин); также в клипе "действуют" расписные матрешки - гестарбайтеры, казаки, священнослужители и шахидки... В общем и целом клип получился на злобу дня: автору удалось передать общественную атмосферу, сложившуюся к настоящему времени на большей части постсоветского пространства.
Мне уже приходилось отмечать метафоричность михалковской поэзии. Хотелось бы остановиться на еще одном художественном приеме, широко используемом лидером ЛТ. Его стихи-песни насыщены памятью о культуре прошлого, причем о произведениях не только литературы, но и живописи и кинематографа. В числе источников цитат, отсылок и реминисценций - "Скотный двор" (в другом переводе - "Ферма животных") и "1984" Джорджа Оруэлла, "Звездные войны" Джорджа Лукаса, "Бурлаки на Волге" Ильи Репина, "Размышления у парадного подъезда" Николая Некрасова, "Собачье сердце" Михаила Булгакова, "Котлован" Андрея Платонова, "Ночь перед боем" Александра Довженко, "Трудно быть богом" братьев Стругацких/Алексея Германа, "Москва 2042" Владимира Войновича, "Единственный Дом" ("Джа Даст Нам Все") БГ...
А вот о музыкальной составляющей мне сказать почти нечего. За исключением того, что концептуальность в альбоме преобладает над музыкальностью. Более того, подавляющему большинству песен как раз музыки отчаянно не хватает. Это единственный, но весьма существенный недостаток "Матрёшки". По сравнению с "Веселыми Картинками" и "Рабкором" планка значительно снижена...
...За время, прошедшее с момента написания песен, некоторые из них начали сбываться, некоторые не сбылись, и сбудутся или нет, зависит целиком и полностью от нас с вами.
Альбом "Матрёшка" вышел одновременно на CD, виниле, специальных mp3-плеерах "Lyapis Crew", а также на iTunes и других электронных платформах.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах