Свои первые песни на белорусском языке Сергей Михалок написал еще в 90-х. Одна из них была реализована в группе Лявона Вольского KRAMBAMBULYA, в которой Михалку довелось поучаствовать, и вошла в альбом коллектива "Каралі Раёну" ("Короли Района", 2003); еще две были включены в альбом ЛТ "Золотые Яйцы" (2004). С тех пор без белорусскоязычных композиций не обходится ни один концерт, ни один альбом группы. Но для полноценной программы на белорусском "ляписы" созрели только сейчас.
"Грай" ("Играй") - это одновременно и сборник, и альбом. Он состоит из 12 песен, 10 из которых издавались ранее, - входили в альбомы "Капитал" (2007), "Manifest" (2008), "Культпросвет" (2009), "Веселые Картинки" (2011) и "Рабкор" (2012). Специально для издания на сборнике они были заново отмастерены Джастином Штурцем на студии "Sterling Sound" в Нью-Йорке. Благодаря его рукам, ушам, голове и сердцу звучание материала не только обрело гораздо куда большую сочность, - по словам самого Михалка, после получения результата работы в некоторых старых песнях он услышал инструментальные партии, которых раньше вообще не было слышно.
"У этого альбома нет какой-то определенной концепции, - говорит Сергей Михалок. - В нем есть песни солнечные, яркие, а есть и грустные, печальные, пронизанные ностальгией. Они были написаны в разные периоды моей жизни и выражают всю полярность моих взглядов и эмоций. А посвятить эту пластинку я бы хотел тем людям, которые ломают лубочный, зализанный, телевизионно-картиночный образ белорусов - таких терпеливых, тихих, спокойных, работящих, не любящих перемены. Мы хотим показать, что есть и другие белорусы - которые могут быть дерзкими, шумными, могут не бояться проявлять свою индивидуальность. Которые не хотят прожить жизнь рахмана (бел. кротко) и памяркоўна (бел. терпеливо), а хотят быть волатами, вершителями своих судеб. Которые в разных сферах жизни творят, бьются, достигают, удивляют. Таких людей немало, мы их знаем и альбом "Грай" - для них и про них".
Если в "Рабкоре" лирическое начало подавлялось публицистическим, в альбоме "Грай" наблюдается иная картина: лирика и публицистика уравновешивают, я бы даже сказал, взаимодополняют друг друга.
Альбом открывается маршем-гимном "Не Быць Скотам" ("Не Быть Скотом"). Через строки Янки Купалы Михалок высказывает свою жизненную и гражданскую позицию. Он остро ощущает личную ответственность за судьбу белорусской нации. Поэтому последние слова стихотворения любимого поэта были взяты им в качестве названия. Тема родины получает лирическое преломление в неофолковой композиции "Зорачкі" ("Звездочки"). Автор погружается в воспоминания о собственном детстве. Мелодия очень близка народной. А с какой выразительностью воспроизводится картина белорусского праздника!.. Постгоголевский "Панас" ("Афанасий") лишний раз убеждает в том, что настоящий писатель (в данном случае - поэт) ничего не придумывает, а черпает материал из реальной жизни. "Нафта" ("Нефть") воссоздает мрачную картину рабочего поселка, где пролетариев эксплуатируют представители мелкого и среднего бизнеса. Ощущение безысходности усиливается пессимистическим прогнозом в припеве: "Нафта! Сонца не зыйдзе заўтра..." ("Нефть! Солнце не взойдет завтра..."). Реггейный номер "Ружовыя Акуляры" ("Розовые Очки") исполнен горькой иронии по отношению к белорусам, которые все еще доверяют госпропаганде, проявляют социальную пассивность и сводят свои потребности к прожиточному минимуму, чарке да шкварке... В основу композиции "Belorus Freedom" положен контраст между запевом и припевом: в запеве Михалок осмысляет тяжелые реалии повседневной жизни, а в припеве выражает надежду на освобождение Беларуси в скором времени. По подобному принципу строится и заглавный номер - "Грай". В запеве автор сосредотачивается на социально-классовом противостоянии в белорусском обществе, а в припеве призывает белорусов, как бы трудно ни было, жить, идти вперед и верить в светлое будущее.
Песня "Рамонкі" ("Ромашки") 9 лет назад вошла в альбом ЛТ "Золотые Яйцы" и сразу же стала безусловным хитом. Автор приглашает слушателя в свой внутренний мир, наполненный безграничной радостью жизни. Стебная "Маеш Яйцы?!" ("Имеешь Яйца?!") проходит мимо, не производя никакого впечатления и не оседая в памяти. А вот в песне "Цмок Ды Арол" ("Змей И Орел") сферы поэтического и автобиографического сливаются воедино. Тоска лирического героя по родине, дому и семье здесь достигает высшей точки.
Новые песни противоположны друг другу не только по настроению, но и по названиям. В печальном вальсе "Месяц" ("Луна") настроение лирического героя раскрывается через время суток. Он вспоминает детство, когда под впечатлением от услышанных или прочитанных сказок с нетерпением ждал ночи и мечтал о том, как волшебник отведет его на луну... Завершает альбом песня "Сонейка" ("Солнышко"). Каждое произнесенное слово, каждая спетая нота проникнуты ощущением детской радости. Это - развернутая метафора: автор искренне надеется, что очень скоро солнышко засияет и над Беларусью.
После того, как в наушниках моего плеера в очередной раз отзвучал последний аккорд финальной композиции, я укрепился в уверенности, что хотя альбом-сборник "Грай" полностью белорусскоязычный, он найдет своего слушателя далеко за пределами Беларуси.
P. S. В конце ноября альбом "Грай" будет издан на CD и виниле, а также на специальных mp3-плеерах "Lyapis Crew".
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах