Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1915 Откуда: Санкт-Петербург
30 Мар 2012, 10:11 - THEODOR BASTARD - "Oikoumene"
(c) & (p) THEODOR BASTARD
(p) Theo Records, 2012
В рецензиях на альбомы фолк-роковых и тем паче этно-роковых коллективов принято отдельной строкой перечислять разного рода аутентичные (народные) инструменты, использованные при записи. И, в общем, понятно, и почему это всё перечисляется, и почему используется: во-первых, чем больше разных пищалок и шумелок - тем вроде как ближе к корням, а значит, правильнее (фолк ведь!), а во-вторых - экзотики ради. И читательский/слушательский интерес пробужден, и рецензент молодец, внимательно слушал или, как минимум, буклет читал. На деле же всё это давно стало общим местом, и, в сущности, совершенно никому не нужно, если нет внятного ответа на вопрос "зачем?" Ведь запросто можно играть фолк и этно на синтезаторах, необходимые странные звуки брать из саунд-библиотек, а для среднестатистического слушателя всё едино, он калимбу от маримбы на слух не отличает, да и вообще вряд ли знает, что это такое.
Вышесказанное, однако, не имеет никакого отношения к питерской группе THEODOR BASTARD, которая, начав когда-то с нойзовых экспериментов и пройдя через довольно длинный готическо-электронный период, нынче вплотную подобралась к world music. Эти люди точно знают, зачем они собирали по всему свету экзотические музыкальные инструменты и зачем эти инструменты использовали при записи своего последнего альбома. Этих людей интересует звук. В своих свежих интервью лидер THEODOR BASTARD Фёдор Сволочь рассказывает, как долго и скрупулезно записывался "Oikoumene", как в набросках каждой композиции синтезированные звуки постепенно заменялись живыми, наиболее правильными и уместными, почему нужно было сделать именно так, а не иначе. Инструментов здесь множество, и рассказ о них, к которому стоит отослать всех любопытных, представляет отдельный интерес. И даже если б альбом оказался сугубо экспериментальным, если бы сочетание китайской флейты, африканских барабанов, бразильской перкуссии и всего прочего было целью, а не средством, эта работа заслуживала бы уважения и симпатии - хотя бы как результат творческого поиска талантливых людей. Но вышло так, что количество обернулось качеством. Накопленный концертный и студийный опыт, путешествия по городам и странам, многолетнее пристальное изучение звука и звукоизвлечения, культурных и музыкальных традиций - всё это позволило THEODOR BASTARD записать нет только лучший на сей момент их альбом, но и попросту альбом во всех отношениях превосходный. При этом в нем парадоксально не чувствуется никакой экзотики, не слышно ни малейшей нарочитости. Любовно подобранные, извлеченные и сплетенные звуки находятся в абсолютной гармонии (тут надо ещё отметить ювелирную работу Андрея Алякринского и Бориса Истомина над сведением и мастерингом альбома), нигде ничего не выпирает, не мешает, не заставляет думать, что тот или иной инструмент использован просто "чтоб был", ради ещё одного странного слова в буклете; нет, здесь всё на месте и звучит единственно возможным образом. И очень естественно звучит: чтобы наслаждаться этой музыкой, не требуется прилагать усилий. Конечно, с первого прослушивания можно не заметить каких-то мелких деталей, нюансов - но это лишь повод слушать "Oikoumene" не один и не два раза. Впрочем, я и так с трудом представляю человека, который ограничится однократным прослушиванием альбома, потому что, прежде всего и кроме всего прочего, это невероятно красивая музыка. Здесь собрано, кажется, всё, что может предложить мир слушателю, чуткому к изысканным мелодиям, тонким гармоническим переходам, ритмическому богатству, способному через музыку ощущать насыщенность и многообразие жизни. Но, даже не будучи знатоком и эстетом, легко понять и прочувствовать эту красоту, потому что фольклор, кем бы он ни был сыгран и/или переработан, всегда обращается к слушателю напрямую, от сердца к сердцу. Ойкумена - это освоенная человеком часть мира; человеку же мыслящему, творящему свойственно не только поражаться только что открытому и находить красоту в непривычном, но и находить точки соприкосновения между старым и новым, своим и пока ещё чужим. Сравнивать, синтезировать, сопоставлять, впитывать. И делиться тем, что узнал. Музыкант - всегда проводник между мирами, посредник между людьми. Особенно если это хороший музыкант.
Альбом проводит нас по всем частям света, также сопоставляя, впитывая и смешивая мировые культурные традиции. Вот вступительная "Takaya Mija" со смутно-славянским названием и вкрадчивым ориентальным вступлением, где оттенки алжирского раи вдруг расцветают приглушенными красками латино. А вот столь же гипнотическая "Farias", мрачноватой клавишной подкладкой и циклическим хриплым шепотом вызывающая в памяти арабские сказки о тайнах ночного Магриба, а старинным поклонникам THEODOR BASTARD напоминающая о готических наклонностях группы и её любви к творчеству MASSIVE ATTACK. Песня же, носящая скандинавское имя "Gerda", вдруг рисует перед внутренним взором русское поле в цветах - даром что здесь впервые заметно появляется очень английская, почти гилморовская прогрессив-роковая электрогитара. И так всё время. Безмятежная карибская "Benga" с нежнейшими вокальными партиями Яны Вевы в другом варианте - постскриптуме к альбому в виде микса Аки Наваза из FUN-DA-MENTAL - агрессивно-неузнаваемо выкрикивается зулусским хором, перенося нас на другой край океана и гендера, из очень женственной становясь подчеркнуто мужской и дикарской. А в "Sagrabat (Diumgo)" мужское и женское начало не противопоставляются, а присутствуют равноправно: вокальный дуэт Яны и гостящего в альбоме французского африканца Жюльена Жакоба прихотлив и лукав, - не песня, а парный танец в шершавой музыкальной ткани. И снова эта архетипическая оппозиция раскрывается - на сей раз полностью, с почти пугающим размахом - в кульминационной "Oikoumene", которая начинается с пробуждения, с утреннего ленивого женского лепета, а в самой толще, в галопом летящей середине, этот лепет отзывается невнятным мужским стоном-заговором (тут, кстати, вспоминается сырой нутряной драйв лучших вещей ОЛЕ ЛУКОЙЕ). Однако самая важная, обобщающая всё сказанное и сделанное вещь здесь - "Tapachula", из которой вырос весь альбом, формально отсылающая слушателя к культуре индейцев Центральной Америки, а по сути - к началу всех культур; союзу земли и воды, неба и огня, времени и пространства. Высшая точка, наибольший масштаб - после чего можно не спеша вернуться из глубин истории в настоящее время и закончить почти современными по звучанию, с электроникой и даже скрэтчингом "Intifadah" (снова отсылки к MASSIVE ATTACK) и "Clean Kron", а затем упасть в глубокий гулкий колодец инструментальной "Sol De Morte". И со дна колодца спросить: что это было? И начать путешествие сначала.
Отдельная прелесть альбома в том, что и языки здесь перемешаны так же равномерно-причудливо, как и звуки. И не все эти языки существуют на самом деле. Но, собственно, картины, нарисованные звуками, не нуждаются в вербализации, а великолепный голос Яны Вевы - по большому счету, всего лишь одна из красок этой палитры. И, с одной стороны, интуитивно понятно, о чем она поет, а с другой стороны, можно свободно вкладывать в песни любой смысл, снова ловить знакомое в незнакомом, искать привычное в новом. И вот уже в "Sagrabat" ненароком отыскивается слово "Кайя" и предлагает придумать свою историю; в "Tapachula" слышится "Юкатан" и "Кришна", а в предпоследней песне с египетским названием "Anubis" (попавшей сюда из альбома "Nour" немецкой группы SHIVA IN EXILE, с которой сотрудничала Яна) вдруг проступает очень русское, женское, тоскливое "Свидимся ли, милый?" - и снова заставляет подумать о многом.
И вот эта последняя фраза наводит, в частности, на мысль, что THEODOR BASTARD, свободно плавая ментально и музыкально по древним культурам и мировым традициям, пока почти упускали из виду культуру собственную, то есть русскую, славянскую. У них был русскоязычный альбом "Белое", но с фолком абстрактным, почти эльфийским, да и в другом русскоязычном материале ничего корневого впрямую не присутствует. Я веду речь не о каком-то обязательном патриотизме (тем более что THEODOR BASTARD в нынешней своей музыкальной инкарнации - группа, способная полноценно и внятно говорить со слушателями из любой страны), а всего лишь о том, что подлинная отечественная музыкальная культура сейчас столь же никому не известна и никем не изучена, как и музыка ацтеков и майя. И было бы вполне закономерно, если бы THEODOR BASTARD подняли и этот пласт и примешали его к своему творчеству. Впрочем, в планах у них нечто подобное есть, а Фёдор Сволочь увлечен Русским Севером не менее, чем Ближним Востоком. Так что будем ждать.
P.S.: Альбом "Oikoumene" можно скачать на сайте Kroogi.com, но я бы всё-таки рекомендовала приобрести его на физическом носителе, потому что восхищения тут заслуживает не только музыка, но и оформление CD, в котором использованы дивные картины Бориса Индрикова.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах