Группа ЁК-МАКАРЁК попалась мне совершенно случайно - я послушала и удивилась. В первую очередь тому, что не знала об этом самобытном явлении раньше. Явление, между тем, явно стоит того, чтоб о нем рассказать, потому что эта питерская группа, насколько я поняла, не очень известна, несмотря на записанные 5 альбомов и этно-панковскую направленность творчества, что интересно уже само по себе. Собственно "ёк-макарёк" - это выражение, обозначающее нечто вроде "елки-палки" или "итить твою направо", и впервые прозвучавшее в старой песне КАЛИНОВА МОСТА, а питерцы не побоялись так назвать группу, и это тоже вызывает симпатию. И еще вот на что я сразу обратила внимание: ЁК-МАКАРЁК, в отличие от многих других представителей этно- и фолк-сцены, абсолютно не пафосны, а ведь излишний пафос может испортить даже неплохую по сути музыку. Я не говорю, что пафосу в стихах и музыке нет места вообще, но когда есть только одна выспренность к месту и не к месту - это не интересно и вскоре начинает откровенно раздражать.
В качестве еще одного достоинства группы хочу отметить и гармоничную сбалансированность вокала и музыки - они не перекрывают друг друга и не глушат, звуча в приятном резонансе, что опять-таки редкость для фолк-сцены. Звучит "Кому-То Наваляли" в средне-хороводном темпе, что позволяет под музыку ЁК-МАКАРЁК не только поплясать, но и подумать. Что интересно, музыканты используют только живые инструменты (за очень редким исключением - в песне "Сущево" пение птиц все-таки компьютерное, ведь птиц не заставишь петь то, что тебе надо). Так, кроме стандартного набора, в этом альбоме можно услышать флейты, несколько балалаек, а также аккордеон покойного Сергея Щуракова.
Песни альбома "Кому-То Наваляли" (извините, другие альбомы пока что не слушала, но обязательно исправлюсь) можно также назвать песнями черни. Да, я знаю, есть прекрасная группа ТОЛ МИРИАМ и их альбом "Песни Черни", но уж больно у двух групп схожая тематика. Схожая, да не одинаковая, потому что если ТОЛ МИРИАМ представляют женский взгляд на проблемы бедняков и, так сказать, женский ответ всем бедам, то ЁК-МАКАРЁК демонстрируют мужские способы изменить мир и свое в оном бедственное положение. А читаемый перед большинством песен текст, стилизованный под говор старушки в знакомых с детства фильмах-сказках Александра Роу, сразу настраивает на исконно русский лад. Правда, введение это с современным колоритом - например, как в композиции "Лошкотряс": "Я вам байку расскажу про одного придурка..." И действительно, лирический герой песни - придурок редкостный.
Но дурак-"Лошкотряс" - исключение среди персонажей альбома, таких, как "народный мститель", восставший против налогового произвола и потопивший царскую ладью ("Ладья"), или другой, также восстанавливающий справедливость герой, заколовший вилами жадного и жестокого барина ("Барин"). Впрочем, не только думами о тяжкой жизни простого люда живы ЁК-МАКАРЁК - не чураются они и классического для фолк-музыки сюжета борьбы русичей с захватчиками-половцами ("Русич"). При этом половцы у ЁК-МАКАРЁК какие-то странные, хотят не только захватить землю русскую, но и обратить народ в свою веру, чем исторические половцы как раз не занимались - ты дэньга давай, да вперед за двэнадцат лэт, а верь во что хочешь. Ну, а после того, как поднявшийся на борьбу русич кому надо навалял, он с полным правом отправляется на отдых - в песне "Выходной" лирический герой от души радуется тому, что можно лежать на горке и ничего не делать: "И показался мне огромным встающий день передо мной..." По стилистике "Выходной" напоминает "Сущево" - песню о возвращении домой, о том, как идет парень заливными лугами и высокими травами, радуется красоте своей земли и встречающей его старушке-матери как непременной героине подобных историй. И какой же выходной без музыки-веселья и местного "Гармониста"? Да какой надо, с дракой непонятно за что и почему, а кто не умеет драться - прячься, пока цел! Лирический герой песни "Гармонист" не спрятался - вот и получил по морде своего лица...
Некоторое музыкальное однообразие "Кому-То Наваляли" (а, к сожалению, альбом нельзя назвать разносторонним) разбавляется мистическо-колдовской составляющей - в песнях "Девица" и "Ахтуба-Река". Обе они медленнее других композиций, более протяжные и лирические, и обе основаны на старинных сюжетах: "Девица" - об утопленнице, нашедшей покой в реке, "Ахтуба-Река" - о внезапно вспыхнувшей любви человека и русалки. Но если утопленница в "Девице" спокойненько лежит себе полеживает на дне, то неожиданная страсть человека и речной жительницы закончилась для нее же плачевно -"поутру нашел девицу в брюхе с кухонным ножом". За что и как - неизвестно. Зато известно, чего добивался бес, прикинувшийся ангелом и попутавший звонаря прыгнуть со звонницы в пасхальный день - ты только прыгни, мол, а там уж и до небесной канцелярии рукой подать. Но, к счастью для героя песни "Звонарь", прыжок сей оказался для него не смертельным (видать, церквушка-то была маленькая да низенькая)...
В общем, единственное, чего мне хочется пожелать ЁК-МАКАРЁК - разнообразия в музыке. Ведь стилей, их ответвлений и направлений в этно-музыке очень много. Так используйте же их, ёшкин кот!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах