(с) & (р) Представленные исполнители и содружество рок-поэтов "Даждь", 2009
"Это время останется бликом хрустальным в глазах,
Звоном струн и дорогами цвета прозрачных капель,
Звоном маленьких колокольцев, пришитых к шляпе,
Вкусом свежести в ваших ультрамариновых снах,
Вкусом верности в ваших июньских цветах,
Вкусом вечности".
Тинка
Московский фестиваль "Даждь" - единственное (из известных мне) долгоживущее явление, принципиально выбивающееся из системы "так называемый шоу-бизнес - так называемый андеграунд". Во многом из-за того, что его устроители ориентируются, прежде всего, на содержание песен, а уж потом на форму. Дмитрий Студёный сотоварищи не скрывают того, что исповедуют христианские ценности. Однако на "Дажде" выступают очень разные авторы, далеко не всегда откровенно декларирующие свои религиозные убеждения. Организаторам важны стремления человека, так что не пройдёт здесь, пожалуй, лишь откровенный декаданс.
По итогам очередного "Даждя", прошедшего в начале 2009 года в московских клубах "Факел", "Арт'Эриа" и "Мелос", составлен сборник записей с этих концертов, заявленный составителями как единая композиция. "Тропинки" - это тропинки к горнему миру. Что объединяет выступающих на "Дажде"? Все они - люди ищущие. И на своих тропинках они учатся радоваться каждой замеченной ими крупице света. Люди поют иногда и о самых простых земных радостях, но помнят, что эти радости, настоящие или прошедшие, ничего не значат, если они не освящены стремлением к Источнику всякого блага. Важно также, что религиозные мотивы в песнях для многих авторов, выступающих на "Дажде" - не просто стихийные чувственные порывы, а следствие осознанного жизненного выбора.
В былые времена устроители "Даждя" могли чрезмерно пренебречь формой, так что слабые авторы и исполнители подпортили-таки репутацию фестиваля. Однако, судя по новому отчётному сборнику, выводы сделаны. Остался на "Дажде", пожалуй, основной формальный минус - предпочтительная для организаторов "подгитарность" выступающих. Но и эта ситуация постепенно меняется - становится больше музыки, и, смею заметить, музыки хорошей. А главное - в сборник вошли яркие произведения по-настоящему мощных авторов. Среди 14 треков (13 песен и одно стихотворение) я не нашёл ни одного провала. Авторы представлены очень разные, но здесь разница только стилистическая, и поэтому слушать интересно.
Сборник открывается песней Оксо "Колёса" - изящный фолк-рок с ломаным ритмом и с первых тактов захватывающей мелодией. Далее "Алые Паруса" Сергея Канунникова (лидера группы ВОЗВРАЩЕНИЕ из г. Железнодорожного) - по музыке очень напоминает то, что называется рок-балладой, но текст более насыщен философскими прозрениями, нежели сантиментами; это песня о том состоянии, в котором человеку хорошо отправляться в путь. Сергей - один из тех исполнителей, что составляют уже несколько лет костяк фестиваля, так же, как и представленные на этом сборнике Алексей Вдовин (НЕДРА, г. Чехов), Тимофей Яровиков (СЕРДЦЕ ДУРАКА, г. Могилёв), Александр Боголапов (НОВЫЕ ДНИ, г. Подольск) и сам Дмитрий Студёный. Впрочем, из совсем новичков здесь только Тинка (г. Днепропетровск) и Мария Фроловская (ПРОСТО МАРИЯ), остальные - Идалия, Вячеслав Лопатин (экс-ЕХАЙ, Санкт-Петербург), Александр Логунов (ЗАРЕНИЦА), Павел Федосов, Оксо - играли на "Дажде" и раньше. Музыкально особо выделяются Лопатин, владеющий балалайкой так, что и непривыкшее ухо не страдает от недостатка низких и средних частот (все "пустоты" заполняются мелодическими ходами), и Боголапов с его мягким блюз-роком.
Несмотря на направленность фестиваля и откровенно религиозное содержание некоторых песен, в этом сборнике нет дидактики, скучного морализаторства и "квасного ура-патриотизма" (к сожалению, всё это у многих в России и ассоциируется ныне с проповедью христианства). Есть песня-предупреждение - "Бди" А. Логунова, есть песня, спетая от лица простого римского обывателя, пришедшего на очередное зрелище в Колизей - "Смотри, Они Выходят На Арену..." П. Федосова, есть наивная, но по-своему мудрая песня-иллюстрация фразы из 150 псалма "Всякое дыхание да хвалит Господа" - "Сверчок" В. Лопатина... Много чего есть. А так - творчество каждого из этих авторов-исполнителей достойно отдельной статьи.
P. S. Я понимаю, что религиозная тематика в песнях у многих вызывает отторжение. Им я предлагаю вспомнить слова Александра Башлачёва, сказанные им в интервью Борису Юхананову: "Ты сколько угодно можешь ткнуть человека лицом в ту грязь, в которой он находится, вымазать его в том дерьме, в котором они сидит. Но потом ты должен вывернуть его голову вверх и показать выход, дать ему выход".
Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1915 Откуда: Санкт-Петербург
15 Янв 2010, 13:35 -
Любопытно было бы узнать, что именно автор рецензии (а также организаторы фестиваля) подразумевает под "откровенным декадансом". Да и просто декадансом.
Екатерина Борисова Site Admin
Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1915 Откуда: Санкт-Петербург
16 Янв 2010, 16:44 - Кстати, о декадентстве
Игорь Лунёв Наш человек
Зарегистрирован: 13.08.2007 Сообщения: 604
17 Янв 2010, 01:18 -
Екатерина Борисова
Любопытно было бы узнать, что именно автор рецензии (а также организаторы фестиваля) подразумевает под "откровенным декадансом". Да и просто декадансом.
Хотите поговорить об этом?
Про Блинск - шутка, да. Смеёмся что ли?
Декадентство (от позднелатинского decadentia — упадок). Т. е. я имею ввиду упадничество во всех его (порой скрытых за эмоциями или техническими приёмами) проявлениях.
Вот ещё такое нашёл (чтоб по науке всё было ):
"Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д." (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/633762)
А теперь пусть любой желающий попытается с помощью этого абзаца протестировать творчество милых его сердцу авторов-исполнителей.
Игорь Лунёв Наш человек
Зарегистрирован: 13.08.2007 Сообщения: 604
17 Янв 2010, 01:24 -
Помня прошлые дискуссии о "Дажде" и на правах автора рецензии заявляю с максимальной безапелляционностью: конструктивной буду считать только критику от слышавших сборник.
Скопировать сборник я готов любому желающему - даже болванку взамен можно не отдавать .
Екатерина Борисова Site Admin
Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1915 Откуда: Санкт-Петербург
17 Янв 2010, 02:27 -
Игорь Лунёв
"Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д." (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/633762)
А теперь пусть любой желающий попытается с помощью этого абзаца протестировать творчество милых его сердцу авторов-исполнителей.
Далеко не всех артистов, перечисленных в рецензии, я слышала, однако в творчестве Оксо, Вдовина, а также процитированного автором Башлачева субъективизм, индивидуализм и отход от общественности представлены достаточно широко.
Забавно также узнать, что организаторы фестиваля, как и автор, трактуют декаданс, оказывается, в полном ладу с советской "Литературной энциклопедией", выпущенной в период разгара сталинских репрессий.
Игорь Лунёв Наш человек
Зарегистрирован: 13.08.2007 Сообщения: 604
17 Янв 2010, 03:20 -
Екатерина Борисова
Далеко не всех артистов, перечисленных в рецензии, я слышала, однако в творчестве Оксо, Вдовина, а также процитированного автором Башлачева субъективизм, индивидуализм и отход от общественности представлены достаточно широко.
Сами по себе перечисленные тобой явления - это только средства. Важна цель. В приведённой мной цитате из интервью Башлачёва как раз об этом сказано.
Забавно также узнать, что организаторы фестиваля, как и автор, трактуют декаданс, оказывается, в полном ладу с советской "Литературной энциклопедией", выпущенной в период разгара сталинских репрессий.
А причём тут период? Что в этой трактовке неверно? Справочником по биологии или кулинарной книгой, выпущенными в период разгара сталинских репрессий тоже зазорно пользоваться?
Вообще, непонятно, зачем мы это тут перетираем. Упадничество - оно и есть упадничество.
В нашем случае это песни про то, что "жизнь - говно, кругом безысходность, давайте резать вены, бухать, заниматься самолюбованием или (тут вариантов много, один другого круче)". Кто-то вываливает всё это на публику прямым текстом, кто-то маскирует под "высокое искусство ради искусства".
Скопировать сборник я готов любому желающему - даже болванку взамен можно не отдавать .
Игорь вы выложите его лучше куда-нибудь (если Студёный не против) и все кому интересно скачают. А уже послушав, решат принимать им участие в обсуждении или нет.
Игорь Лунёв Наш человек
Зарегистрирован: 13.08.2007 Сообщения: 604
17 Янв 2010, 03:50 -
zangezi
Игорь вы выложите его лучше куда-нибудь (если Студёный не против) и все кому интересно скачают. А уже послушав, решат принимать им участие в обсуждении или нет.
Хорошая мысль. Спрошу у Димы Студёного.
NH Наш человек
Зарегистрирован: 26.07.2004 Сообщения: 521 Откуда: Москва
17 Янв 2010, 04:36 -
Игорь Лунёв
Упадничество - оно и есть упадничество.
В нашем случае это песни про то, что "жизнь - говно, кругом безысходность...". Кто-то вываливает всё это на публику прямым текстом, кто-то маскирует под "высокое искусство ради искусства".
Вот оно истинное определение русского рока. А что под него не попадает - то попса
Несмотря на направленность фестиваля и откровенно религиозное содержание некоторых песен, в этом сборнике нет дидактики, скучного морализаторства и "квасного ура-патриотизма" (к сожалению, всё это у многих в России и ассоциируется ныне с проповедью христианства).
Не лишним будет уточнить, что перечисленное вами, Игорь, ассоциируется у многих все-таки именно с православием, а не с христианством как таковым в принципе. За что можно сказать "спасибо" в т.ч. и сановникам РПЦ.
Екатерина Борисова Site Admin
Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1915 Откуда: Санкт-Петербург
17 Янв 2010, 13:07 -
Игорь Лунёв
А причём тут период? Что в этой трактовке неверно? Справочником по биологии или кулинарной книгой, выпущенными в период разгара сталинских репрессий тоже зазорно пользоваться?
Ты или очень наивен, или делаешь вид, что не понимаешь.
Упадничество - оно и есть упадничество.
В нашем случае это песни про то, что "жизнь - говно, кругом безысходность, давайте резать вены, бухать, заниматься самолюбованием или (тут вариантов много, один другого круче)". Кто-то вываливает всё это на публику прямым текстом, кто-то маскирует под "высокое искусство ради искусства".
Прелестно. Значит, не-упадничество - это песни про то, что "жизнь прекрасна, кругом все отлично, давайте заниматься физкультурой, пить кефир и ставить общественное выше личного". Сплошной "Марш энтузиастов", плавно переходящий - сообразно времени - в гимн "Единой России".
NH Наш человек
Зарегистрирован: 26.07.2004 Сообщения: 521 Откуда: Москва
17 Янв 2010, 21:00 -
Екатерина Борисова
...песни про то, что "жизнь прекрасна, кругом все отлично, давайте заниматься физкультурой, пить кефир...
А что плохого в том, что бы видеть в жизни не только темные ее стороны, пить кефир и заниматься физкультурой? Почему у нас традиционно хорошо, когда плохо и плохо когда хорошо?
Екатерина Борисова
... и ставить общественное выше личного
Ну это уже совсем из другой оперы. Хотя успешная деятельность любого сообщества без этого в принципе невозможна. Будь то семья, музыкальная группа или страна в целом.
Екатерина Борисова
Сплошной "Марш энтузиастов"...
Под "Марш энтузиастов" страна была построена, а под "русский рок" разрушена. Это если без эмоций, чисто по факту.
Тут ведь дело не в религии, не в партийной или государственной системе. Просто есть такая штука, как самонастой. Те же мантры, практикуемые на востоке уже сотни лет. Если человек сам себя настраивает на успех, то как правило у него всё получается. Если же напротив, настраивает себя на то, что всё будет плохо - так оно так и выходит. И никто, кроме самого человека, в этом не виноват.
Екатерина Борисова Site Admin
Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1915 Откуда: Санкт-Петербург
17 Янв 2010, 22:21 -
NH
А что плохого в том, что бы видеть в жизни не только темные ее стороны, пить кефир и заниматься физкультурой? Почему у нас традиционно хорошо, когда плохо и плохо когда хорошо?..
Совершенно ничего плохого. Поверьте, я совершенно не фанатка песен про то, что все плохо, и уж тем более про резаные вены и бухло. Но я уж не знаю, как там у вас (или "у нас"), а у меня как-то с детства вызывают определенное недоверие сплошные доклады об успехах и лучезарный оптимизм на ровном месте.
Хотя успешная деятельность любого сообщества без этого в принципе невозможна. Будь то семья, музыкальная группа или страна в целом.
Вот тут можно было бы долго и обстоятельно спорить, но этот спор вряд ли соотносится с рецензией, поэтому не буду.
Под "Марш энтузиастов" страна была построена, а под "русский рок" разрушена. Это если без эмоций, чисто по факту.
Чисто по факту бомба, сброшенная на Хиросиму, называлась Хильда - по имени героини фильма с Ритой Хейворт. И что?
Тут ведь дело не в религии, не в партийной или государственной системе. Просто есть такая штука, как самонастой. Те же мантры, практикуемые на востоке уже сотни лет. Если человек сам себя настраивает на успех, то как правило у него всё получается. Если же напротив, настраивает себя на то, что всё будет плохо - так оно так и выходит. И никто, кроме самого человека, в этом не виноват.
Опять же, вспоминаются доклады об успехах и рекордных урожаях - эти мантры читались довольно долго, вот только толку с них оказалось немного. Впрочем, это уже опять оффтоп.
NH Наш человек
Зарегистрирован: 26.07.2004 Сообщения: 521 Откуда: Москва
18 Янв 2010, 04:25 -
Екатерина Борисова
Но я уж не знаю, как там у вас (или "у нас"), а у меня как-то с детства вызывают определенное недоверие сплошные доклады об успехах и лучезарный оптимизм на ровном месте.
При чем тут доклады? Мы вроде как о песнях говорим. Вот допустим, есть две вполне реальные группы, из одного и того же города. Одна поет про "Пульс лучшего города не земле", а другая про "Будни индустриального гетто". Причем обе это делают вполне искренне. Так вот первая мне как-то более симпатична, ибо послушав ее с утра я за день сделаю чуть больше хорошего. Пусть совсем в мелочах, но это перейдет к другим людям и пойдет дальше, как круги по воде. Во втором же случае, излучать я буду скорее негатив... То, что люди постоянно крутят в своих плеерах, оседает в их мозгах и влияет на поступки куда лучше, чем какие-то доклады по телеку (который многие и вовсе не смотрят). Странно этого не понимать.
Вот тут можно было бы долго и обстоятельно спорить, но этот спор вряд ли соотносится с рецензией, поэтому не буду.
Можно вынести его в отдельную тему, хотя сомневаюсь, что у Вас получится опровергнуть знаменитую басню Крылова.
Чисто по факту бомба, сброшенная на Хиросиму, называлась Хильда - по имени героини фильма с Ритой Хейворт. И что?
Название бомбы на ее технические характеристики никак не влияет. А вот содержание популярных песен на настрой людей очень даже.
Опять же, вспоминаются доклады об успехах и рекордных урожаях - эти мантры читались довольно долго, вот только толку с них оказалось немного.
Да опять вы всё на пропаганду переводите, которая и тут правда оффтопик... Хорошо, пусть будет пропаганда. Как Вы думаете, если бы во время войны во всех советских СМИ шла лишь негативная информация, а песни звучали исключительно пораженческие, страна смогла бы победить?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах