13 Мар 2008, 12:34 - Андрей Бурлака: "Надо создавать свою реальность, объеди
С Андреем Бурлакой можно беседовать подолгу. И не только о музыке. Но что касается рок-музыки, и не только российской, то в нашей стране Андрей - один из наиболее компетентных людей. Да простят меня многие и многие люди, пишущие о рок-музыке, но рядом с ним они как авторы часто выглядят весьма беспомощно (я - не исключение). Как лаборанты рядом с профессором. Завершу дифирамбы замечанием, что в беседе Андрей всё же честно опровергает поговорку: "Если эту группу не знает Бурлака, значит, её не существует". Но всё же, поверьте, удивить его каким-либо названием трудно.
Поводом для разговора, фрагменты из которого я хочу предложить вашему вниманию, стал недавно изданный фундаментальный труд Андрея - трехтомная "Энциклопедия питерского рока". Только появившись, она вызвала как уважительное хмыканье, так и обиды, и критику, порой справедливую. Что ж, этого следовало ожидать. Как бы там ни было, в России ничего подобного до сих пор не появлялось. Разные энциклопедии русского рока вообще (в том числе и те, в работе над которыми участвовал Бурлака) не в счёт - они так и остались попытками объять необъятное.
Игорь Лунев: Может быть, глупо спрашивать о побудительных причинах написания энциклопедии, но всё же спрошу. Что больше повлияло на твоё решение взяться за работу - объём накопленной и осмысленной информации или мысль "Если не я, то кто же..."?
Андрей Бурлака: На самом деле я человек, воспитанный на западной музыкальной литературе. Я привык к тому, что если я хочу узнать, чем занимался, допустим, Джон Леннон 7 апреля 1963 года, то это наверняка где-то описано. Когда я для себя понял, что русский рок - это некое явление, которое имеет право на существование, то я занялся каким-то его осмыслением - сначала на страницах журнала "РИО", потом в каких-то других формах. И идея энциклопедии возникла, наверно, году в 1984-м, как раз когда я начал этим заниматься более или менее осмысленно. Я решил написать историю питерского рока. Сначала я думал, что у меня месяца три займёт это дело, потом выяснилось, что гораздо дольше. Всё выросло из статьи, которую я собирался написать ещё тогда для журнала "Рокси". Впоследствии эта идея принимала разные формы, но мысль написать эту книжку всё время присутствовала. Единственное - сначала я думал, что это будет некое большое последовательное повествование, которое будет шаг за шагом рассказывать историю этого явления в Санкт-Петербурге. Но когда после перерыва в 90-х, связанного понятно с какими событиями в нашей жизни, я вернулся к этой теме, то понял, что ели буду писать такую книгу, то завязну во всяких нюансах, деталях. Проще мне показалось сделать это не в виде большого "полотна станковой живописи", а в виде мозаики. По сути дела, энциклопедия - это та же книга, только разделённая на микроглавки про отдельных исполнителей. Вот, наверно, такой ответ будет наиболее правильным. А что касается "если не я, то кто"... Ну, это, наверно, да. По крайней мере, я слышал подобное практически от каждого человека, с которым я по этому поводу встречался - "Если не ты, то кто?"
ИЛ: Почему ты не ввёл более строгие временные ограничения, например "60-е - 80-е годы"? Ведь за развивающимися здесь и сейчас явлениями уследить практически невозможно. А твоя энциклопедия и подвергается критике часто как раз за то, как в ней отражены 90-е и 2000-е годы.
Андрей: Мне понравилась красивая цифра - 40 лет. Потому, что реально в 1965 году начались первые сейшена в нашем понимании, начала складываться именно такая инфраструктура, и появилась некая социальная группа, участников которой можно назвать рок-музыкантами, то есть людьми, профессионально занимающимися этим. Начали появляться первые попытки собственного творчества в этой сфере. Естественно, что все эти этапы - 60-е (эпоха бита и психоделии), 70-е (эпоха хард-рока, подпольных сейшенов, борьбы с системой), 80-е (первая половина - это, конечно, Рок-клуб, вторая половина - рок-революция) - сегодня менее явно представлены в масс-медиа, в мемуарной литературе и везде. И естественно, что мне прежде всего, конечно, хотелось обратить внимание на то, что не отражено нигде и никак. Единственная книга об этом - "Кайф" Владимира Рекшана, мемуары, собственно говоря. Мне хотелось описать эти эпохи, пока ещё носители этой культуры, этой памяти живы. И, потом, хотелось как-то показать, что рок-музыка началась не с Цоя, не с Гребенщикова, не с Рекшана. Она началась, как и во всех странах, с прихода этой культуры в широкие народные массы.
Что касается 90-х, то это сама по себе настолько сложная эпоха, что я хочу написать отдельную книгу, поскольку очень много всего было в 90-х, и всё это происходило одновременно в десятках разных точек. До сих пор, мне кажется, эта эпоха не осмыслена. Что касается нашего времени, то, понятно, есть какие-то ограничения, связанные просто с неочевидностью того, что есть. Вот сегодня какая-то группа популярна, а завтра о ней, может, никто и не вспомнит. Энциклопедия - это всё-таки то, что уже вошло в память. Поэтому когда я прочитал одну смешную дискуссию, мне показалось, что люди просто не понимают в принципе, что такое энциклопедия. Такое впечатление, что они не видели ни разу не только рок-энциклопедий, но и "Большой Советской Энциклопедии", например. Я уж не говорю о какой-нибудь "Британнике". Потому как понятно, что в энциклопедии "Британника" наверняка не упомянуты все английские епископы, которые занимали эти посты в Британии на протяжении 1200 лет христианства в этой стране. Ну, короли британские, наверно, все упомянуты. "Короли" и у меня все упомянуты.
Что касается явлений современных, то мне хотелось обозначить тенденции, скажем так. Сейчас рок-музыка представляет собой некую совокупность жанров, поджанров, исполнители в которых иногда даже связаны между собой взаимными симпатиями. Например, я же не мог написать про все фолк-группы, из кельтики вышедшие, которые есть. Поэтому я выбрал группу REELROADЪ, которая для меня представляет наибольший интерес, и статья о ней охватывает какие-то имена, названия групп, отдельных статей про которых в энциклопедии нет. То же самое касается русскоязычной кельтики - есть группы ВЕРЕСК и ОСТРОЛИСТ. Ну, и авторская песня - или как её назвать? В той же биографии Ильи Сёмкина упоминается огромное количество других артистов. Есть биография Кирилла Комарова - немножко другая история. Есть у нас в Питере довольно интересная школа электронной музыки, из неё я выбрал основателей этого жанра, НОВЫХ КОМПОЗИТОРОВ, и группу ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ как наиболее интересную сегодня для западного слушателя. Можно было упомянуть PCP, например. Тоже группа достаточно любопытная. Но про всех всё равно написать невозможно. Ни в одной рок-энциклопедии западной, а у меня их штук 50, не упомянуты все, кого я считал бы нужным упомянуть. У меня есть список из 20-30 артистов, чьи биографии я, может быть, включу в переиздание, если таковое будет. Я вот считаю, что человек, о котором я не написал статью исключительно в силу его личной неорганизованности - это растаман Ай-Болит. Это, конечно, фигура культовая, безусловно. Но добиться от него какой-то связной биографии не удалось. Но я не теряю надежды.
ИЛ: Ну, он бывает вполне адекватен.
Андрей: Когда мы последний раз с ним встречались, он снова обещал всё написать подробно.
ИЛ: А ты хочешь выпускать впоследствии дополненное переиздание?
Андрей: Да. Главное для меня - это Интернет-версия, потому что, понятно, она обновляется. Я в ноябре закончил работу над этой трилогией и практически на следующий день начал обновлять тексты на сайте, вводить исправления, уточнения, дополнения, которые связаны, во-первых, с уже полученной информацией в процессе работы. Ну, и музыканты часто сообщали, прочитав, какие-то новые подробности.
ИЛ: Есть ли в энциклопедии статьи про группы или отдельных исполнителей, музыка которых тебе откровенно не нравится? Имена можно не называть.
Андрей: Имена я не буду называть, да. Есть те, что мне неинтересны, но я объективно понимаю, что они играют или играли определённую роль... Я, например, могу сказать, что филармонические ЗЕМЛЯНЕ - это группа, которая меня никогда не привлекала, никаких ассоциаций тёплых у меня не связано с песней "Трава У Дома". Но я понимаю, что это явление. Проще написать об этой группе, чем объяснять, почему её в энциклопедии нет. Ансамбль ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ, во многом основоположник самого жанра, и был явлением для Питера и для всей России... Но ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ в энциклопедии есть, а каких-нибудь менее значимых ВИА, понятное дело, нет.
ИЛ: Было ли у тебя желание как-то приукрасить описываемую тобой реальность?
Андрей: Я немножко ее расцветил... Потому что когда я начал работать над энциклопедией, то понял, что о современных группах писать несложно, у меня тексты-то были уже готовые. Но когда я стал писать о группах 60-х, 70-х годов, у которых ни дискографии, ни каких-то гастрольных туров, ни хитов - ну, понятно - то старался писать о чём-то, что выходит за стандартные рамки справочной информации. Нелепо перечислять смены составов вне какого-то информационного повода. Поэтому я решил, что надо как-то разукрасить, но не приукрасить, описать тот культурно-исторический контекст, в котором это происходило. Отсюда появилось много необязательной информации - о подростковых клубах, где группы репетировали, об инструментах, которые музыканты где-то покупали или сами делали. Рассказать, как это всё происходило, и каким образом всё это достигалось, наверно, очень важно. А потом потребовалось переписать биографии уже современных групп - для того, чтоб они были, по крайней мере, не меньшего объёма, чем биографии тех старых, сегодня мало кому, может быть, известных групп. Собственно, поэтому работа-то и заняла три с половиной года.
ИЛ: О ком или о чём ты собираешься писать следующую книгу?
Андрей: У меня сейчас в планах достаточно многое. Во-первых, я хочу написать книгу о 90-х. Потому что это время, достойное того, чтоб о нём рассказали. Тем более что сейчас социальная пропаганда нам всячески внушает, что 90-е были плохим временем, в отличие от путинской эпохи, вот этого гниения такого тотального. 90-е были временем свободы, я хочу об этом написать честную книгу. Очень жалко, что Гена Бачинский - один из тех, кто должен был стать одним из героев этой книги - погиб. Я о нём постараюсь рассказать. Во-вторых, наверно, необходимо написать о Рок-клубе, о тех людях, которые делали Рок-клуб, о тех людях, которые его защищали, о тех людях, которые его пытались душить, и о многих музыкантах, которые были в Рок-клубе, но не вышли за его рамки. Про фестивали - тем более что их не так было много. По сути дела, ничего подобного, насколько мне известно, не написано. Только какие-то репортажи в журналах "РИО" и "Рокси". Рок-клуб был таким случаем, когда всем удалось объединиться, может быть, вынужденно, сработал инстинкт самосохранения. Но это была ситуация, когда для художников, музыкантов, литераторов Рок-клуб оказался небольшим универсумом. И это привело к колоссальным результатам. Потом, я хочу сделать книгу о своём журнале "РИО", который я выпускал во второй половине 80-х. Он чем был интересен? Там были интервью достаточно уникальные, поскольку я общался не с теми людьми, которые в то время были на вершине славы, а с теми людьми, которые были интересны мне, моим друзьям, которые со мной делали этот журнал. В книгу войдут полные, развёрнутые интервью с теми людьми, чьи фотографии были на обложках журнала - это и Башлачёв, и Цой, и Слава Задерий, и Кирилл Миллер, и Вася Шумов, и Петя Мамонов, плюс какие-то, может быть, отдельные статейки, репортажи с комментариями по поводу того, как это было. Ещё мне предлагает моё издательство написать несколько отдельных книг о каких-то персоналиях из энциклопедии, но более развёрнуто - например, о группе ПИКНИК. Потому, что группа достаточно уникальная по-своему, а литературы о ней, по большому счёту, нет. Одна книжка выходила, с текстами песен в основном. Ну, а дальше посмотрим.
ИЛ: 90-е - время свободы? Свободы от чего и для чего? Ведь для большей части населения нашей страны эти перемены стали кошмаром. В том числе и для многих рок-музыкантов.
Андрей: Сегодня, наверное, уже нетрудно объяснить, от чего и для чего. 90-е дали российской культуре - прежде всего, неофициозной, растущей не сверху, а снизу - возможность самовыражения. Да, поначалу мне, действительно, было страшно и некомфортно от отсутствия стабильности и ясной перспективы, но нечто похожее бывает, когда учишься плавать. Зато в 90-х расцвела клубная сцена, были независимые радиостанции типа "Катюши" в Питере и "SNC" в Москве. Легко и безболезненно произошёл переход от кассет и винила к компакт-дискам, рынок насытился западной музыкой, и информационное отставание русского рока от общемирового заметно сократилось. Проходило множество фестивалей и конкурсов, спонсоры не жались, а были готовы к сотрудничеству. Можно было смотреть телевизор - там ещё присутствовало дыхание жизни. Одним словом, как пел Александр Башлачёв:
Час прилива пробил.
Разбежались и нырнули.
Кто сумел - тот уплыл.
Остальные утонули.
Вот об этом я и хочу написать одну из следующих книг. Чтобы у жуликоватых кремлёвских мечтателей вроде Владика Суркова не возникало соблазнов внушать России, что при его хозяине-Путине "жить стало лучше, жить стало веселей". При бездарном управленце Путине жить стало хуже и стократно скучнее!
ИЛ: Какие из книг о питерском роке 60-х, 70-х, 80-х или об отдельных его представителях тебе понравились?
Андрей: Книг на эту тему удручающе мало - и, видимо, я тоже должен разделить вину за это со всем журналистским сообществом. Собственно, о питерском роке в общем и целом книг нет. В какой-то степени этой темы касается Житинский в своих "Записках Рок-дилетанта". Мемуарную литературу представляют "Кайф" Рекшана (но только первое издание), да "Shule Aroon" Лёни Тихомирова (о судьбе группы ZA). Таковыми же можно считать воспоминания Севы Гаккеля и Дюши Романова. Частично Питеру посвящено "Время колокольчиков" Ильи Смирнова. Разрекламированная и богато иллюстрированная книга о записях АКВАРИУМА оказалась поверхностной и богатой на фактические ошибки. Вот "Питерская психатака" Кирилла Ермичёва - это уже новое слово! Ну, о своём вкладе в вопрос деликатно умалчиваю...
ИЛ: А книга Анатолия Гуницкого (я сам её не читал ещё, правда)? А книги воспоминаний о Майке, о Цое?
Андрей: Книга Джорджа - замечательная, но это сборник разрозненных статей за тридцать лет, особой концепции не имеющий. Надеюсь написать рецензию на неё для своего портала. О Майке я читал только какие-то байки, за которые мне было немного стыдно, ведь не пьянством единым он славен, а анализа его поэтического мира я пока не встречал... О Цое написано много, а вот о группе КИНО (что мне гораздо интереснее) практически ничего. Из всех книг о Цое хорошо только первое издание, сделанное вскоре после его смерти Житинским и Марьяной.
ИЛ: У тебя богатый опыт участия в различных фестивалях, как в качестве организатора, так и в качестве члена жюри. Ты ещё можешь вписываться в таки проекты?
Андрей: Почему бы нет? Я открыт любым предложениям. Более того, я продолжаю заниматься этим. Единственное, чем бы я, наверно, не стал сейчас заниматься - это создавать снова собственный журнал. Я бы с удовольствием сотрудничал с каким-то нормальным изданием, но сам я, наверно, уже сейчас не взялся бы. Но, с другой стороны, у меня есть по сути дела журнал - это портал www.rock-n-roll.ru, который я постоянно переустраиваю и, надеюсь, найду какую-то оптимальную форму. Вроде, находятся какие-то люди, которые готовы поддержать материально. Надеюсь, всё-таки это станет реальностью. На фестивали меня постоянно приглашают в жюри. Я 10 лет ездил на фестиваль "Балтийский берег" в Сосновый Бор (город в окрестностях Санкт-Петербурга - И. Л.), возглавлял жюри. К сожалению, в прошлом году не получилось, потому что он по датам совпал с другим фестивалем, в котором я тоже был председателем жюри. Надеюсь, в наступившем году удастся их развести по разным выходным дням. Есть такой фестиваль "Арт-студия", которым я уже 4 года занимаюсь. Есть симпатичный новый фестивальчик, называется "Классная площадь", происходит он в Кузьмолово, это рядом с Питером, на севере, он вроде бы местечковый, но я каждый год нахожу там, как минимум, одну интересную группу, о которой стоит где-то что-то рассказать хорошее.
ИЛ: Там только из области команды играют?
Андрей: Из Питера кто-то приезжает. В принципе, никаких ограничений нет.
ИЛ: Советы, как раскрутиться молодым музыкантам - это отдельный жанр. Но я по-другому хочу повернуть эту тему. По-твоему, что важнее для интересного музыканта - раскрутиться, то есть вписаться в существующий контекст, или пробовать создать свой контекст, то есть стремиться стать по-настоящему независимым от так называемого шоу-бизнеса во всех его проявлениях?
Андрей: Я думаю, что надо создавать свою реальность, объединяясь с другими единомышленниками, и даже, может быть, не совсем единомышленниками. Давным-давно в одной из своих статей я заявил, что рок-музыка сыграла в крушении советской власти куда большую роль, нежели Солженицын, ЦРУ и все западные радиоголоса, вместе взятые! Мы (я имею в виду не только рок-н-ролл, но и всё независимое искусство и культуру) строили альтернативную реальность, и в какой-то момент она оказалась более реальной, чем та, которую навязывали обществу записные идеологи фальшивого коммунизма (надо заметить, они и сами в неё давно не верили, слушая за закрытыми дверями Высоцкого, Гребенщикова и Шевчука). И стоило эту власть чуть-чуть подтолкнуть экономическими проблемами, как она в одночасье рухнула. И если сегодня начать строить какую-то реальность, то она станет осязаемой. Именно на это работает мой портал, моя энциклопедия - это кирпичи в эту самую стену. Я хочу в этот проект привлекать тех, кто занимался этим в прошлом, тех, кто занимается этим сейчас, тех, кто, может быть, ещё только будет этим заниматься. Когда я работал на "Мелодии", я 20 или 30 альбомов успел издать. Поскольку я и раньше понимал, что, во-первых, надо объединяться, во-вторых, целенаправленно двигать артистов. Я в своё время организовал фестиваль "Окна открой!", но, к сожалению, связался не с теми людьми, и затея превратилась в какой-то фарс. Ни одной задачи, которые я перед фестивалем ставил, это фестиваль не выполнил, а превратился в кормушку для компании "Стоп-тайм" (одно из питерских концертных агентств - И. Л.).
ИЛ: Ты употребил выражение "рок-революция". Уместно ли употреблять это появившееся в конце 80-х выражение нынче, когда многим стал ясен негативный смысловой оттенок слова "революция"? Или, произнося его, ты думаешь о чём-то, навеянном песней группы TOMORROW?
Андрей: Любая революция - это эволюционный скачок, жизненно необходимый для поступательного развития общества. В середине 80-х в нашей стране произошла именно революция, к счастью, бескровная. А контрреволюция, которую в настоящее время осуществляет банда путиных и матвиенок (т.е. те же КГБшники и комсомольские идеологические работники), уже унесла тысячи жизней. Революция - всегда прогрессивна и позитивна по своей сути, а контрреволюция - с точностью до наоборот. Все разговоры о стабильности лживы и ведутся только ради того, чтобы узаконить преступления режима.
ИЛ: Любая революция? Октябрьский переворот 1917-го года, результатом которого стало сам знаешь что, тоже?
Андрей: К моему величайшему сожалению, Октябрьская революция (или переворот) имела объективные причины, о которых в интервью на тему рок-н-ролла мне как-то несподручно говорить, но, уверяю, эти причины вполне историчны. К тому времени неспособное к эволюции самодержавие было обречено и рухнуло почти так же, как и бюрократический социализм в 80-х... К слову, сам переворот 24 октября был практически бескровным. Если бы либералы не были столь разрознены и несговорчивы (тебе ничего не напоминает?), то Учредительное собрание состоялось бы, и история пошла бы другим путём...
ИЛ: В Питер переехало на жительство довольно много людей, связанных с рок-музыкой. По-твоему, многим ли этот переезд пошёл на пользу?
Андрей: Ну, Шевчуку пошёл на пользу, я думаю. Даже в своё время Чиж приехал неизвестным человеком. Группа ЧЧ ассимилировалась, мне кажется. По крайней мере, то, что они попали в "Энциклопедию питерского рока", говорит о том, что я их как питерскую группу воспринимаю. То, что они сделали материального, они сделали в Питере, с питерскими музыкантами, с питерскими звукорежиссёрами. Они уже состоялись как питерские. Хотя у них музыка не питерская. Но это и хорошо. Питер на них повлиял, это очевидно. С другой стороны, провинция обедняет себя, когда выдавливает своих артистов в Москву и Питер. Это, конечно, плохо. Есть такие случаи, когда люди приехали - и они и там уже никому не нужны, и здесь никому.
ИЛ: Просто была история с группой ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ, которая сформировалась в Магадане...
Андрей: Она и сформировалась там, и все записи свои сделала там. В Питере они просто... Ну, они рассосались между Питером, Москвой, Киевом и, по-моему, Чехией... Вот этот хаос конца 90-х многих музыкантов развёл по разным странам. Группа ДЖУНГЛИ - классический пример. Андрюша Отряскин поехал познакомиться с первоисточниками джаза в Америку, да так там и остался, группа прекратила существование, к сожалению.
ИЛ: Как ты относишься к мысли, что слишком частые попытки бездумно копировать Запад навредили российской рок-музыке, свели к минимуму её потенциальную самобытность?
Андрей: Если бездумно - согласен, причём, не только рок-музыке, но и всей России вообще, включая экономику, политическое устройство и т.п., но мы ведь и не рассматриваем безмозглую публику, пусть кушниры и гаспаряны окучивают эту аудиторию. А в остальном ничего страшного - своё всегда сильнее, оно раньше или позже пробьётся сквозь асфальт, металл, рутину, косность... Ни оперу, ни балет, ни футбол с хоккеем, ни книгопечатание, ни компьютер, ни миллион других полезных вещей не придумали в России, но это не мешает нам ими пользоваться. Давайте устраивать чемпионат мира по лапте, слать друг другу берестяные грамоты (бумагу придумали китайцы) и ходить в лаптях, чтобы сохранить свою посконную домотканность? Я лично предпочту оставить это патриотам типа тех же Путина с Сурковым.
ИЛ: Как ты себя воспринимаешь в первую очередь - как информатора или как критика? Что, по-твоему, важнее в работе журналиста - донесение до людей неких фактов или публичное осмысление их?
Андрей: Я универсален. В своих репортажах - репортёр, в аналитических статьях или рецензиях - аналитик, в исторических работах - историк и отчасти социолог. В обществе друзей - хочу надеяться, хороший собутыльник. А что важнее, это каждый должен решать для себя сам. Социуму нужно всё.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах