"Мелодия" №02'1988 (КВАДРО, хэви-метал, электронная музыка)


КВАДРО - "Ночные Мечты"

Группа КВАДРО выпустила первый диск-гигант инструментальной музыки. В него вошли композиции Вячеслава Горского, художественного руководителя группы, "Цитадель", "Песня Без Слов", "Ночной Экспресс", "Музыка Из-За Такта", "Импульс", "Вальс-Гротеск" и пьесы Д. Мак-Лафлина "Рондо" и А. Куликова "Воспоминания о Рок-н-Ролле".

Известная среди музыкантов как последовательница джаз-рока, группа на этот раз демонстрирует свои композиции практически во всех направлениях современной поп-музыки. "Восход Солнца" - это дань арт-року, а "Песня Без Слов" с роялем и гитарой, "Рондо" с той же акустической гитарой написаны в стиле, близком фьюжн, хотя в нем отсутствует почти обязательный саксофон.

- Сейчас я бы затруднился определить наш жанр, - говорит Вячеслав Горский, - думаю, что сегодня это не самое главное. В наших композициях есть элементы джаза, рока, фолка, симфонической музыки и даже танцевальной. Например, пьеса "Электромобиль" написана в стиле электро-поп. Наиболее, наверное, подошел бы термин "фьюжн", но и он не точен, так как в нашем ритмическом строе все-таки преобладает роковая структура. Это можно услышать в композициях "Воспоминание о Рок-н-Ролле" и "Ночном Экспрессе".

Конечно, мы используем и сложные гармонии, импровизации, развернутые симфонические формы в некоторых произведениях. В основном мы исполняем их в концертах, где яркий визуальный оформительский ряд - лазеры, пиротехника, световая режиссура помогают восприятию. Но для меня главным в сочинении всегда остается мелодия, яркая, запоминающаяся. А какова будет ее разработка, зависит от того, какой стиль в настоящий момент нас больше интересует.

Первая большая работа в грамзаписи группы КВАДРО была принята фирмой "Мелодия" по уже готовым фонограммам, записанным в разных городах и студиях страны. Поэтому сам факт выхода диска говорит, скорее, не о творческой работе в условиях студии, а о популяризации концертных программ, уже известных слушателю. К сожалению, до последнего времени это постоянная практика выпуска пластинок популярных групп. Для музыкантов такое положение означает, скорее, рекламу, чем возможность творческой работы, поисков новых решений. Только студийная работа позволяет воплотить до конца те идеи, которые родились на сцене во время концертов.

Большой опыт и тонкий вкус позволили соблюсти баланс концертного звучания Вячеславу Горскому и его коллегам из группы КВАДРО: лидер-гитаристу Дмитрию Четвергову, бас-гитаристу Сергею Николаеву и ударнику Евгению Майстровскому. Хочется надеяться, что рано или поздно фирмой "Мелодия" им будет предоставлена возможность для серьезной работы.

А пока что диск "Ночные Мечты" вышел в свет, и, возможно, он станет первым шагом в поиске новых творческих решений музыкантами, играющими рок-музыку и джаз.

А. МИГУЛЯ


512 КБАЙТ - "Компьютерная Музыка"

С60 26457 000
Редактор А. Лушин. Звукорежиссер А. Синяев


Такое название для своей работы мы с композитором Андреем Родионовым выбрали не случайно: 512 Кбайт - это общий объем оперативной памяти двух персональных компьютеров, использованных при записи этого диска. Третья по счету пластинка, записанная с использованием персональных компьютеров, имеет как сходство, так и некоторые отличия от двух предыдущих ("Пульс-1" и "Персональный Компьютер"). Как и прежде, кроме вокальных партий, на пластинке нет ни одного звука, записанного через микрофон. Вся музыка исполняется синтезаторами под управлением компьютеров, в которые предварительно введены авторские партитуры музыкальных произведений. Подготовка таких партитур чрезвычайно трудоемка: кроме нот и обычных знаков музыкальной нотации партитуры содержат очень много специальных команд для синтезаторов, обеспечивающих точность исполнения и качество звучания, близкое звучанию традиционных инструментов. На этот раз мы старались использовать компьютеры не только в жанре инструментальной эстрадной музыки, но и для исполнения произведений камерного жанра, песен и даже музыки компьютерного симфонического оркестра.

Тематически пластинка посвящена различным аспектам применения компьютеров, в том числе и области научной фантастики (песни "Я - Бортовой Компьютер", "Команда новой формации", инструментальные пьесы "В Гравитационной Волне", "Пульсар" и др.). Тексты песен написаны поэтами Анатолием Митниковым, Валерием Сауткиным, Сергеем Патрушевым и Александром Слободским.

Работа над новой пластинкой длилась полтора года и явилась еще одной попыткой использования компьютеров в области музыкального творчества.

Б. ТИХОМИРОВ


Четвертая встреча

Четвертый выпуск серии "Место Встречи" (С60 26583 006), подготовленный ее постоянным автором и ведущим А. Макарьевым, не совсем обычен. Пластинка посвящена тяжелому року - как в "классическом" англо-американском варианте, так и в его позднейшей интерпретации советскими рок-группами.

С музыкальной точки зрения рок явился результатом синтеза технических достижений и нового музыкального мышления. Условной точкой отсчета истории рок-музыки можно считать первое выступление Боба Дилана с электрогитарой, что было воспринято его поклонниками как измена фольклорному стилю. Две основные ветви новой музыки - слоу (или софт - спокойный) и хард (или хэви - тяжелый) рок - возникли почти одновременно. Представителями первого были БИТЛЗ, второго - РОЛЛИНГ СТОУНЗ. Если на БИТЛЗ оказала влияние более мягкая музыка соул, то "Вторых БИТЛЗ", как называли РОЛЛИНГ СТОУНЗ в то время, отличало стремление к ритм-энд-блюзу с жестким аккомпанементом и сольным пением. Песня СТОУНЗ 1965 года "Сатисфакшн" ("Удовлетворение") представлена на пластинке "Место Встречи" как один из первых образцов тяжелого рока.

Джими Хендрикс - одна из основных фигур в тяжелом роке. Доминирующий звук гитары с неестественным электронно искаженным тембром, подчиненное положение вокала, безостановочная игра ударных, поддерживаемая повторяющимися аккордами бас-гитары, все это создает непривычный эффект сплошного звукового потока.

"Темная Ночь" - песня, которой представлена на пластинке английская группа ДИП ПЁРПЛ, знаменательна для хард-рока. Именно она принесла признание новому стилю в Великобритании в 1970 году.

Между хард и хэви-металл был период увлечения панк-роком и новой волной. В начале 80-х годов оба эти направления исчерпали себя и пошли на спад. Тогда в западной рок-музыке стал утверждаться стиль хэви-металл. Окончательно оформившиеся черты стиля, а также само название этого направления, заимствованное критиком Лесбером Бэнгзом из романа У. Бэрроуза, появились чуть позже. Ричи Блэкмор, гитарист ДИП ПЁРПЛ, высказывался о звездах нового направления резко отрицательно: "Их искусство в музыкальном отношении вторично, в интеллектуальном мертво. В истории рок-музыки они не оставят после себя ничего..." Эти прогнозы не оправдались. Волна хэви-металл захлестнула весь мир. Появились знаменитые группы в Австралии (АС/ДС), Великобритании (АЙРОН МЕЙДЕН), Канаде (ВАН ХАЛЕН), США (ДЖУДИ ПРИСТ), ФРГ (СКОРПИОНЗ) и многие другие. Спустя несколько лет группы металлического рока появились и у нас в стране. Не вполне справедливы его выводы и об эстетике нового направления. Сила звука, мощность звучания, объявленные некоторыми критиками самыми характерными признаками хэви-металл, не являются главным критерием. Любая из композиций металлических групп, прослушанная в записи при минимальной громкости, все равно сохранит черты стиля. Дело в другом. Если обычно сила звука отсчитывается от нуля, полного отсутствия звуковых колебаний, то в хэви-металл происходит инверсия. Точкой отсчета становится максимум звучания, не нижний, а верхний предел, происходит не сложение, наращивание звука, как в традиционных композициях, а вычитание: наибольший эмоциональный эффект производит минимальная сила звука. К этому необходимо добавить, что и темп в хэви-металл, как правило, предельно возможный. Как и силу звука, его невозможно наращивать, только замедлять. Особой эстетической категорией становится пауза - перерыв звучания, сбив темпа. В этих условиях не может существовать мелодия: нет возможности для ее развития. Ее заменяет ритмический рисунок, скачки звуков по высоте.

Песни, представленные на второй стороне пластинки "Место Встречи", отражают советский тяжелый рок далеко не полностью. Отношение к советскому року как к модному увлечению, подражанию западным группам не лишено оснований. Действительно, играть "под хард" или "под хэви-металл" может любая профессиональная группа, стилизуя свои композиции, как это делает Игорь Гранов в "Скоморохе" или "Балтике". Нетрудно использовать тяжелый металл и как мишень для сатирического обстрела ("Сверх Плана" К. Кельми, "Рок-Лаборатория" В. Шаповалова). Но если быть до конца последовательным, то судить о новом направлении следовало бы все же по лучшим образцам, попытаться отыскать особенное, новое, а не тривиальное, общее. К сожалению, на пластинке "Место Встречи" всего лишь одна композиция по-настоящему открывает советский металлический рок - это песня группы КРУИЗ "Рок Навсегда". Для полноты картины явно не хватает таких групп, как АРИЯ, ТАЙМ-АУТ, АВГУСТ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ. В этом случае о советском тяжелом роке можно было бы судить с большим основанием.

З. СТАСОВ


Вокализ в рапиде

Фирма "Мелодия" приступила к выпуску новой серии грампластинок с записями электронной музыки. Создание подобной серии - шаг вполне логичный: кому как не фирме грамзаписи пропагандировать электронную музыку, ведь рождается она в студийных условиях и не рассчитана на эффект спонтанного исполнительства в зрительном зале. К тому же прецеденты изданий подобного рода на фирме были - вспомним пластинки Эдуарда Артемьева, Свена Грюнберга, серии "Пульс", "Аэробика". Звучала электронная музыка и на других дисках.
Рассказать о новой серии редакция попросила одного из ее инициаторов, члена художественного совета фирмы Дмитрия Ухова и создателя первой пластинки - "Вокализ В Рапиде" - Михаила Чекалина.


- Серия открыта, и первое, что хотелось бы выяснить, - по каким принципам она будет формироваться?
Д. У.: Условно серия называется "Электронная музыка", условно - по отношению к жанру вошедших в нее произведений. Ведь электронной может быть любая музыка, сочиненная на компьютерах и исполненная на электроинструментах. Если очень коротко определять жанровые границы издания - то это серьезная популярная музыка, - не рок, не поп и не музыка академических форм. Были предложения назвать серию "Экспериментальная музыка", но ведь музыка - всегда эксперимент, "езда в незнаемое..."

- Мне кажется, что сам термин "серьезная популярная музыка" нуждается в пояснении.
Д. У.: Возможно термин и не совсем точен, но другого пока нет. Для того чтобы понятнее очертить этот новый жанр, нужно вспомнить историю электронной музыки.
Первоначально опыты с искусственными источниками звука - магнитофоном, генератором велись в лабораторных условиях теми же композиторами, что занимались серьезной музыкой, и рассматривались ими как опыты по созданию "музыки для записей". Их эксперименты были мало кому известны. Роберт Муг, изобретая свой синтезатор "Муг", не предполагал, что его инструмент найдет применение на эстраде, однако благодаря рок-музыке гитара из просто усиленного инструмента превратилась в электрогитару. Этому превращению мы обязаны Джимми Хендриксу - его творчество открыло дорогу и клавишникам.
Конечно же, появление искусственных источников звука - синтезаторов, как мы их теперь называем, - процесс вполне закономерный, происходящий повсеместно, тесно связанный с научно-техническим прогрессом. Один из ранних инструментов сконструировал в России Лев Термен. Примечательно, что его "Терменвокс" был продемонстрирован Ленину и получил одобрение. Впоследствии он использовался в ряде партитур, в частности, композитором Эдгаром Варезом. В течение нескольких десятилетий поиски в области электронной музыки велись на уровне подготовительной работы: сочинялись, как называл это Карлгейнц Штокгаузен, электронные этюды. Потом электронная музыка получила применение как сопровождающая действие в кино, театре, и только рок-музыканты вывели ее из тесных стен студий и лабораторий. С появлением "Муга" и других инструментов электронная музыка стала исполняться в концертах, и, наконец, на рубеже 60-70-х годов произошло самое главное - она изменилась качественно. Новизна средств выразительности перестала быть самодовлеющей, перестала диктовать правила игры. Композиторы, исполнители стали пользоваться новой звуковой палитрой как тембрами привычных музыкальных инструментов. Вот такого рода сочинения, в которых использованы поразительные возможности современной аппаратуры, и в то же время не опровергающие сложившиеся веками законы музыки, составят новую серию фирмы "Мелодия".

- Теперь вопрос к Михаилу Чекалину. Что означает название вашей композиции "Вокализ в рапиде?"
М. Ч.: Рапид - слово многозначное, одно из его значений - ускорение, в русском языке рапид чаще всего употребляется как термин кино, означающий, что съемка ведется на большей скорости, а при нормальной проекции движения на экране замедляются. Этот термин содержит в себе некое противоречие, он парадоксален, имеет отношение и к технике, и к движению, на мой взгляд, он способен передать возможности современной музыкальной электроники, диалектику электронно-студийного творчества. А вокализ - это термин, неразрывно ассоциирующийся с классической музыкой, живой голос, вокал, который присутствует во всей композиции: есть и чисто вокальные пьесы, есть такие, где вокал едва различим, но тем не менее он там есть.

- На пластинке вы являетесь слушателю одновременно и автором, и исполнителем. Для вас это принципиально?
М. Ч.: Вся моя музыка существует в виде авторских фонограмм и не существует в виде заочной нотной партитуры на бумаге. Нотная запись не в состоянии адекватно передать электронную музыку, поэтому в ней не может быть просто композитора, она сочиняется и воплощается в неразрывном синкретическом процессе авторского творчества: композитор - дирижер - исполнитель - импровизатор - слушатель. И как живописцы не пишут для кого-то еще партитур-описаний будущих полотен, а создают их сами от начала и до конца, и в этом заключается продукт их деятельности - так и здесь: материал музыки, ее природа - это звук, и я создаю от начала и до конца готовое авторское звуковое полотно. Именно в этом и состоит то принципиально новое, что дал нам во второй половине XX века метод авторского студийного творчества - преодоление извечной границы между композиторским предположением о звуке, зафиксированном в виде нот на бумаге, и звуковой реальностью исполнительской интерпретации, а также между известной разумностью, вынужденной ограниченностью в возможностях знаковой фиксации и, наоборот, непосредственностью и спонтанностью импровизации. Поэтому фонограмма для моей музыки - не какой-то вторичный консерв, а наиболее достоверная конкретно осуществленная форма или, если хотите, пойманное живым вдохновение.

- В таком случае грамзапись, радио, телевидение - оптимальный способ концертного существования ваших произведений.
М. Ч.: Видимо да, причем, на мой взгляд, грамзапись предпочтительнее. У нас, в силу общей дефицитности электронного жанра (хотя приоритет первых экспериментов с электронным звуком за нашей страной), не существует других стабильных форм для встреч с широкой аудиторией. Говоря о дефиците, я имею в виду фундаментальную электронную музыку, а не эстрадно-компьютеризированное мелководье.

- Итак мы, кажется, возвращаемся к вопросу о жанре, но теперь уже не всей серии, а только вашей музыки?
М. Ч.: Сейчас много и поверхностно судят о электронной или компьютерной музыке, чаще всего понаслышке, и в основном сходятся на том, что компьютер облегчает жизнь. Не буду спорить - возможно, кому-то и правда облегчает, но в таком случае, я не имею никакого отношения к компьютерной музыке, так как в своей музыке я все играю вручную. Это "живая электроника", и правильнее назвать ее - музыка для клавишных синтезаторов.

- Термин "музыка для клавишных" не определяет композиторского кредо. Как бы вы сами назвали свою музыку?
М. Ч.: У нас слова "серьезная музыка" и "классика" звучат как синонимы. У классической музыки есть школы, фестивали, консерватории - есть наработанные устойчивые традиции. А все, что в них не входит - автоматически становится прерогативой так называемой "молодежной музыки" (кстати, тот термин я не признаю - существует музыка вообще), или "неформальной", року. Причем под роком чаще подразумевается эстрада. И поэтому остается как бы вне поля зрения современная серьезная музыка, стоящая вне классических канонов. Если хотите, ее можно назвать "серьезной неформальной". И все же я не хотел бы, чтобы мою музыку обозначали каким-то элитарным термином "авангард", "трансовая", "медитативная", потому что есть и авангарднее, чем то, что слышали из моих работ одни, и консервативнее, чем то, что слышали другие, иногда эстраднее, развлекательнее и даже поверхностнее, чем третьи, но в большинстве случаев моя музыка сложнее, чем порой требования популярности широкой аудитории. Конечно, сорокатрехминутная пластинка (всего у меня двенадцать часов звучания авторских фонограмм) не может дать исчерпывающего представления о моей музыке. Тем не менее вошедшие сюда пьесы 84-85-х годов имеют для меня принципиальное значение. Это прежде всего работы, не характерные для широких слушательских представлений об электронной музыке. Например, часто используются обманывающие ухо живые, натуральные звучания, сделанные тем не менее на синтезаторе. Мои пьесы как бы исполняются разными составами музыкантов в самом широком жанровом и стилистическом диапазоне.

- Наконец последний вопрос. Какие еще пластинки выйдут в этой серии (хотя бы в ближайшее время)?
Д. У.: Следующее издание - музыка Петера Вяхи, воссоздающая при помощи электронных инструментов древнейшую атмосферу классической индийской раги. Наверняка для многих будет сюрпризом новая работа бывшего руководителя ансамбля ВИТАМИН.
В свое время в студии электронной музыки при музее имени Скрябина на синтезаторе АНС была подготовлена пластинка с сочинениями А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдуллиной и других композиторов. К сожалению, она не увидела свет. Думаю, что в новой серии обязательно появится и эта работа.

- Остается пожелать успеха у любителей грамзаписи как всей серии, так и ее первой пластинке - "Вокализ В Рапиде".

Материал подготовил С. БАРТЕНЕВ
Фото А. ГРАДОБОЕВА


Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 19 апреля 2015, 18:41
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.018