"СДВИГ" 1990, часть 3 ("Рок Чистой Воды", МОНГОЛ ШУУДАН)


Аукцион детей капитана Рачкова

Такие путешествия: пробегом по бездорожью и разгильдяйству - любил Остап Бендер. В мае этого года рок-музыканты разных городов, ведомые свердловским ЧАЙФОМ и ленинградским ТЕЛЕВИЗОРОМ, отправились в двухнедельное турне по Волге с целью привлечь внимание к экологическим проблемам данного региона. Знамя "Рок чистой воды" было поднято на борту теплохода "Капитан Рачков". В эпицентрах экологической катастрофы проходили концерты, средства от которых предназначались на реанимацию окружающей среды, а проще, по известному по завету Ильфа и Петрова, намечалось реставрировать Провал, чтобы не так проваливался.

Содружество экологов и рокеров по первости выглядело странным. Тем не менее, обе стороны крепились; одна, понимая, что ей необходим такой рупор как рок, другая, прикидывая, что хотя бы для популяризации теряющего притягательность жанра очень полезно единение с социальными движениями. Волжане все поняли правильно: к уличным концертам со своей наглядной агитацией стягивались активисты местных политических группировок, выступали депутаты, а в Саратове на газоне были разложены картины замечательного молодого "некросюрреалиста" Игоря Петрова.

Впрочем, стан зеленых был неоднороден. Глава официозной фракции, профессор В. В. Найденко показался мне лазутчиком от вражеского госаппарата. Дело в том, что в экологии существует такое понятие ПДК - предел допустимой концентрации отравляющих веществ. Уровень предела ученые сами и устанавливают, и, как ни спроси, все выходит в порядке - чего плавать-то?

Вам, вероятно, уже наскучило об экологии? А зря. Как выяснилось, грязища у нас кругом из-за дремучести народной, в том числе и музыкантов. В их устах подписанная в результате путешествия петиция о закрытии Чебоксарской ГЭС и немедленном прекращении строительства канала Волга-Дон-2 звучала примерно так: допились ребята, мало плывут, так еще требуют, чтобы на их пути что-то сносили, осушали и ставили на место. Оставалось надеяться, что меморандум рокеров не сразу будет реализован властями, поскольку никто из артистов понятия не имел, не придется ли идти домой посуху, если враз спустить какое-нибудь водохранилище.

То ли дело голландцы, принимающие участие в походе. Один из музыкантов группы УИКЕНД ЭТ ВАЙКИКИ по образованию биолог и разбирается в экологии. Менеджер, Эрнста Лангхаута, в сущности, простая фламандка, в два счета уловила и очень доходчиво потом всем разъясняла, почему кажущаяся, особенно после Москвы, курортная благодать Волги, напоенная ароматом цветущих по весне акаций, каштанов и сирени, обманчива. Любой западный человек приучен знать, что ежели вон из трубы подуло вот на эту ферму, то в ближайшие 30 лет молоко здесь покупать нельзя. Поэтому у них "грязными" производствами называют такие, за которые у нас еще только борются. Поэтому запугивание советского человека размещением на его земле западных "вредных" заводов - жупел. У них ПДК заражения, неизбежного для цивилизации, если мы завтра же не согласны вернуться в пещеры, действительно научились максимально понижать. У нас отраву, валяющуюся на каждом шагу, никто даже не замечает.

Ученые играют им одним понятными терминами и напрочь не умеют выразительно говорить, отчего митинговая часть концертов неизменно проваливалась. Не убеждали также планы научных работников по части применения материальных средств от акции: ну зачем, скажите, плодить оплачиваемые исследовательские коллективы, если реального проку от них чуть? Зачерпнули водички, заглянули в пробирку, вздохнули и поспешили к завтраку.

Даже лидера ЧАЙФА Володю Шахрина, симпатичного мне своей приверженностью теории малых дел, едва не сбили с панталыку. "Ты, - говорят, - не гонись отдельные трубы затыкать да заводы останавливать. Во вселенском масштабе загрязнение окружающей среды неизбежно, значит, разумнее подождать глобальных перемен".

Беспокойнее молодые экологи, которых на корабле возглавлял А. Каюмов. Они противятся пирамидального забюрокрачивания дела зеленых, и, хотя прав изменить что-либо в их распоряжении действительно немного, надеются взять разветвленностью сети добровольных подвижников чистоты природы.

Стан молодых экологов имел и свою специфику, ценность которой спорна. Видимо, из беспредельной любви ко всему живому очаровательные экологини так буквально применяли свою любовь к артистам, что вскоре позабыли вычерчивать графики и диаграммы и оказались вроде штата маркитанток при полупобежденной напитками армии.

Вопрос эстонского журналиста, стихийно ставшего ведущим концертов, Николая Мейнерта к лидеру группы АУКЦИОН Леониду Федорову:

- Вы не боитесь, что после вашего путешествия придется ставить вопрос еще и об экологии нравственности?
- Федоров: Не думаю.
- Мейнерт: Я тоже.
- Мейнерт: Я пошутил.
- Федоров: Я тоже.

Так и плыли, возглавляемые оргкомитетом, порой напоминавшим компанию разгулявшихся купчиков: ящик водки и на Волгу, - где бессменную деловитость сохранял, пожалуй, только Костя Ханхалаев. По меткому замечанию поэта Жени Кормильцева, сопровождавшего АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ, неприближенные к влиятельным особам музыканты ощущали себя цыганским хором, для фона прихваченным на корабль. Впрочем, не знаю уж, когда этим успевал заниматься Игорь Крупин, концерты на местах проходили четко.

В составе "хора" выделялся шоумен АУКЦИОНА Володя Веселкин, который нынче еще и запел, и стал в полной мере блистательной универсальной кабаретной звездой.

Из поволжских коллективов мне приглянулись горьковский ХРОНОП и саратовский ИУДА ГОЛОВЛЕВ. Солисты этих групп - соответственно, Вадим Демидов и Сергей Тяпкин (Сэм) - не делают ничего особенного, но убедительны в задушевной песенной беседе, которую всегда ценят слушатели. Очень на любителя, но безусловно профессионально играет экспериментальный инструментал чебоксарская ПРО (в прошлом горьковское ДВИЖЕНИЕ).

Бесперебойно заводила публику московская СВ, делая это настолько хватко, что мне лично чудится здесь расчет, лишенный живого чувства.

Зато молодого обаяния с избытком у магаданской МИССИИ: АНТИЦИКЛОН.

Стабильны в своих качествах свердловские НАСТЯ и ОТРАЖЕНИЕ.

ТЕЛЕВИЗОР Михаила Борзыкина, на мой взгляд, значительно творчески окреп, приобрел выверенность формы и уверенность.

Кстати, сценический кураж вообще рос от концерта к концерту у всех участников, и в этом, я убеждена, одно из полезных свойств подобных акций. Подпитывали и сэйшены в свободное время, когда все группы играли вместе. Роман Капорин, оказавшийся на теплоходе единственным представителем группы ДЕТИ, будучи вегетарианцем и физкультурником, умудрялся доносить до подмостков репетиционные забавы. Коллективные импровизации, названные "Аукционом детей капитана Рачкова", были едва ли не самым интересным номером программы.

Волжские бедствия лучше понимают артисты иркутского ТЕАТРА ПИЛИГРИМОВ. Им еще довелось видеть чистый Байкал, нынешней судьбе которого они зовут посодействовать "Рок чистой воды". Зовут и декларативно, и художественно под руководством профессионального композитора и стойкого хиппи Владимира Соколова, изящными рок-артовскими аранжировками приспосабливающего к сознанию современного человека старинную классическую и народную музыку.

Возможная опасность "Рока чистой воды" - скатиться к прямолинейно коммерческому делу. Уже сейчас преимущественным положением пользовалась веселенькая, но грубоватая и припахивающая рестораном чебоксарская группа ФОРМУЛА 10-20, так как имела за спиной самого богатого спонсора. Также "за услуги" в программе фигурировал донецкий НОРД-ОСТ, солисту которого Артуру Минееву, обладателю чудесного голоса, можно только посочувствовать по части репертуара.

В целом, результатом акции стал проторенный путь рока на Волгу. А все участники получили хороший экологический ликбез. Докушав коньяк, захваченный на теплоход под предлогом обеспечения профессуры, артисты стали помаленьку прозревать. Оказалось, что бескрайность Волги по существу аномальное явление: реки нет - сплошные моря с торчащим из воды древесным сухостоем и маковками колоколен. Красиво бурлящую пену плотин лучше бы пустить на изготовление дефицитного мыла, а рыба в таких условиях жить не может - разлагается заживо. Да и вобла, скушанная на закусь во время стоянок, грозит подарить солитера в кишечник.

Так что не зря пришлись денежки уважаемых спонсоров: Волгоградского завода "Красный октябрь", Казанского фирменного торгового центра "Нарспи", Автовазбанка, Горьковского п/о "Нефтеоргсинтез", треста "Верхневолгхиммонтаж". Пусть иные из них, кроме, пожалуй, Горьковского областного общества трезвости, сами травят своим производством Волгу, но те представители руководства предприятий, с кем нам удалось встретиться, клялись, что жертвуют на экологию не ради отвода глаз, а искренне мечтая решить и для себя проблемы очистных сооружений. Пока, впрочем, денег хватило только собственно на путешествие. "Рок чистой воды" ждет новых спонсоров, с предложениями можно обращаться да хоть бы к автору этой статьи.

Нина ТИХОНОВА


Сказка про то, как братки всласть погуляли

Досье
Группа МОНГОЛ ШУУДАН образовалась в октябре 1988 г. Первый концерт состоялся 1 апреля 1989 г. В Московскую рок-лабораторию МОНГОЛ ШУУДАН вступили в октябре 1989. Через месяц вышел первый магнитальбом "Паровоз "Анархия". В хит-параде студии "Колокол" за декабрь 1989 - январь 1990 г. этот альбом занял третье место. Стиль: русско-анархический стеб.

Состав: Валерий Скородед - гитара, вокал, тексты, Игорь Торопов - саксофон, Андрей Калинин - гитара, вокал, Марк Мельников - бас, Сергей Фролов - ударные.

Звукоинженеры: Сергей Раскин,
Борис Самойлов.
Администратор: Игорь Ковалев.

Музыкальные привязанности: ДК, ЗООПАРК, ЛЕД ЗЕППЕЛИН, СЕКС ПИСТОЛЗ, СЛЭЙД, Том Вэйтз.

В заброшенных переулках старой Москвы, где разваливающиеся дома с пустыми глазницами выбитых окон бессильно застыли в предсмертной тоске, а ветер гонит невозможную когда-то пыль, часто охватывает ощущение горестной безысходности. Кажется, время, обессилев от бессмысленной беготни на месте, вернулось лет на 70 назад, и вот-вот то ли шагнет из-за угла отряд революционных матросов, то ли с гиканьем и посвистом вымчится живописная банда на тачанках. И в этом смысле появление на московской рок-н-ролльной сцене "монголов" под анархическим флагом оказалось вполне закономерным.

Эх-ма! Руби налево, направо,
нагайкой хлесть по лицу.
Какое дело, какое время,
снова взрыв и кранты бойцы,
Руби штандарты, вали знамена,
я разрешаю, я атаман.
Мне наплевать, кто там сплоченный,
всех разметает наш ураган.
Вот на казацкий разъезд напоролись,
Ой, мама, держи меня!
Я не знаю, за что боролись,
попался - пеняй на себя!


Для меня МОНГОЛ ШУУДАН, как это часто бывает, начался с магнитофонной кассеты. Заглянув в рок-лабораторскую студию звукозаписи "Колокол", я услышал из динамиков бодрые, нахальные голоса. Вполне слаженно и очень бодро они пели:

Мы себе новый мир построим,
Кто был ничем, тот станет всем,
Мы все разрушим, разворуем и перестроим,
И раздарим, раздадим всем!
Эх! Пропили Расею!..


Другие песни отличались не меньшей живостью и свободой мысли. По всему было видно, что сии "степные кочевники" беззаветно следуют известной традиции русского рока, согласно которой первичным в нем является слово. В музыке слышались до оскомины знакомые мотивы в диапазоне от русских плясовых и нэпманских шлягеров до боевых гимнов хора им. Александрова и pops-dance забоя. Причем часто в виде прямых цитат типа "бубличков" или "славянки".

Своего рода окрошка, замешанная на остинанте кабацкого рок-н-ролла и сдобренная саркастической медью в духе MADNESS с добавкой немудреных, но чистеньких гитарных "запилов". Чувствовалось, что все это готовилось без напряга, от души, с задором и оттого выглядело неожиданно свежо и со вкусом. По духу же, в музыкально-текстовом потоке, ассоциации возникали вполне адекватные нынешнему р-р-революционному моменту, и картинки анархической вольницы времен Гражданской междоусобицы, создаваемые "монголами", не казались невозможными в наши дни, когда мы из болота застоя ввалились в хаос перестройки.

На войне, как на войне жертвы, кровь, репрессии,
Мы шагаем по броне, плаваем на крейсере.
А в моей стране бардак, слякоть и пошлятина.
Где-то там сидит дурак, шлет на нас проклятия.
И меня ждет виселица, если я не отрекусь.
Если вспыхнет забастовка, мне на это наплевать.
Я возьму свою винтовку и пойду в дерьмо стрелять.
Ведь я вступлю в анархический батальон...


Когда А. Троицкий объявил в "Программе "А", что МОНГОЛ ШУУДАН является одной из групп его Top-Ten, он в один миг принес им всесоюзную известность. Некоторые наивные даже подумали, что это какое-то официальное мнение. Как же! Прозвучало с 1-й программы ТВ. Такая неожиданная поддержка летописца советского рока оказалась для "анархо-монголов" очень кстати. Они как раз подошли к тому рубежу, за которым движение вперед без рекламы становилось уже невозможным. На "Фестивале Надежд" они доказали, что место на Белом Войлоке Почета (по традициям монголо-татарской орды, предоставляемое лучшим багатурам) было выделено им не зря. Московская рок-н-ролльная молодежь встретила их всеобщим восторгом, ором, свистом и прочим отвязом.

Когда я впервые встретился с "монголами", мой первый вопрос был о названии. Отвечал Валерий Скородед:
- Все было очень просто. Стояли на остановке, рядом киоск "Союзпечать"; в нем марки, красивые такие "Монгол Шуудан", "Монгольская почта" значит. Просто дело случая и никаких монгольских корней.

- Значит, Голубой Керулен и Золотой Омон здесь ни при чем. А ваш черный флаг* - это что? Тоже дело случая, дань моде или общественно-музыкальная позиция?
- Скорее первое. Мы, разумеется, кое-что слыхали про Нестора Ивановича, но, конечно, не зубрили ни Бакунина, ни Кропоткина и ни с какими анархо-синдикалистами не тусовались. Просто взяли и написали "Чапаевский Твист":

Скакал буденовец, а следом на коне,
Скакал за ним чапаевец с лимонкой на ремне.
А следом за чапаевцем бежал товарищ Щорс,
За Щорсом Кржижановский. Бандиты пили морс.
Бандиты пили пиво. Бандиты пили квас.
А рядышком лениво упал в кусты фугас...


- Какая-то музыкальная мультипликация. И вы назвали это русско-анархический стеб. А что было раньше?
- До этого был ПОЛОВОЙ АКТ. Под таким красивым названием мы собрались в июле 1987 г., чтобы делать хорошую музыку с интересными текстами. База у нас была в селе Макеевка г. Москвы. Играли тогда абсолютно жуткий андеграунд. И вот из этой жути без всякого злого умысла появился "Чапаевский Твист". Вторая песня была "Продразверстка"... И с первой программой вместе с группой МАНГО-МАНГО мы выступили в театре "Бедный Йорик" на проспекте Вернадского в апреле 1988 г. Весь отвяз пошел от "Чапаевского Твиста"... Ударили по веселости... Но потом, как всегда, полетели битые стекла... В общем, мы там долго не задержались. Около года были без базы. Но за это время абсолютно случайно попали на студию "Рекорд" и записали там "Паровоз "Анархия". Он в проекте назывался "Петя Пробочкин Идет На Войну".

- Кто такой Петя Пробочкин?
- Ну, такой крутой матрос в клешах, в лентах... У нас еще Андрюша Колупаев есть, другие бойцы... Когда вступили в лабораторию, сели на базу в ДК школы милиции в Расторгуево. Отыгрываем там концерты за это.

- Для контингента?
- Да.

- Ну и как?
- А что, как все. Кричат, козу показывают. Замполит там у них есть, подполковник. С виду вроде нашу музыку догоняет. А может, наоборот, ведет тайную идеологическую пропаганду: "Вот, мол, смотрите и знайте их в лицо. Вам с ними бороться". Так что они в курсе анархического рок-н-ролла.

- Вы часто выступаете?
- Нет. Пока нет хорошей раскрутки. Хотя вроде бы заявки какие-то приходят, телеграммы, но конкретного ничего, все вокруг как-то. Недавно здесь были ребята из Англии. Попали они на сборный концерт, где мы выступали. И когда узнали, что МОНГОЛ ШУУДАН это не какие-то кочевники, а русский анархический рок, то просто обалдели. Анархия в нашем партийном королевстве! Они взяли у нас кассету, все материалы, сделали передачу по радио Шеффилда, и, если все сложится, в октябре, дай Бог, рванем по струнам в Лондонском университете.

- Я что-то не понял. От чего они больше обалдели? От того, что у нас анархия, или от вашей музыки?
- От всего. От музыки, от имиджа, текстов. Мы им перевели подстрочники. Наш веселяк-разгуляев пришелся им по кайфу. Они говорили, что у них в подвалах играют утяжеленный панк сейчас. А тут вдруг из андеграунда...

- Русско-анархический стеб.
- Ага. В этом определении все заложено. Музыкальные корни у нас русские, художественно-концептуальная платформа - анархическая, отношение ко всему достаточно иронично, но в любом случае мы стараемся не терять оптимизма, чувствовать себя свободными. И при этом мы считаем, что это новая волна московского и, может быть, советского рока.

- Как если бы панк зародился в России, то он был бы таким?
- Кто знает, как бы все было. Иногда нам говорят, что есть еще ЛЮБЭ, Газманов со своей шинелью и эскадроном, но для них это, по-моему, просто эпизоды, мода, а для нас программа, своего рода смысл жизни. Я вот, сейчас, например, вообще стараюсь не слушать западную музыку.

- А от чего отталкиваетесь в Союзе?
- ДК и прежде всего ДК. Это уже классика!

- После года под черным флагом у вас появился интерес к теории анархизма?
- А как же, появился.

- И что нового вы узнали?
- Много всякого.

- Это в песнях отражается? Или мысль как реченька течет, от берегов политических не отталкиваясь?
- Не-е-е... Ну, как сказать, боже мой!.. Будем так говорить, типа того, что у нас анархия в текстах не просто так теперь. Мы знаем, например, про зверь-женщину Марусю Трифонову, которая все рубила напрочь и напополам. Это была какая-то черная анархия. Но когда мы пошли вглубь, поняли, туда лучше не лазить. К Бакунину, к Кропоткину... Пусть будет, как было для всех, что анархия это пьяная гульба, матросня... Как люди думали, так пусть и думают. И пусть пока разберутся в той информации, что на них вывалили.

- Хорошо. И в чем ваша концепция анархии?
- Мы сейчас готовим новую песню и попробуем в ней выразиться. Она называется "Свобода Или Смерть".

- А ты не задумывался, что под этим лозунгом люди обычно получали смерть, а не свободу?
- Но нужно добавлять, что моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.

- Какие-то существующие организации анархистов проявляли к вам интерес?
- Нет, и мы к ним не тянемся. Это все анархо-коммунизм. А мы в него не верим.

* - "Черный флаг" надо понимать в символическом смысле. На сцене над МОНГОЛАМИ висит оранжевое ситцевое полотнище в белый горох, с надписью "МОНГОЛ ШУУДАН", разделенной черепом, перекрещенным костями.

А. ПОПОВ


"Такси-блюз" (рецензии)

"Яркость характеров, изобретательный сюжет, динамичное действие, прекрасная музыка Петра Мамонова, исполнившего, к тому же, одну из двух главных ролей - вот слагаемые успеха этой работы, удостоенной приза жюри за лучшую режиссуру".
"Правда", 8 июня 1990 г.

"Такси-блюз" - это фильм, который бьет в голову, как двойная водка".
"Фигаро"


СДВИГ-почта

Трудным и невыносимо долгим было рождение предыдущего "СДВИГА". Не простой оказалась и его судьба. Публикация статьи С. Жарикова "Рок-н-ролл на Руси" вызвала активное неприятие в некоторых кругах.

Конечно, спокойнее и безопаснее было бы не ввязываться в "историю". Официально-совковая пропаганда годами безбедно существовала, замалчивая наличие у нас в стране подобных жариковской мировоззренческих позиций.

Между тем, С. Жариков фигура в отечественном рок-н-ролле очень и очень известная, и его взгляды - это не пьяный треп панкующего оболтуса. Тем более важно было познакомить читателя с воззрениями столь знаменитой личности.

Вот, к примеру, "Колонка любителей музыки рок" (составляется, как правило, по ТАССовке) далекой от столицы газеты "Комсомолец Узбекистана". "По мнению авторитетных рокеров, из вышедших в этом году альбомов вне конкуренции две работы С. Жарикова (ДК) - "В Гостях У Ветерана" и "Пожар В Мавзолее", вобравшие в себя и традиции советского рок-н-ролла, и идеи радиотеатра, и ту мифологию, что возникла в нашем народе в годы застоя". Или еще цитата: "Рок-фэны со всего Союза едут к лидеру группы ДК Сергею Жарикову не только для музыкальных консультаций. Волнующая их тема - рок-музыка как средство патриотического обновления общества" ("Советский патриот" №13, 1990 г.); здесь, конечно, нужно с известной долей юмора относиться к примитивно-преувеличительной форме изложения. В общем, С. Жариков, как говорится, в рекламе не нуждается.

"СДВИГ" проинформировал весьма широко рок-н-ролльную общественность о воззрениях "бати", как иногда называют С. Жарикова. Общественность откликнулась письмами. Мы публикуем некоторые из них, отражающие наиболее типичные точки зрения, а также рецензию кандидата искусствоведения Н. Тихоновой.

Здравствуйте!
Получил от вас журнал. Прочитал его залпом, за один день. Одна статья круче другой. Понравилась статья Жарикова, которая, кстати, не лишена субъективности, а может, это он и прав. А вообще-то, ДК - одна из моих любимых групп...
Андрей Шубочкин, г. Смоленск

Боже, как клево!
То, что вы выслали мне "СДВИГ" и две "Афиши". Здесь, в Томске, вы - единственный источник информации (по ящику гоняют в основном лажу, а рок-журналы типа "УрЛайта", "Северока", "Рокси", "РИО" и т. д. достать невозможно)...
Теперь о вас. Ничего себе так журнальчик, довольно клевый, только вот статья Жарикова... Где-где, а в рок-н-ролле я антисемитизма не ожидал. Почему-то Жариков приближается к "российским писателям", которые сам рок считают "нравственным СПИДом" и "духовной заразой". Ну, да бог с ним, пусть думает, что хочет.
А в общем, огромная просьба: шлите и дальше и "СДВИГи" и "Афиши"...
А. Ю. Арляпов, г. Томск

Здравствуйте, премногоуважаемый "СДВИГ"!
Признателен наиглубочайше... всем, кто причастен к выпуску номера.
Благодаря вашему журналу я понял, что такое панк, и что сам я, по своей сути, панк. Спасибо за помощь в осознании моей мировоззренческой позиции. И все же... Если не забудете, передайте, пожалуйста, при удобном случае С. Жарикову, что он свинья. А вам большое спасибо за публикацию этой статьи, ведь теперь я буду знать, что музыка группы ДК - не моя музыка, хотя и я не слышал ее, и ни одного их альбома у меня не появится, а если бы какие и были, стер бы. Прошу вас, чаще публикуйте подобные статьи, чтобы я знал, какие альбомы мне не нужно записывать в студии "Колокол".
С уважением, граничащим с преклонением,
Сергей Кузьмин, г. Вольск
P. S. Спасибо товарищу Жарикову за наше счастливое детство!

Тёте понравилось - реплика
При всём предпочтении Сергея Жарикова к культуре перед искусством, следует заметить, что статьей "Рок-н-ролл на Руси" он внес полезный вклад в спонтанное созидание добровольными исследователями рока некого Неформального НИИ искусствознания.

Статья Жарикова мне понравилась наличием в ней всего того, что автор утверждает полезным для других. Исследователь признается в убожестве рока, любя его, а это и есть искра Бога в деянии человеческом, каковая, как правило, отсутствует даже в бездействии корыстных наблюдателей. Такое качество нередко путают с пристрастностью, но на то и диалектика разума и чувства, чтобы заметить, состоятельна ли аргументация.

Спрошу - к кому она обращена? Понимаю восторг автора, прочитавшего уйму замечательных книг и поначалу захлебывающегося обилием цитат. Понимаю искушение - в кои веки - втиснуть в одну статью все узлы и нити. Надеюсь, беспристрастный читатель услышит Жарикова. А те, кто спешит расценить как шовинизм любую фразу, когда имя - Россия произносится без извинительной или насмешливой интонации? Стоит ли на них ориентироваться?

Удача, если такие станут докапываться до дискуссии по существу. Но, боюсь, скользнут по поверхности.

Автору стоит сохранять артистократизм в мелочах - не грубить походя, иначе собеседник отринет и главное. Тем более что мелочи эти очень уязвимы и болезненны для обеих сторон.

Лично я не согласна с Жариковым, будто еще возможно бороться за "независимость Русской земли".

Однако статья лидера ДК утвердила меня в возможности сохранить и даже создать современную ипостась Великой Русской Культуры в годы смуты, множащие гражданскую войну на чужеродное иго.

Нина ТИХОНОВА

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 25 мая 2010, 16:36
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииМОНГОЛ ШУУДАН - "Сплошь и Рядом"Максилла Кузнецов01.12.2004
Архив"Я - Молодой" №40, октябрь 1997 (К. Кинчев, РОНДО, МОНГОЛ ШУУДАН)Старый Пионэр17.11.2006

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.008