РОК-СЕНТЯБРЬ (разные издания)


Они играли русский рок

...Несколько скромных афиш, расклеенных на городском Дворце культуры, и одной-двух общепитовских забегаловках, вызывали у проходящих мимо только недоумение.

- РОК-СЕНТЯБРЬ.., - повторяли они по нескольку раз название группы, словно слюнявили во рту фиговую косточку, потом сплевывали, - хм, зима, снег, а тут какой-то сентябрь, - и шли дальше.

...Олега Хакмана, руководителя череповецкой группы РОК-СЕНТЯБРЬ, я застал в местной гостинице, где музыканты в безделье коротали вторые сутки: все концерты срывались из-за полного отсутствия зрителя - городок жил тихо своей масло-колбасной жизнью и на все потуги областной филармонии, стремящейся раз в квартал как-то скрасить их однообразный сытый быт, взирал равнодушно.

Олег несказанно обрадовался мне - хоть одна живая душа нашлась, проявившая к ним интерес в этой дыре,- и любезно согласился ответить на все мои вопросы. А начали мы наш разговор с истории РОК-СЕНТЯБРЯ.

- Группа образовалась летом 1979 года в городе Череповце при городском Доме культуры. У ее истоков стояли Александр Башлачёв - поэт и журналист, автор текстов РОК-СЕНТЯБРЯ, гитарист Вячеслав Кобрин, барабанщик Евгений Белозеров, я играл на бас-гитаре.
Золотое время группы - 1982 год. С композицией "Диско-Робот" она приняла участие в первом всесоюзном телевизионном конкурсе "Золотой Камертон" и стала победителем. Правда, не обошлось без казусов: кому-то из членов жюри слово "диско" в нашей песне показалось идеологически вредным, не подлежащим тиражированию с экранов телевизоров, и Саше Башлачёву за одну ночь пришлось написать новый текст. Так появилась композиция "Танцует Робот" - новый вариант конкурсной песни. Однако такая кастрация не удовлетворила бдительное жюри, и запись с нашим выступлением все равно вырезали из финальной передачи. Там, на "Золотом Камертоне", мы познакомились с тогда еще никому не известным Юрой Шевчуком. Он тоже участвовал в конкурсе. Годом позже вместе с Юрой (его идеи, песни, наша аппаратура) и клавишником ДДТ Вл. Сигачевым мы записали у нас в Череповце альбом "Они Играют Русский Рок".

- По тем временам он получился довольно-таки интересным и даже немного пророческим...
- Я бы так не сказал. С музыкальной стороны это был нормальный хард. Здесь, на мой взгляд, нужно говорить просто об образце взаимовыручки. Ведь в Уфе для Юры наступали нелегкие времена, ему не давали нормально работать, травили. И после этого альбома он часто приезжал к нам, записывал под гитару свои сольные альбомы, композиции.

- А как ваша фонограмма попала на "Би-Би-Си"?
- Один из альбомов РОК-СЕНТЯБРЯ в начале восьмидесятых очень хорошо разошелся по стране, а Новгородцеву на русскую службу "Би-Би-Си" по своим каналам приходили все популярные фонограммы советских команд, наверное, так к нему попали и наши записи, которые в один прекрасный вечер мы и услышали совершенно неожиданно для себя, - в одной программе с ДИП ПЕРПЛ и ленинградским ТРУБНЫМ ЗОВОМ.

- Ходили слухи, что после этого вас вызывали на ковер ответственные работники из горкома и запретили играть "рок". Потом они били себя в грудь и кричали, что в Череповце, с роком, дескать, все покончено.
- Все было обделано не столь откровенно. Мы были победителями "Золотого Камертона", а на этот конкурс нас посылал горком ВЛКСМ, и он, понятно, не захотел компрометировать себя. Нашу лавочку просто тихо прикрыли. Ребята разошлись по ресторанным ансамблям. Слава Кобрин решил попытать счастье в эстонской команде МАГНЕТИК БЭНД (она как раз выступала в нашем городе), пошел на поклон к Гунару Грапсу, и тот взял Славу в группу.

- Год назад у группы вышел первый миньон...
- Кровавый миньон...

- ...что можешь сказать о нем?
- Пластинка - результат нашей поездки на ярославский фестиваль в 1987 году. Там был представитель фирмы "Мелодия", который предложил нам такой вариант: вы, мол, где-то записываете несколько фонограмм на свой вкус, мы их прослушиваем и на свой вкус отбираем несколько вещей на пластинку. Как нам было ни обидно, но это был шанс, мы согласились. С пластинки нам не досталось ни копейки, хотя фонограммы мы писали на своей аппаратуре. Пластинка эта, считаю, прежде всего политического характера, а не музыкального: мы стремились заявить о себе как о еще существующей группе.

- Говоря о РОК-СЕНТЯБРЕ нельзя не сказать о Башлачёве, тем более что сейчас о нем очень много размышляют, пишут.
- Встретились мы в 1978 году. Я - как музыкант и композитор, Саша - как поэт, а Слава - больше администратор, чем гитарист (благодаря ему у нас по тем временам была нормальная аппаратура, добытая в Москве за бешеные деньги). Начали воплощать свой музыкальный проект. Я писал музыку, Саша придумывал на нее слова. В то время он был далек от социальных тем, и потому все тексты были или просто бытовыми зарисовками, или о любви.
Когда наступили времена развала группы, Башлачёв подался в Ленинград, откуда и начался его самостоятельный творческий путь поэта и рок-барда. Но об этом сейчас так много говорят, целый культ успели слепить вокруг его имени, что еще и мне вплетать свой голос в этот нестройный хор совсем не хочется. Единственно, что я могу еще добавить - Саша был намного проще, чем его попытаются себе представить после смерти, и он бы не понял и не принял всей этой шумихи вокруг себя.

- А кто сейчас пишет стихи для группы?
- Владик Мамченко. Они с Сашей в свое время были в хорошем творческом контакте, дружили, обменивались поэтическими находками.

- Банальный вопрос, но все же: почему группа называется РОК-СЕНТЯБРЬ?
- Все очень просто. Танцевальный сезон в нашем городском Доме культуры начинался в сентябре, и именно в это время произошло наше первое крещение. Насколько я помню, это произошло 14 сентября 1979 года.

И. ПЫЛАЕВ
"Российская Музыкальная Газета" №02'1990



РОК-СЕНТЯБРЬ - "Лучшие Песни 1981-82"
Союз/Евростар

Наверно, это все-таки не спекуляция. Наверно, и в самом деле в начале 80-х РОК-СЕНТЯБРЬ был популярен в Череповце - такой филармонический хард совкового разлива, правильный, банальный и безликий действительно любили когда-то в провинции и не только. Но в наши дни многие возьмут в руки эту кассету с трепетом исключительно потому, что к 13 (из 14 представленных) песням тексты написал Башлачёв. И засунут в магнитофон, и останутся в полных непонятках, ибо тексты окажутся ничем не лучше музыки. Обилие клише и общих мест, примитивное морализаторство и скучная патетика, ветер, манекен, Фантомас, одинокий остров, воздушный шар... К рифмам и организации текста, правда, не придраться - но где же СашБаш, автор "Егоркиной Былины", "Ванюши", "Мельницы"?.. Да вот здесь. Равно как и в заметках про сталеваров, которые он писал для череповецкого "Коммуниста" в те же годы и которые теперь, задним числом, читать так же странно и дико. Просто в жизни многих великих поэтов, музыкантов, художников было то, что называют "поденщиной", еще - "службой"; это ни на кого не бросает тень, это не стыд и не позор - просто обстоятельства места и времени бытия. И тоже история, хотим мы ее признавать или нет. "Когда б вы знали, из какого сора...". Теперь знаем.

М. М. НОКС
"FUZZ" №12'1999


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 16 мая 2006, 11:44
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.009