КОМБО (разные издания)


Репрезентация КОМБО

За ослепительным однообразием многочисленных телеконкурсов красоты прошлогодний киевский фестиваль "Мисс-рок-88" прошел для широкой публики малозамеченным.

Между тем критериями оценки "Мисс-рок" были не природные рост, бюст, цвет глаз, а совершенство музыкальной концепции и мастерство владения основными рок-инструментами, в том числе гитарой, весьма редко встречающейся в женских руках.

Лучшей гитаристкой была признана тогда Маргарита Тимофеева - лидер инструментальной "арт-фанк-джаз-рок" группы КОМБО.

До весны 1988 года КОМБО находился на заднем плане нашей рок-сцены, но в апреле прошлого года ансамбль сделал важный шаг, за которым последовали кардинальные перемены. Группа вступила в Московскую рок-лабораторию.

Приблизительно тогда же окончательно оформилась и творческая концепция КОМБО - ассимиляция различных стилей на базе джаз-рока с весьма отчетливым феминистическим оттенком, то, что иногда называется "элегантный джаз-рок".

Ко времени вступления в рок-лабораторию состав коллектива стабилизировался. Вместе с Маргаритой Тимофеевой в команду КОМБО теперь вошли бас-гитарист Евгений Сотников (проработавший с Ритой в течение 5 лет еще со времени их встречи в джазовой студии "Москворечье") и два экс-аккомпаниатора В. Толкуновой - клавишник Александр Медведев и барабанщик Александр Колесниченко. Таким составом они работают и сейчас.

Крутой путь к успеху начался у КОМБО с удачного тура по Прибалтике (Вильнюс, Калининград). Затем на авансцену выходит "Эмансипированная Женщина" - первый магнитоальбом группы. Восемь разноплановых композиций в диапазоне от прозрачно-романтичных электрогитарных медитаций до напряженных, атакующих риффов с опорой на клавишное стаккато показали, что коллектив поднялся до стартового уровня, позволяющего выдвигаться уже на международную сцену.

Дебютом стало приглашение ансамбля на международный фестиваль джазовой музыки в Карловы Вары, где он оказался единственным представителем от СССР.

"Группа КОМБО играет в стиле новых сплавов электрического джаза, - писала одна из чехословацких газет. - Показанная ею программа, основанная на жестком джаз-роке, вызвала большой интерес". И здесь, в Карловых Варах, к КОМБО пришел тот самый миг удачи, без которого не состоялась ни одна карьера.

Во-первых, на фестиваль приехал американец Дэррил Кеннеди. Приехал поиграть на саксофоне, а заодно и присмотреть кого-нибудь с целью возможных деловых контактов. В конце фестиваля он играет джэм-сэйшн с Маргаритой, результат - КОМБО получает приглашение в Милуоки (США, штат Висконсин).

Во-вторых, не остались равнодушными и европейцы. Как бы для разминки перед броском за океан КОМБО получает возможность включиться в большую международную программу "Европа - наш общий дом", проходившую в Польше и Западном Берлине, и местная пресса называет Риту русской Сюзи Кватро. Американские и западногерманские телевизионщики снимают об этом марафоне 30-минутный фильм, и КОМБО появляется на западноевропейских ТВ-экранах.

Попасть в Штаты было намного сложнее. Билетов до Нью-Йорка, как известно, нет за год вперед. Но рок-лаборатория организовала транзитную цепочку, и КОМБО удалось, сделав ход конем через Ирландию, проникнуть в США по маршруту Москва - Шеннон - Нью-Йорк... и, наконец, оставив справа по курсу древние воды великого озера Мичиган, Боинг-727 с КОМБО на борту (в том числе) приземлился в аэропорту города Чикаго, где их встречал гостеприимный Дэррил.

В ангажемент входили четыре основных условия: обеспечение жильем (Дэррил поселил русских гостей в своем доме), питанием (им готовила мама Дэррила), транспортом (был выделен 8-местный микроавтобус) и, главное, предоставление студии - она у Дэррила своя.

Студия! Поработать на американской технике... Кто из наших музыкантов не мечтал об этом, и, быть может, испытав весь комплекс незабываемых ощущений записи в профессиональной студии, КОМБО с чувством глубокого удовлетворения отбыли бы назад в СССР. Но Милуоки - город небольшой (всего 1,4 млн. жителей), о прибытии четверых русских прослышал мэр города. Желая удовлетворить свое и своих сослуживцев любопытство, а также продемонстрировать добрые чувства к перестроечной России, он приглашает наших выступить в мэрии.

Концертной площадкой стал холл главного административного здания Милуоки; огромный, сверкающий мрамором зал с высоченным потолком, теряющимся где-то на немыслимой высоте, разноцветные заинтересованно-доброжелательные лица, сигареты, улыбки, радостные солнечные лучи, бьющие сквозь стеклянные стены...

Концерт удался. По окончании состоялся ритуальный обмен любезностями, мэр на вполне сносном русском "спасибо" благодарил за сувениры, в воздухе порхали белозубые американские "смайлз" - в общем, русский джаз-рок пришелся в американском горсовете по душе.

Следствием этого исторического события стало то, что местные телевизионщики решили дать КОМБО 3,5 минуты по 12-му каналу ТВ, сопроводив их хорошей рекламой. Я думаю, не надо объяснять, сколько стоит американское телевидение и что значит попасть там на экран.

"Промоушн" дал хороший эффект. Широкая общественность штата Висконсин узнала о гостях из далекой России, и КОМБО получил приглашение поиграть в ночном клубе "Метро", а вместе с этим, значит, и возможность немного подзаработать. Беда только, что купленные на заработанные деньги дополнительные принадлежности для гитары (как говорят, "примочки"), вместе с чемоданами, в которых они лежали, наш замечательный "Аэрофлот" отправил на обратном пути вместо Москвы в Варшаву. Теперь КОМБО ведет занудную тяжбу с крупнейшей авиакомпанией мира.

КОМБО не первая наша команда в США. Уже сложилось довольно распространенное мнение, что наш рок на русском языке имеет там весьма локальный успех, в основном в ностальгически настроенной эмигрантской среде. Во многих отечественных рок-композициях тексты имеют большой удельный вес и часто превалируют над музыкой. Не будучи в курсе наших проблем, оставаясь за языковым барьером, заокеанская публика внимает им довольно равнодушно. Вот и Б.Г. пришлось переводить себя на английский. И поэтому я спросил у Маргариты, что, быть может, у нашей инструментальной музыки за рубежом больше шансов, чем у песенного рока?

- Если русскоязычный рок мелодичен, - твердо заявила она, - если он интересен музыкально, если вокалист не просто рубит "злую" тему, а поет, если его голос играет как инструмент - тогда преград нет. Но у каждого свой путь, и если текст интересный, - это, конечно, плюс. И все же дело не в языке, дело в музыке!

Итак, КОМБО может подводить итоги своей американской поездки: на студии подготовлен материал для будущей пластинки, кроме концерта в мэрии и ТВ-рекламы, дали два концерта в Нью-Йорке, в перспективе новая поездка. А пока КОМБО опять собирается в дорогу. Снова в Западный Берлин, теперь уже с серией концертов.

Может быть, стоит по пути заехать в Варшаву и попытаться разыскать там свои чемоданы.

Александр ПОПОВ
"Московский Комсомолец" 13.10.1989



Принцип КОМБО

У рок-музыки, как и у любого другого вида искусства, есть свои уже сложившиеся неписаные правила. Одно из них - осторожное, скажем так, участие представительниц слабого пола в инструментальных роковых составах. Здесь, разумеется, не идет речь о вокалистах - то совершенно другая статья, и там все в порядке. Подключение же женщин, сносно владеющих, к примеру, гитарой, до сих пор сопровождается эмоциональными восклицаниями удивления и, как правило, незавуалированным, довольно тривиальным, пикантным интересом публики, часто сознательно и подогреваемым (примеров - уйма). А если говорить о серьезных, интеллектуальных формах (музыки (как бы ни условна была градация), то все еще сложнее. Конечно, есть и свои прекрасные исключения в мировой практике типа Карлы Блэй или Лори Андерсон. На отечественной же рок-сцене претендента до недавней поры не наблюдалось, пока не появился коллектив КОМБО, в котором место "первой скрипки" занимает искрометно владеющая гитарой Маргарита Тимофеева. Добавим к этому стиль команды, на официальной "абракадабре" именуемый хроносинкластическим (интересно, знают ли сами музыканты, как это расшифровывается - В. С.), и в итоге получим, согласитесь, как минимум, необычное и весьма интригующее явление нашего бурного сегодня.

...А начиналось все обычно. Пять лет назад неисповедимые пути-дороги пересеклись, и в джазовой студии "Москворечье" встретились Маргарита и Евгений Сотников (бас-гитара). В ансамбле Евгения оказалось вакантное место, и он предложил Рите попробовать свои силы.

Кто мог тогда подумать, что это хрупкое застенчивое создание кардинальным образом перевернет все представления о музыке бывалых корифеев незамысловатых ритмов ВИА-стиля?

Немного освоившись в новой обстановке и расквитавшись с необходимостью получения музыкального образования - благополучно окончено Гнесинское училище, - Маргарита взяла бразды правления в свои, как оказалось, крепкие и целеустремленные руки.

Она смогла убедить своих новых друзей, что главное в музыке не слова (от себя добавлю, в избранной ими стилистике), а именно сама музыка, ее высокопрофессиональное осмысление и исполнение. Ведь в конце концов международным общепонятным средством общения (да и средством единения) является только лишь музыка. Естественно, что, уделяя все внимание инструментальной стороне, нельзя играть, делая вид, что играешь. Здесь не спрячешься за текстовую конъюнктурную актуальность, любовную пошлятину или что-нибудь этакое. И, я думаю, логичной стала еще одна концептуальная установка Маргариты: заниматься только серьезными, требующими высшего уровня мастерства, фантазии, интеллектуальности направлениями - джаз-арт-роком, взятым в качестве точки отсчета, а сверхзадачу КОМБО определить как поиск своего собственного звука. С легкой руки Маргариты кредо проекта в окончательной редакции заявили так: выразить свои мысли, видение мира через призму собственного восприятия, никому не подражая и никого не копируя, добиваясь оптимального звучания посредством максимального самосовершенствования каждого музыканта.

И начались изнурительные репетиции, которые не замедлили в скором времени дать известные результаты: группа выходит на крупные площадки Москвы. С нарастающим успехом проходят концерты в ДК "Меридиан", ДК 1-го ГПЗ, ДК МГУ. Но выясняется, что не все в ансамбле соответствуют предъявляемым жестким требованиям, и в составе КОМБО происходят изменения, ставшие окончательными. Появляются клавишник Александр Медведев и барабанщик Александр Колесниченко. Ранее они долгое время сопровождали - переведите дух и не принимайте близко к сердцу - триумфальные вояжи Валентины Толкуновой: что поделаешь, все музыканты когда-то и где-то играли... Реконструкция состава самым положительным образом сказалась на возможностях группы - ребята почувствовали, что вместе способны на многое.

И 1988 год оказался переломным: достигнуто всесоюзное признание (несколько гротескно) и - рискну доложить - международное. Вступление в апреле в Московскую рок-лабораторию способствовало дальнейшей интенсификации раскрутки КОМБО. Следуют удачные гастроли по Прибалтике (Калининград, Вильнюс), что подтвердилось недавно полученным персональным ангажементом на повторные концерты. Все остальное время КОМБО регулярно работает в столице: в ЦПКиО им. М. Горького, в ЦДТ, в ДК ГУВД. Записан и первый магнитофонный альбом "Эмансипированная Женщина".

Достойным завершением нынешнего периода развития коллектива и объективным подтверждением верности избранного курса стало приглашение КОМБО (кстати, в единственном числе от нашей страны) на Международный фестиваль джаз- , рок- и авангардной музыки в ЧССР. Кроме того, ведутся интенсивные переговоры о возможности участия в фестивале блюза в Италии.

На Всесоюзном конкурсе "Мисс-рок-88" в Киеве Маргарита Тимофеева получила приз как лучшая гитаристка.

"Ритина гитара порхала над мужской ритм-секцией, как шаловливая бабочка", - так писала об их концерте молодежная газета "Молодая Гвардия".

Виталий СЛАВИН

P. S. КОМБО - джазовый термин, обозначающий минимальное число исполнителей, не делящихся на солистов и аккомпаниаторов.

"Москковский Комсомолец" 10.03.1990


"Эмансипированная Женщина"...

- так называется пластинка, которая со дня на день появится на прилавках магазинов "Мелодия". Этот диск - "первенец" джаз-рок-группы КОМБО, "первую скрипку" в котором играет гитаристка Маргарита Тимофеева.

Гордый нрав, независимость, стойкость, упорство в достижении цели - эти черты характера, свойственные лидеру КОМБО, пожалуй, и определили название диска. И трое мужчин, играющих вместе с Маргаритой, с этим названием согласились.

В своей эмансипированности Рита дошла до того, что в 1988 году решила создать ансамбль чисто инструментальной музыки - поступок весьма отважный по нынешним временам: когда нельзя спрятаться за лихими текстами, остается одно - играть красивую музыку со сложной гармонической основой, музыку, которую по достоинству оценили аудитории Польши, Чехословакии, Западного Берлина, США и др.

И ценителям мелодии, и эстетам, обожающим небанальные решения и изысканные гармонии, я предлагаю немедленно приобрести диск группы КОМБО. А короткое интервью, взятое у Маргариты Тимофеевой, может быть, позволит многим по-новому взглянуть на музыкальный жанр, который принято считать легким...

- Рита, каждый музыкант стремится следовать в творчестве своим идеям, своим принципам, своему кредо... Какова главная идея в творчестве КОМБО?
- Все, что мы делаем, я считаю, должно идти от духовности. Не просто доставлять людям удовольствие, но постараться приблизить их к высшей духовной цели, помочь очиститься, раскаяться, просто стать добрее - вот что бы я хотела. Если удается достигнуть этой цели, тогда это творчество. Если же работа ведется во имя развлечения и расслабления человека, тогда это поделки.

- Сурово и категорично. Что ж, ты совсем отвергаешь развлекательную музыку?
- Мне кажется, сейчас еще не пришло для людей то время, когда они могут позволить себе развлекаться, расслабляться. Слишком несовершенен еще человек. Душа его должна трудиться. Не могу точно вспомнить, кому принадлежат слова: "Человек подобен камню, запущенному вверх. Он либо летит вверх, либо падает вниз". Так вот, когда мы позволяем душе своей расслабиться, когда мы стремимся лишь к удовольствию, мы падаем вниз и вряд ли уже поднимемся.

- Честно говоря, немного странно слышать такие речи от человека, занимающегося джаз-роком. Я очень уважаю и эту музыку, и музыкантов, ею занимающихся... И все же джаз-рок в моем представлении не ассоциируется с высокой духовностью.
- Не обязательно сочинять на чисто духовную тему. Просто в основе любой композиции должна быть идея очищения и добра.

- А музыканты твоей группы разделяют такие философские взгляды в музыке?
- Надеюсь.

- Может быть, ты скажешь о них несколько слов? По какому принципу ты их искала, выбирала, приглашала в свою группу?
- Первое и самое главное условие - профессиональное музыкальное образование. Есть еще масса нюансов, о которых я бы предпочла умолчать. Нынешним составом КОМБО я довольна. Барабанщик Евгений Майстровский - великолепный сессионный музыкант, с ним очень интересно работать. Я предлагаю ему написанную мною партию, он переделывает ее от первого до последнего такта, но при этом оставляет в ней мой характер. Василий Ильин, исполнитель на клавишных, окончил консерваторию и студию искусства импровизации, сам пишет музыку - перспективный музыкант. Ну, а бас-гитарист Евгений Сотников - моя правая рука во всем. Мы вместе играем мною лет. Я просто без него не смогла бы представить КОМБО.

- Рита, я знаю, что музыка фактически поглощает всю твою жизнь. И все же, остается ли время на что-нибудь еще?
- Сейчас меня увлек церковно-славянский язык, я им много занимаюсь. Пытаюсь читать в подлиннике Остромирово Евангелие и Болонскую псалтырь. За 70 с лишним лет было очень многое утрачено, многие имена забыты, А сегодня люди стремятся во многом следовать западному образцу. А мне бы хотелось в своем творчестве нести русское начало, русские корни. Ведь было же время, когда российскому человеку верили на слово в любом, выражаясь нынешним языком, коммерческом договоре. Вот я и хочу, чтобы мне верили, чтобы, услышав мои композиции, сказали - это русская музыка!

- Да, но тот жанр, которым занимаешься ты, - интернационален...
- Это верно, но идеи и гармонические построения нигде раньше не встречались, они мои, это моя музыка. А я - русский человек, значит, это русская музыка.

- Ты считаешь нужным ставить в жизни великие и далекие цели?
- Думаю, нет, не стоит жить ни вчерашним, ни завтрашним днем. Нужно стараться жить так, как будто сегодня твой последний день.

Марина СКАЛКИНА
"Московский Комсомолец" 16.05.1991



КОМБО - "Эмансипированная Женщина"
"Мелодия" (Москва), 1991

Группа не простая, а хроносинкластическая (так и заявлено на конверте), фотография в лучших традициях худших советских афиш, посвящение "первому педагогу А. В. Кабанникову", размноженное десятитысячным тиражом, аннотация-панегирик - все очень круто, все очень по-советски. Эта пластинка - продукт эстрадного отделения училища им. Гнесиных, alma mater Риты Тимофеевой. Людям, не имеющим ярковыраженной индивидуальности, не поможет высшее музыкальное образование. То, что они играют, не является джаз-роком, хотя и похоже на него. Музыка абсолютно бесформенная, соло непродуманные... Альбому не хватает того драйва, который присутствует во всех работах истинных мастеров джаз-рока. В целом результат очень уныл. Но, если вы собрались большой компанией, и вам нужен звуковой фон для переваривания пищи - поставьте диск группы КОМБО. Приятного аппетита!

Ю. ГАСИЛОВА
"Рок-Хроника" (Свердловск - Екатеринбург), №06(09)'1991


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 27 июля 2005, 18:15
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.015