ENCELT: средневековые инструменты, живые концерты и рок в глубине души


Правду сказать, ни к какому интервью я не готовилась, сидела себе тихо и починяла прикид на очередной фолковый фестиваль, а тут внезапно лентой друзей по не до конца запрещенному ВКонтакте принесло незнакомую группу. Но удивительно не это (в конце концов, невозможно знать всю фолк-сцену от и до), а то, что в ENCELT участвовал мой хороший приятель и легенда многих городов Алексей Шкуропатский (известный тем, что охотно играет как в клубах, так и просто на улицах Киева, Гомеля, Иерусалима и еще многих мест, куда заносит его судьба барда). Однако как бы хорош ни был Алексей, а у нас с музыкантами ENCELT речь пойдет о фолк-сцене и о многом другом. А темы для разговора есть: недавно ENCELT выпустили дебютный альбом "Истории у Костра", и были среди этих историй веселые, задумчивые и разные, но все - притягательно-запоминающиеся. Так что, надеюсь, еще не один альбом выпустят ENCELT и расскажут еще не одну сказку.

Валерия Соколовская: Насколько мне известно, ENCELT не первый ваш музыкальный проект, за плечами еще работа в ELENION и WITCHWOOD - или было что-то еще?
Вета Волкова (вокал): Совершенно верно. К нынешнему проекту мы пришли уже подготовленными. До ENCELT наши музыканты участвовали в разных проектах, и ELENION был одним из них. Он просуществовал с 2007 по 2012 годы, это был эдакий мрачный, готичный симфо-метал с примесью электронной музыки, в общем, простора для творческой фантазии было предостаточно. Распад группы произошел весьма стремительно и на то влиял целый ряд факторов, о которых, я думаю, не стоит упоминать, пусть это останется частью нашей истории и тихо посапывает в уголках воспоминаний.
Помимо ELENION (в переводе с эльфийского - ЯРКАЯ ЗВЕЗДА) был на нашем творческом пути еще один запоминающийся проект ICEWIND DALE (в переводе с английского - ДОЛИНА ЛЕДЯНОГО ВЕТРА), больше уходящий корнями в хэви-метал с нотками пауэр. Что один, что другой проекты были по-своему уникальны и интересны, но хотелось большего, чего-то, где душе будет не только приятно, но и комфортно. Поэтому поднабравшись опыта, я и Александр Хонский решили сколотить совершенно новый, свой (прежде всего) личный проект - и чтобы он непременно был с фолк-составляющей. Ну и, собственно, та-дам! Весной 2013 года мы заложили фундамент под наш проект, окрестили его WITCHWOOD (в переводе с английского - ВЕДЬМИН ЛЕС) и думали, что он станет чисто сольным проектом нашего тандема и звучать будет исключительно на сэмплах (электронная музыка с фолком), но нет. К проекту начали присоединяться новые и новые музыканты (в том числе и те, с кем мы играли бок о бок лет 10 до того, как образовался ENCELT). Мы с Александром долго думать не стали: полноценная группа?! ОК, значит так и тем лучше! А жанр очень быстро сменили на более привычный для всех фолк-рок.

ВС: Что означает название ENCELT? Как оно переводится?
Вета: Начну, пожалуй, с того момента, как мы вообще пришли к смене названия. Изначально проект назывался WITCHWOOD и так было с 2013 по 2016 год. Переломный момент настал в конце 2014 года, когда в Италии появилась группа (весьма успешная, смею заметить) с точно таким же названием и стала стремительно наступать нам на пятки. Дошло до того, что на нашу официальную страничку на Facebook (которую мы ведем на английском языке), стали поступать письма о том, что нам пора бы уже подтвердить свое участие в том или ином фестивале, потому что мы заявлены как участники, а от нас который день тишина, реакции никакой и что вообще происходит?!.. Да мы бы и рады полететь в Италию с концертами, вот только спутали нас, к сожалению, с другой группой... Вежливо всем писать оправдательные письма мне лично надоело, а не вежливо - совесть не позволяла, поэтому было принято решение, что нам нужно сменить название на какое-то другое. Вариантов было много, но все шло от плохого к худшему, пока Александр Хонский не предложил совершенно гениальную и простую идею: позаимствовать название у нашей студии звукозаписи - ENCELT. Идею поддержали все. Ну, а что? Кто-то студию называет в честь группы, а мы вот - наоборот.
Это присказка. Сказка о том, как же переводится название и что оно значит, и вот тут дело запутанней. Студия звукозаписи появилась у нас уже очень давно, в 2011-2012 годах ориентировочно - часть нашего коллектива, на тот момент, еще участвовала в проекте ELENION. Так вот, долго не думая (решение нужно было принимать весьма быстро), я возьми и скажи - пусть будет ENCELT! EN - первая и последняя буквы от названия ELENION, ну, а CELT... да бог с ним, пусть будет так - для звучности. И все, собственно. Никаких тебе привязок и якорей с кельтами, феями и прочих чудес нет и не было.
Вот, в каком-то таком микро-хаосе это все и происходило. Никто особо сильно голову не ломал и красивых историй не придумывал. Впоследствии все к названию привыкли, потому что оно весьма звучное, короткое и запомнить легко.

ВС: Стили команд, в которых вы играли ранее, отличались от фолк-рока, верно? Фолк-сцена довольно большая, времена, когда волынка или другой подобный инструмент вызывали восхищение одним своим видом, уже давно прошли. Как думаете, чем вы завоевываете поклонников? Есть у вас своя "фишка"?
Дмитрий Доброхотов (барабаны): Верно. Почти для всех музыкантов ENCELT - первый фолк-коллектив. Мы довольно молодая группа, и говорить о каком-то окончательно сформированном сценическом образе пока рано. Есть некоторые тенденции и наработки, которые тепло приняты публикой и поэтому будут разрабатываться и углубляться, плюс мы стараемся поддерживать живое общение с нашими слушателями и прислушиваемся к их мнениям. Но одно можно заявлять сейчас уверенно - мы ориентируемся прежде всего не на студийную работу (хотя, разумеется, никто ее не отменял), а на активную концертную деятельность, поэтому наши "фишки" связаны, по большей части, с качественным живым звуком и элементами шоу.

ВС: Многие команды, выпускающие первый альбом, в почти обязательном порядке включают туда каверы (самые популярные - "Herr Mannelig" и "Ev Sistr"), но у вас в релиз вошли только оригинальные "Истории у Костра" - как проходила работа над материалом?
Вета: Работа проходила весьма слаженно, весело и относительно быстро. По большей части это вызвано тем, что в нашей группе есть свой композитор (он же гитарист) - Александр Хонский. Поэтому долго ждать партии не приходилось, за идеями в карман не лезли. Были на нашем пути и грабли, не без этого, но, стукнув себя по лбу пару раз и набив шишки, мы весьма быстро научились обходить ловушки и не наступать на них повторно. Все это неотъемлемая часть работы и бесценного опыта. Не ошибается тот, кто ничего не делает - так гласит древняя мудрость. И, конечно же, мы крайне благодарны всем тем людям, которые всячески помогали нам и поддерживали нас. Это, например, Алексей Мартин, звукорежиссер студии "KIV Records" - у него мы записывали барабаны, никельхарпу, скрипку и волынку, а, также Эльдар, звукорежиссер из Беларуси, который помог нам с мастерингом и дал несколько ценных советов на будущее.
Для всей нашей группы период с февраля 2016 по март 2017 года - а именно столько времени мы провели за работой над дебютным альбомом - стали самыми яркими, насыщенными и полезными одновременно. Кульминацией стало то, что дебютный релиз вышел на лейбле "FireStorm Production" (под руководством Льва Белякова) с последующей презентацией на "Своем Радио" в рамках программы "Фолк Room". И это еще один человек, которому стоит сказать спасибо за полученный опыт и новые вехи развития нашего проекта.
Что же касается каверов, то их на альбоме целых два. Как раз вышеупомянутый "Ev Sistr" (у нас на альбоме он исполняется на бретонском языке, как и оригинал, но записан как "Песня о сидре") и наша кавер-версия на всемирно известную компьютерную игру Skyrim - "Dragonborn Comes", в нашей версии это "Драконорожденный", исполняется на английском языке. И кстати, Алексей Шкуропатский внес свой вклад именно в данную композицию.

ВС: Простите, издержки полузапрещенного в Украине ВКонтакта - не все ваши песни удалось прослушать.
Дмитрий: Наверное, для групп-дебютантов подобные каверы - это необходимый минимум, своего рода вступительный тест: сможет ли группа привнести что-то свое в мелодию, заигранную до дырок? Мы очень много работали над аранжировками, чтобы получился именно кавер, а не побуквенное исполнение чьей-то чужой песни. Получилось или нет - судить слушателям.
Работа над материалом происходила и происходит достаточно стандартно: композитор приносит готовую композицию, на репетициях она обретает окончательное звучание, отрабатывается на концертах, а когда таких готовых композиций набирается критическая масса, группа садится за запись. Впрочем, в нашем случае необходимо отметить одну особенность: 80% всей работы над альбомом мы сделали сами. Большая часть инструментов записана на домашней студии ("ENCelt Studio"), большая часть сведения выполнена Александром Хонским, и сделано это даже не в целях экономии, хотя она получилась очень ощутимой, а в целях получения продукта требуемого качества. К сожалению, никакие деньги не являются гарантией качества работы привлеченных профессионалов, это один из множества горьких уроков, которые мы вынесли из дебютной записи. Впрочем, набитые шишки делают наши головы крепче, и ко второму альбому мы подойдем подготовленными и в касках.

ВС: Вы планируете впоследствии также включать в альбомы и концертную программу каверы?
Вета: Да, каверы у нас будут еще, но в гораздо меньшем проценте, нежели чем наши личные, авторские песни. Именно на авторское творчество у нашего проекта основной упор.
Дмитрий: Внутри группы существуют разные взгляды на возможность включения каверов в следующие альбомы, но на концертах каверы будут точно.

ВС: Многие группы в первое время проходят через неоднократную смену состава, но в ENCELT эпохи брожения не было - как вам удалось почти сразу собраться и сыграться?
Вета: Эпоха брожения не миновала и нас, другой вопрос - насколько часто?! Хвала... даже не знаю кому, на самом деле, но меня как лидера группы что-то оберегает от частых перемен в составе. Во многом это обусловлено тем, что большая часть музыкантов в группе - это мои давние и очень хорошие друзья, с некоторыми из которых мы прошли огонь, воду и медные трубы еще в предыдущих командах. Так что на момент основания проекта ENCELT я уже была уверена в половине своих бравых "бойцов". Мы уже с ними сыгранные, весьма дружные, поэтому и смысла нам терять друг друга из виду нет. Что касается новеньких участников, то с ними нам тоже очень повезло. Это профессиональные люди, любящие свое дело, знающие фолк и все, что с ним связано. Но, однако, я не могу сказать, что у нас совершенно не менялся состав. В самом начале жизни проекта мы вынуждены были расстаться со скрипачкой Юлией Ворониной и двумя волынщицами - Стасей Зеленой и Анной Болсуновской. Судите сами, текучка это или штатная ситуация?!.. Для меня как человека, который любит стабильность во многих вопросах, это утрата, но кто-то скажет - подумаешь, всего-то три музыканта за такой длительный срок...
Дмитрий: Очень бы хотелось собрать с первой попытки такой коллектив, в котором никто не чувствует себя дрожжами. Но, увы и ах, и нам доводилось расставаться с музыкантами, и даже не единожды. Такая вот цена у возможности вывести на сцену разом семь человек и заявить, что это все - одна шайка. Текущий состав достаточно стабилен, что, как мне кажется, в первую очередь обусловлено моральной зрелостью самих музыкантов: мы все уже отболели звездностью в других коллективах, и теперь каждый четко понимает свою роль и задачу и старается исполнять их с требуемым качеством. Ну и, конечно, здорово помогает тот факт, что многие из нас знакомы друг с другом страшно давно, и все наши персональные тараканы давно перезнакомились, поменялись футболочками и не мешают нам заниматься музыкой.

ВС: Творческий процесс: как он проходит в ENCELT, что первично - музыка или слова? Как я поняла, Вета и Александр не только соавторы, но и супруги, так что в некотором смысле команда - это семейный проект?
Александр Хонский (гитара): Первична музыка или слова? Конечно же, нет. Первично вдохновение, которое порождает идею создания трека, его концепцию и дальнейшее развитие. Появляются четверостишия определенной формы, на которые сочиняются мелодии и ритмические акценты. Но чаще получается наоборот: я сочиняю мелодию, а потом Вета сочиняет на нее текст. Дальнейшее развитие композиция получает, уже отталкиваясь от заложенной в тексте идеи, пишется аранжировка, максимально подчеркивая совместно заложенный нами смысл, чтобы создать и передать атмосферу песни, создать этакую "страшную сказку". Также нельзя не упомянуть наших ребят, каждый из которых привносит в музыку часть себя, насыщая композицию своими идеями и взглядами. В основном я продумываю для всех партии, а затем рассылаю музыкантам, но у каждого есть свой определенный стиль, почерк игры, и в конечном итоге все играют материал по-своему, но, безусловно, в хорошем смысле этого слова! У нас существует внутреннее правило: "Если музыкант считает, что нужно поменять тот или иной сегмент композиции в своей партии либо в общей аранжировке, то только во благо общему звучанию, и решение об этом принимаю я". Так же хочу выделить талантливую Светлану Чернову, которая на протяжении всего времени помогает мне с аранжировками к песням в глобальном смысле. Она добавляет разнообразия в написанный мной материал и помогает довести начинания до завершения, заполняя своими идеями явно "дырявые" моменты в аранжировке. Также она активное участвует в оценке заключительных этапов работ над созданием уже самого трека. Как говорится, "два уха хорошо, а шесть - лучше". Но при всей командной работе голова, принимающая решения и впоследствии отвечающая за них, должна быть одна. Это касается и лидерства Веты Волковой над нами, и songwriting'а с моей стороны.
А чтобы ответить на заключительный вопрос, можно перефразировать последнее предложение. Работа полностью командная, проект семейный, но границы влияния четко определены и решения принимаются самостоятельно каждым из нас. Это не исключает взаимоотношений оценочного характера с последующими советами, но решение в определенных областях остается за каждым из нас.
И, внимание, спойлер! После выхода альбома у коллектива появилась прекрасная талантливая поэтесса Марина Герман, которая принесла в группу свои стихи, тем самым облегчив процесс написания новых песен! Но это уже история для второго альбома, над которым на данный момент ведется активная работа!

ВС: О музыке, которую вы слушаете - менялись ли со временем ваши предпочтения?
Вета: Безусловно. Лично я слушаю разную музыку, но меломаном меня назвать очень тяжело. Зачастую в моем плей-листе - фолк-музыка, но с удовольствием слушаю и классику, и саундтреки из любимых фильмов (OST-музыка). Но стараюсь не заслушивать до дыр то, что уже слышала. Мне всегда нужно что-то новенькое, в том числе и вдохновения ради.
Дмитрий: Они меняются не то чтобы со временем - они с настроением меняются, хоть по сто раз на дню. Чем больше багаж услышанной музыки, тем сложнее оставлять свои предпочтения в рамках одного стиля. В нашей группе есть поклонники классической музыки, музыки электронной, мы не чураемся современной популярной музыки, а сам я, когда думаю, что меня никто не видит, и вовсе слушаю евродэнс девяностых. Но в душе, в основе своей, мы, как ни крути, были и продолжаем оставаться рокерами.
Александр: Мои музыкальные предпочтения близки к понятию "меломан", но касаются его лишь ребром. Зарождались они во времена, когда "деревья были выше и трава зеленей". Тогда я дико зависал на АРИИ и КОРОЛЕ И ШУТЕ, ну, и в придачу на поп-роке из топа "Чартовой Дюжины". Никаких "отцов-основателей" типа METALLICA в этом списке не было. Довольно поздно я стал зависимым пользователем сети Интернет, и если раньше музыка распространялась так: "Псс, парень, а что это такое играет?! Вах-вах, дай послушать на недельку", то с появлением Интернета на меня снизошло огромное обилие западной музыки, и мой маленький меломан начал набирать вес в геометрической прогрессии. Сейчас перечислить все то, что формирует мой музыкальный вкус, практически не представляется возможным. Можно лишь выделить стремление к написанию музыки в OST-форматах и уличить меня в слабости к некоторым электронным направлениям. Относительно недавно я был застукан супругой за подпеванием песенкам из мультфильма "Моана". Основной тектонический сдвиг коры головного мозга произвел Ханс Зиммер, Акира Ямаока и Нобуо Уематсу с их прекрасной работой в медиаиндустрии. Моя мечта - со временем прийти к озвучке медиа (фильмы, мультфильмы, игры и т. д.). Ну, и еще могу сказать, что мне больше нравится создавать музыку, нежели ее потреблять.

ВС: В композиции "Дикая Охота" у вас довольно оригинальная трактовка этой древней легенды, почему ее лирические герои - бродяги?
Вета: Напротив, трактовка максимально близка к исходной: в Дикую Охоту попадают те, кто не сделал ничего дурного, но и добрых дел на их счету оказалось мало. Оскорея - своего рода чистилище, куда попадают поэты, музыканты, бродяги (в том числе), незлобивые выпивохи... Они всю жизнь скитаются между небом (Раем) и землей (Адом). Сама же композиция повествует о настолько запутавшемся человеке, который даже в свите вечных странников Дикой Охоты не может найти своего места. Также стоит отметить, что текст создан в соавторстве с уже упомянутой поэтессой Мариной Герман. Марина вложила в него свои личные ощущения и смысл, поэтому данная композиция, как ни одна другая с альбома "Истории у Костра", получилась наиболее глубокой и личной.

ВС: Где вы находите такие редкие инструменты как никельхарпа? Несколько лет назад мне давал интервью Игорь Варвар, так он говорил, что заполучить подобный инструмент - целая история. Сначала найди мастера, договорись с ним, потом долго жди...
Вета: Я очень давно мечтала о том дне, когда у нас в группе появятся средневековые, народные инструменты - чем замысловатей, тем лучше. Этот день настал с приходом в наш коллектив двух музыкантов: Ульяны Базаровой и Анны Болсуновской. Ульяна не только отличная скрипачка, но и прекрасно владеет игрой на никельхарпе и арфе, а Анна (на данный момент уже бывшая участница группы) умеет играть практически на всех духовых инструментах, в том числе на волынке и окарине. Все (за исключением арфы) перечисленные выше инструменты, разумеется, звучат на нашем дебютном альбоме "Истории у Костра" и прекрасно себя там чувствуют. А где взять такую диковинку, я ответить не могу, к сожалению. Это вопрос к Анне и Ульяне, опять же. Но что я могу сказать точно, так это то, что инструменты не из дешевых, достать их не так то и просто (ровно как и овладеть игрой на них), поэтому мы очень гордимся тем, что наша группа имеет возможность показать слушателям все разнообразие и богатую палитру инструментов и издаваемых ими мелодий. На концертах приятно видеть удивленные и даже восхищенные лица зрителей, когда Ульяна меняет скрипку на никельхарпу и начинает на ней играть.
Забегая вперед, хочу сказать, что в нашем новом материале, который войдет во второй альбом, мы также поддержим все наши идеи и задумки с использованием средневековых инструментов и отдадим им гораздо большую роль, чем на дебютном альбоме, но всех карт я сейчас открывать не буду.

Фото предоставлены группой

Автор: Валерия Соколовская
опубликовано 20 июня 2017, 00:28
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.005