Верхом на звезде (фестиваль "Сублимация-4" в Бресте)


Для начала предлагаю читателю углубиться в дебри психоанализа. Понятие "сублимация" (от латинского sublimo - возвышаю) было введено в научный обиход Зигмундом Фрейдом и обозначает один из механизмов психологической защиты, снимающий конфликтное напряжение путем трансформации инстинктивных форм энергии полового влечения (либидо) в более приемлемые для индивида и общества. Согласно психоанализу, частным выражением сублимации может служить переключение либидо на процесс творчества, а также вызывающие эмоциональную разрядку шутки и другие проявления остроумия.

Именно это значение имел в виду Сергей Петрухин - в прошлом актер Брестского академического драматического театра, основатель comedy show-группы "Отраженные в лужах", ди-джей радиостанции "Брест FM" , когда придумывал название мероприятию, которое традиционно проводится с 2009 года. Изначально "Сублимация" задумывалась как вечер знакомств. Сергей Петрухин задавался целью собирать и знакомить друг с другом творческих людей города Бреста - музыкантов, поэтов, художников, фотографов, модельеров, журналистов... А творческие люди зачастую желают не только на других посмотреть, но и себя показать. Поэтому вечера знакомств, как правило, сопровождались (и сопровождаются) выступлениями - в основном, рок-групп. В афишах "Сублимация-4", состоявшаяся 26 января в помещении итальянской кухни "Zio Pepe", позиционировалась как "Творческая встреча творческих людей города Бреста". Но мне очень хочется назвать ее самым настоящим рок-фестивалем, хотя ведущие могут со мной не соглашаться.

На сей раз вести мероприятие Сергею Петрухину помогал Андрей Янушкевич - брестский бард и рок-музыкант, известный по группам ПОПОЛАМ, ТИТРЫ и М1. Впрочем, такой дуэт не случаен: завсегдатаи Интернет-портала "Реальный Брест" (realbrest.com) знают Сергея и Андрея как ведущих передачи "Заводной апельсин" на виртуальном ТВ.

Ведущие представили партнеров и информационных спонсоров "Сублимации-4". А эпиграфом к мероприятию и его своеобразным лейтмотивом стала песня Найка Борзова "Верхом На Звезде": по замыслу Сергея Петрухина, каждый, пришедший на "Сублимацию", должен был найти и оседлать свою счастливую звезду. И замысел оправдался! Каждый имел возможность услышать то, что хотел, пообщаться с друзьями или просто расслабиться в приятной обстановке.

Мероприятие открывала comedy show-группа "Отраженные в лужах". Белорусы могут шутить и относиться к постигающим их трудностям с юмором. А коли так, белорусской нации не страшны ни диктатуры, ни кризисы, ни обвалы.

Юмористов сменила молодая брестская группа ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ. Все - в разноцветных колпаках, только басист Александр Круглянин (также РАСТЕНИЕ МУДРОСТИ, ХАЙЯТБЭНД) был в черной шляпе, которая придавала ему несколько мрачноватый вид. По музыке они очень похожи на НОГУ СВЕЛО!, есть и некоторое внешнее сходство между вокалистом КАРАНДАШЕЙ Костей и Максом Покровским. Поет Костя преимущественно фальцетом, но не как Владимир Пресняков-младший, а гораздо-гораздо лучше. К слову, ему приходилось работать не только за себя, но и за того парня, а именно - заменять отсутствовавшего по уважительной причине Диму Воробья, пропевая вокализом партию трубы. Тексты группы проникнуты здоровым юмором. Первая песня "Коля И Галя" запомнилась многократно повторяемой фразой "Я хочу изменить этот мир", вторую - "Маленький Котэ" - Костя посвятил "тем, кто уже вообще..." Меня группа побудила к творчеству. Даже неуклюжее двустишие родилось: "До чего же хороши ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ!"

О дебюте следующих участников я был предупрежден заранее, поэтому не очень удивился. Однако для тех, кто не знаком с брестской сценой, требуется дать некоторые пояснения.

Барабанщик и перкуссионист Эрнест Колтахчан известен по работе во многих брестских группах, в числе которых - ONEGIN, ПОПОЛАМ, ТИТРЫ, М1, ДАЛАЙ ЛАМА БЕНД, MUZZART, PLUM BUM, РАСТЕНИЕ МУДРОСТИ, ВАРЕНИК БЛЮЗ БЕНД, СЛАЙДЫ, TERRAKOD... Однако Эрнест мечтал о собственной группе или хотя бы проекте. И, похоже, его мечта начинает сбываться. Вместе с молодой талантливой брестско-минской певицей Олей Fix, известной узкому кругу по работе в столичном блюзовом проекте RED MAMA и эпизодическим выступлениям с брестской группой М1, и участниками РАСТЕНИЯ МУДРОСТИ Эрнест создал кавер-группу под названием ХАЙЯТБЭНД (с арабского слово "хайят" переводится и как "красивый", и как "чистая вода").

За минувший год Оля Fix сменила имидж. В последний раз мы встречались с ней в конце марта минувшего года, когда Оля выступала на подпевках на концерте М1 в "Zio Pepe". Тогда ей как нельзя лучше шел образ девочки с дрэдами. Но недавно она перекрасила волосы в ярко-рыжий цвет, надела черное платье, красные сапожки и перчатки. На вопрос Сергея Петрухина о причинах такой метаморфозы Оля ответила: "Просто я стала другой, более женственной".

Хотя сама Оля родилась в 1987-м, она испытывает острую ностальгию по 60-м и 70-м годам, а потому делает ставку на исполнение каверов западной классики. На "Сублимации-4" прозвучали две вещи. Мне показалось, что в битловской "Come Together" Оля уж очень старается косить под Тину Тёрнер. Зато "Sunny" BONEY M привлекла джаз-роковой аранжировкой и вокальной блюзовой импровизацией. Мне кажется, в блюзе Оля Fix могла бы себя реализовать наиболее полно. Кроме того, местами ХАЙЯТБЭНДУ не хватало сыгранности... И все же для первого раза - довольно-таки неплохо. Сергею Петрухину проект понравился настолько, что он посвятил Эрнесту двустишие: "Самый лучший из армян - это Эрик Колтахчан". Подписываюсь!

Затем любителей брестского рока ожидал приятный сюрприз. Те, кто постарше, быть может, вспомнят о том, что в середине 90-х существовала группа ЧЕРДАК, которая впоследствии переименовалась в ВИТРАЖ; в начале 2000-х она распалась, так и не издав ни одного альбома (хотя, быть может, у кого-то каким-то чудом сохранились любительские записи). А жаль! ВИТРАЖ были одними из лучших представителей не только брестской, но и белорусской бард-рок-сцены.

Один из "осколков" ЧЕРДАКА/ВИТРАЖА, Сергей Филиппов, нежданно-негаданно пожаловал на "Сублимацию-4". За минувшее десятилетие он сменил стилевую ориентацию - увлекся хэви-металом, играл в группе PULSAR, в 2006 году уехал в Минск, где участвовал в нескольких проектах, самые известные из которых - BURNE и HZM. Но Брест его не отпускал, и спустя год Сергей вернулся в родные пенаты. Его нынешний проект называется PYROSENSE.

На "Сублимацию-4" Сергей пришел с акустической гитарой. Длительные и многократные попытки подключить ее к усилителю результатов не дали. Кто-то из музыкантов одолжил Сергею электрогитару. Ее строй оказался для Сергея высоким, но он не растерялся и не ударил лицом в грязь. Балладу "Never Die" Сергей посвятил тем, кто находятся в разлуке с родными и близкими. Мне вспомнился британский хард конца 60-х - начала 70-х, и сердце приятно защемило...

Группа LANDAU в последние месяцы заметно активизировалась. Перед началом ее выступления Сергей Петрухин и Андрей Янушкевич терзали музыкантов вопросами, пытаясь докопаться до этимологии названия. Выяснили, что к советскому физику Льву Давидовичу Ландау группа не имеет никакого отношения. Гитарист Андрей Кухарчук объяснил происхождение названия примерно так (цитирую по памяти): "Просто я однажды проснулся утром и понял: LANDAU". Группа играет альтернативный рок с англоязычными текстами. Оригинальной ее вряд ли назовешь, а вот в высоком профессионализме музыкантам отказать нельзя. Прозвучали две новые песни, названия к которым, по словам вокалистки Елены Калейниковой, еще не придуманы.

Группа ДАЙ ДАРОГУ! должна была завершать "Сублимацию-4". Но ее фронтмену Юрию Стыльскому через несколько часов предстоял вылет в Челябинск с параллельным электронным проектом 4 КУБА. Поэтому выступление группы было передвинуто в конец первого отделения.

Теперь для акустических выступлений ДАЙ ДАРОГУ! привлекается сессионный гитарист Игорь Гусев. Пока группа настраивалась, Юрий удовлетворял любопытство ведущих. Вокруг ДАЙ ДАРОГУ! сложился миф, будто съемку видеоклипа на песню "Температура" группе проспонсировали идеологический отдел и отдел по делам молодежи Брестского горисполкома. На вопрос Сергея Петрухина, правда ли это, Стыльский сначала ответил утвердительно, но потом добавил: "Шутка!" Взял гитару и спел "Не Умирать", поставив зал на уши. Ребята долго не могли настроиться, и тогда Юра затянул еще один свой хит - "Переночевать". Постепенно к нему присоединялись остальные музыканты. Полным составом были исполнены "НЛО" и "Отравлены Мозги"... ДАЙ ДАРОГУ! всё не отпускали со сцены. Но Юрий очень спешил, поэтому вежливо извинился и покинул сцену. Хотя, мне кажется, ни зрители, ни ведущие не возражали бы против продолжения.

Второе отделение открыл участник "Отраженных в лужах" Александр Кантерук. В его выступлении разговорные монологи перемежались пением под акустическую гитару мелодий популярных хитов. Кантерук позволил себе слегка постебаться над властями, запретившими цоевскую песню "Перемен!" - пел ее, нарочито лишив протестного контекста:

Всё, как есть, требуют наши сердца.
Всё, как есть, требуют наши глаза.
В наших душах и в наших сердцах и в пульсации вен -
Всё, как есть! Мы ждем всё, как есть!


Вот так. Пусть не в рифму, зато в полном соответствии с линией партии и правительства. И никакой крамолы. И никакого криминала.

Программу продолжил джаз-бэнд MUZZART. Драйв был такой, что у многих повылетали предохранители. Узкие проходы между столиками и пространство, отделяющее сцену от посадочных мест, стремительно превращались в танцпол. Во время исполнения композиции "Испания" на сцену выскочил лидер DRAMROCKSTUDIO Игорь Пашечко и в зажигательном танце проявил весь свой темперамент. Что характерно для бэнда? Ребята никогда не исполняют одну и ту же пьесу одинаково. Так, "Скандинавская Шутка" дополнилась импровизацией, в которой участники группы достигли вершины беспредела, вкрапляя разные чужеродные темы - от "Собачьего Вальса" до "We Will Rock You". Зрители не хотели отпускать MUZZART со сцены. Но ребята еще проявили себя в этот вечер в несколько иной ипостаси.

Следующей была группа CRUSADE. Информации о ней в Интернете ничтожно мало. Более 10 лет команда существовала под названием MARTIN LUTHER и играла классический хард-рок; в феврале 2011 года ребята сменили название и стилистику: нынче CRUSADE экспериментируют с техно и индастриалом, ориентируясь на PENDULUM и поздний KORN. Музыку пишет преимущественно басист группы Александр Бриштен на чужие стихи. На "Сублимации-4" были исполнены "Лавры" на стихи Вадима Калацея - участника и автора текстов минской группы НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ - и "Дорога" на стихи брестского поэта Валентина Оленика. Судя по названию группы и текстам песен, коллектив придерживается христианской тематики.

Затем зрителей ожидал еще один сюрприз, который, однако, так и не был оценен по достоинству. Человека, о котором пойдет речь, брестчане хорошо знают по индастриал-хардкоровому трио TOO LATE: FROZEN, в середине нулевых успешно выступавшему по клубам Бреста и Минска, но после президентских выборов 2006 года оказавшемуся под запретом якобы из-за участия в оппозиционных мероприятиях. Валерий Соколов распустил трио и год спустя основал новый, на сей раз чисто инструментальный коллектив под названием SOKOLOF PROJECT. Валерий переориентировался на электронную музыку, которая звучит в клубах европейских стран и пользуется широкой популярностью; в 2008 году выпустил в Москве альбом. Говорят, что польские, немецкие и японские FM-радиостанции включали в ротацию композиции проекта.

В Беларуси ни о Валерии, ни о его проекте несколько лет ничего не было слышно. Быть может, поэтому его появление на "Сублимации-4" под названием SKLF (из скромности три буквы "o" были выброшены) для меня было приятной неожиданностью. SKLF существует в двух ипостасях: в студии это трио, а на концертах, которые случаются крайне редко, Валерий выступает один. На "Сублимации-4" - тоже. На синтезаторе "Korg M3" он исполнил две медитативные композиции - "A Little Story" и "Haunted". Каждая из вещей звучала более 5 минут, и публика заметно заскучала... Сергей Петрухин назвал SKLF самым интеллектуальным проектом вечера, хотя и признал, что такая музыка - на любителя.

Далее слово было предоставлено редакторам сайта "Реальный Брест", которые, в свою очередь, представили виртуальную телепрограмму "Заводной апельсин". Ведущие программы Сергей Петрухин и Андрей Янушкевич приглашают творческих людей Бреста и беседуют с ними на разные темы. Лично у меня эта передача вызвала глубокий интерес. На досуге поищу в Интернете ее выпуски.

Группа ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ из города Кобрина Брестской области известна кавер-версиями вещей за авторством Юрия Антонова, ЗЕМЛЯН, DEPECHE MODE, DEEP PURPLE и даже ЛЕНИНГРАДА. Поразительное сочетание, не правда ли? Но для "Сублимации-4" гости сделали приятное исключение и исполнили собственную композицию. Когда лидер группы Андрей объявил название "Желтый Туман", мне вдруг подумалось: "Наш ответ Вячеславу Добрынину!" К счастью, я ошибался: желтый туман - это развернутая метафора отсутствия любви. Своим саундом ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ напомнило мне группы, которые лет 20-25 назад можно было в избытке услышать, включив "Молодежный канал" или другую подобную радио- или телепрограмму. А действительно - времечко было золотым!..

"Сублимацию-4" завершала группа PLUM BUM. Для тех, кто еще не в курсе, поясню: PLUM BUM - это полный состав MUZZART + фронтмен и вокалист группы Вовка Плюмбум. PLUM BUM предложили зрителям убойный коктейль из джаза, рок-н-ролла, психоделии, балканщины, цыганщины и еврейской этнической музыки. Были сыграны две вещи из только что вышедшего альбома "Всемирный День Перелетных Птиц" - "Цыгане" и "Дельтаплан". Группу не отпускали со сцены. Тогда Вовка Плюмбум объявил новую песню "Зеленые Трусы" и предложил разыграть новый альбом, пообещав подарить диск лучшему танцору. Во время исполнения песни на сцену выскочили Игорь Пашечко и какой-то зритель. Втроем с Вовкой они продемонстрировали шоу, сняв брюки и начав танцевать. В итоге диск достался упомянутому зрителю. Ну что ж, ради такого альбома можно и раздеться... Сергей Петрухин разрешил группе сыграть сверх программы еще одну композицию. Прозвучала новая песня - "Велосипед".

Какой-то зритель, потерявший чувство меры под воздействием алкоголя, орал во всю глотку: "Еще-о-о! Еще-о-о!" Но Вовка Плюмбум сотоварищи покинули сцену, а Сергей Петрухин сказал тоном, не терпящим возражений: "Сегодня музыки было предостаточно!" И действительно, "Сублимация-4" в общей сложности продолжалась три с половиной часа.

Следует отметить, что каждая из выступавших групп была награждена дипломом "Сублимации-4". Вручали их известные люди Бреста, в числе которых - директор "Бюро праздников" Сергей Винокуров, главный редактор городской еженедельной газеты "Брестский курьер" Николай Александров, редакторы сайтов "Отраженные в лужах", "Виртуальный Брест" и "Реальный Брест" - соответственно Дмитрий Матлах, Андрей Кухарчик и Денис Марук, директор промо-группы "Зал ожидания" Змицер Назаров, аранжировщик и клавишник группы БАЙКИ BY Павел Карпов... В свою очередь, Сергей и Андрей вручали им дипломы партнеров "Сублимации".

В заключение Сергей сообщил зрителям, что впереди - ночная дискотека, и желающие на нее остаться должны получить у охранников специальные браслеты с тем, чтобы иметь возможность в случае необходимости покидать танцевальный зал кухни и беспрепятственно возвращаться. Меня дискотека не интересовала. Я поспешил домой, чтобы доверить компьютерной клавиатуре свои впечатления от "Сублимации-4".

Фото: Юлия ХАТЫПОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 31 января 2012, 23:02
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001