Этно, фолк, театр... и две дискотеки (фолк-фестиваль "Камяніца-2011" в Минской обл.)


Мне нередко приходилось слышать утверждения людей разных возрастов и статусов, с различными уровнями образования и политическими ориентациями, что у белорусской нации нет будущего, что все белорусы неизлечимо больны манкуртизмом, что они забывают родную мову, предпочитая "язык межнационального общения", потому что "так легче", "так привычнее", "так удобнее" и т. п. Можно ли с этим согласиться? Отчасти - да. Лично мне в детские и юношеские годы приходилось проживать то в Белоруссии, то в России, то на Украине... И, поскольку в советское время повсюду культивировался русский язык, наши родители владели им лучше, чем языками наций, к которым они принадлежали. А для каждого, как известно, родной язык тот, на котором говорят в семье, который впитываешь с молоком матери. Белорусы - не исключение. Но русскоязычие белоруса (украинца, молдаванина, казаха, киргиза...) вовсе не означает пренебрежительного отношения к родной культуре. Кроме того, в последнее время я часто встречаю молодых белорусов, которые в одинаковой степени хорошо владеют двумя языками, и более того, общаются между собой по-белорусски...

публикаВ этом году фолк-фестиваль "Камяніца" проводился в третий раз на территории Государственного музея народной архитектуры и быта в деревне Озерце под Минском. Слово "каменица" обозначает каменное или кирпичное строение. Инициатором же проведения фестиваля выступил минский ресторан белорусской кухни "Камяніца". Отсюда и название.

Мне не довелось присутствовать на двух первых фестах, поэтому знаю о них только понаслышке. Третий же фестиваль, судя по информации в Интернете и белорусских СМИ, имел ряд отличительных особенностей. Во-первых, "Камяніца" в 2011 году обрела международный статус благодаря приглашению из Украины Олега Скрипки - лидера легендарных ВОПЛЕЙ ВІДОПЛЯСОВА. Во-вторых, зрители имели возможность не только услышать музыку, но и увидеть экспозицию музея и посетить выставку картин белорусской художницы Анны Селивончик. Еще одно новшество: все, кто приехал на "Камяніцу" в национальной одежде, имел возможность попасть на фестивальную территорию бесплатно. А все средства, вырученные от входных билетов, направлялись на нужды музея.

Торговыми партнерами фестиваля выступили ОАО "Белвнешэкономбанк" и торговая марка, ранее известная под названием "Напитки для взрослых", а в мае 2011 года переименованная в "Камяніцу". Организаторы феста постарались на славу: между Минском и Озерцем курсировали бесплатные автобусы, так что транспортные проблемы были сведены к минимуму. На фестивальной территории работали 5 точек питания - от чайной до полноценного кафе, действовали игровые зоны и аттракционы.

Сначала мы с Юлией Хатыповой добрались до авторынка "Малиновка-6", откуда должен был отправляться автобус на Озерце. Наше внимание привлекла веселая компания белорусскоговорящих молодых людей. Мы присоседились к ним и стали вместе ждать транспорта. Когда погрузились в пришедший автобус, я испытал маленький культурный шок: впервые в жизни встретил парней и девушек, которые разговаривали на литературном белорусском языке, делились впечатлениями от прочитанных произведений Владимира Короткевича и Кастуся Крапивы, обсуждали архитектурные памятники страны... Вот она, белорусская национальная интеллигенция!..

Прежде чем мы добрались до сцены, нам пришлось пройти метров триста по территории музея - мимо церквушек, корчмы, старинных домиков с камышовыми крышами. На проходившей неподалеку ярмарке можно было купить разные сувениры и безделушки; за одним из прилавков продавались диски с белорусской музыкой и - о чудо! - самыми настоящими белорусскими аудиокнигами!..

Рядом несколько веселых женщин отплясывало под гармошку и бубен. Нам тоже предлагали присоединиться, но мы спешили к месту проведения фестиваля...

На "Камяніцу" собралась разношерстная публика: студенты, семьи с детьми, банковские работники, представители разных национальностей: на площадке перед сценой звучала белорусская, украинская, русская, даже китайская речь...

Фестиваль начался не в 13:00, как анонсировалось, а примерно в два часа дня. Ведущий - лидер группы ПАЛАЦ Олег Хоменко - предоставил слово директору музея Светлане Локотко и одному из представителей "Белвнешэкономбанка", которые выступили с напутствиями. После чего началась насыщенная культурная программа.

''Госціца''Фестиваль открывал белорусский фолк-модерн-театр "Госціца", имеющий длинную и насыщенную историю. Еще в 1986 году профессиональный композитор Лариса Симакович, которая еще в начале творческого пути заболела идеей синтеза театрального искусства, академической музыки и белорусского аутентичного фольклора, создала на базе Детского хора Белгостелерадио фольклорный ансамбль. В начале 90-х ансамбль был преобразован в фолк-модерн-театр, являющий собой яркий образец синтеза искусств - музыки, театра, хореографии, пластики. Для Ларисы Симакович "Госціца" стала своеобразным трамплином для экспериментов с разными жанрами - от камерной до эстрадной музыки. Коллектив возрождает традиции белорусского народного театра. Каждое выступление представляет собой театрализованное представление, в котором разговорные сцены чередуются с песнями и танцами... Один из таких спектаклей и был показан на фестивале "Камяніца".

3 сентября с утра погода в белорусской столице была ясной. И все же чувствовалось, что осень вступает в свои права. Во время выступления "Госціцы" небо внезапно нахмурилось, подул резкий, холодный ветер, солнце спряталось за тучи и, вопреки прогнозам синоптиков, начался дождь... который, слава богу, быстро и закончился. А тем временем все с нетерпением ждали выхода на сцену Ансамбля Сярэднявечнай Музыкі СТАРЫ ОЛЬСА.

СТАРЫ ОЛЬСАНазвание коллектива происходит от имени ручья Ольса, расположенного в западной Могилевщине. Группа СТАРЫ ОЛЬСА была создана в 1999 году гомельчанином Змитером Сосновским. Желание играть средневековую музыку выросло у Змитера из коллекционирования старинных белорусских музыкальных инструментов. Лидер СТАРОГО ОЛЬСЫ занялся поиском и изучением исторических документов и нотных партитур XIII - XIX вв. Вообще ОЛЬСА - наглядный пример взаимодополнения науки и искусства. Змитер Сосновский реконструирует старинные белорусские песни и танцы. Благодаря его энтузиазму, сегодня мы вновь имеем возможность услышать звучание инструментов, отреставрированных по средневековым чертежам. Стилистику коллектива критики определяют как соединение medieval - этно-музыки, вышедшей из средневековых рыцарских турниров, - с европейской, прежде всего кельтской традицией.

С 2003 года СТАРЫ ОЛЬСА регулярно проводит в Минске и других белорусских городах так называемые средневековые дискотеки - явление уникальное не только для Беларуси, но и, пожалуй, для всего земного шара. Неотъемлемые составляющие таких дискотек - песни, танцы и шоу ("средневековый театр"); пиво и прочий алкоголь присутствуют лишь виртуально, так как белорусское законодательство запрещает распитие спиртных напитков в общественных местах.

Выступление СТАРОГО ОЛЬСЫ на "Камяніце" тоже превратилось в самую настоящую средневековую дискотеку, где отсутствие крепких напитков компенсировалось драйвом и максимальной самоотдачей музыкантов. Программу открывала рыцарская песня "У Карчме", давно ставшая всенародным хитом. Прозвучали историческая баллада "Падымаліся Чорны Хмары (Абарона Крычава)", военная песня "Вайтоўна" (в переводе - дочь старосты, войта), застольная "Келіх Кола"... Были исполнены и старинные танцы, в том числе из сборника придворной камерной музыки "Полацкі сшытак" ("Полоцкая тетрадь"). Собравшиеся у сцены зрители то прыгали, то водили хороводы, взявшись за руки...

Маша Яр, ХОХА-БЭНДВо время исполнения старинного танца "Drygula" (из "Полацкага зшытка") с усилителем произошло что-то очень нехорошее и очень серьезное. ОЛЬСЕ пришлось прервать свое выступление "на полуслове". Затем на сцену вышел Олег Хоменко, извинился перед публикой и предупредил о внезапно возникших технических проблемах.

Пауза тянулась около двух часов. Однако никто не возмущался. Можно было побродить по территории музея и найти себе занятие по душе.

Впрочем, неполадки с аппаратурой полностью устранить так и не удалось. Когда на сцену вышла молодая фолковая группа ХОХА-БЭНД, чей репертуар состоит из обработок белорусских народных песен, звук был слабым, иногда пропадал, и расслышать, что говорила между песнями солистка группы Маша Яр, порой было практически невозможно. Проблемы со звуком помешали мне воспринять и по достоинству оценить выступление ХОХИ-БЭНДА.

ВЕТАХФестиваль продолжил ансамбль белорусской дудочной музыки ВЕТАХ (так наши предки называли последнюю четверть луны). Несмотря на плохой звук, коллективу удалось создать атмосферу деревенского праздника. Как нельзя кстати прозвучали "Юрачка", "Палескі Карагод", "Цяцерка" ("Тетерка") и - "на закуску" - "Беларуская Лявоніха". Выступление ВЕТАХА было столь зажигательным, что ноги сами пускались в пляс...

Пока к выходу на сцену готовилась группа АЛЯКСАНДРА І КАНСТАНЦІН, Олег Хоменко объявил конкурс на лучшую пару, пришедшую на фестиваль в национальной одежде. Победители конкурса получили приз - романтический ужин на две персоны в ресторане "Камяніца".

...Название коллектива происходит от имен его участников - Александры Кирсановой и Константина Драпезо. Дуэт был создан в 1998 году в городе Борисове Минской обл.. В 2002 году Александра и Константин переехали в столицу и работали в составе Государственного Концертного оркестра Республики Беларусь под управлением Михаила Финберга. Летом того же года дуэт успешно выступил на "Славянском базаре" в Витебске, а в 2004-м отправился представлять Беларусь на "Евровидение" и вышел из штата оркестра. Теперь АЛЯКСАНДРА І КАНСТАНЦІН - полноценная группа (вокальный дуэт + аккомпанирующий акустический состав).

АЛЯКСАНДРА І КАНСТАНЦІНАЛЯКСАНДРА І КАНСТАНЦІН обрабатывают белорусские народные песни в, быть может, им одним свойственной кантровой стилистике. Программа, представленная на "Камяніце", состояла как из хорошо известных, так и из новых песен: "Лятаў Голуб" и "Масленіца", "Арол" ("Орел") и "А Дзе Была, Уціца?" ("А Где Была, Утица?"), "Пчолка" и "Каляда", "Явар" и "Сьвяты Вечар"... Прозвучала и "визитная карточка" АЛЯКСАНДРЫ І КАНСТАНЦІНА - белорусская народная песня "За ліхімі За Марозамі". Честно говоря, от этой группы я ожидал меньшего, а потому был приятно удивлен.

Следующие участники "Камяніцы" - ТРОЙЦА, культовая группа, выступления которой ждали все.

...В 1995 году минский профессиональный фольклорист, преподаватель Белорусского государственного университета Иван Кирчук основал группу, которую изначально ориентировал на исполнение белорусской этно-музыки. Название ТРОЙЦА пришло само собой. Группа гастролировала по Беларуси и за ее пределами, участвовала практически во всех престижных республиканских и международных фестивалях. К слову, те, кто летом 1998 года внимательно смотрел по ТВ фестиваль "Театра ДДТ", мог видеть там и трио Ивана Кирчука...

Иван Кирчук, ТРОЙЦА На "Камяніце" ТРОЙЦА представила свой новый альбом "Зімачка". Нам с Юлией Хатыповой большую часть выступления пришлось пропустить, так как представителей СМИ пригласили в здание белорусской корчмы на пресс-конференцию Олега Скрипки. Но из того, что я успел услышать, в душу глубоко запали песни "Родзе!" (обращение к роду в звательном падеже) и "Мар'я". Публика встречала ТРОЙЦУ с диким восторгом и, как рассказывают очевидцы, не отпускала трио со сцены, так что ТРОЙЦА трижды выходила на бис.

Окончание пресс-конференции точь-в-точь совпало с началом выступления могилевско-минской группы OSIMIRA. К этому времени проблема с аппаратурой была решена полностью.

Андрусь Половченя, OSIMIRAЧитатели могилевских самиздатовских рок-журналов "О'корок", "В тихом омуте...", "S dushkom" и "ПодШум'OK!", быть может, еще помнят группу под названием ОКРУГ СВОБОДНОГО ИСКУССТВА. Коллектив зародился в недрах театра одной из могилевских школ приблизительно в середине 90-х (точную дату теперь никто назвать не может). Музыкальные предпочтения молодой группы простирались от акустического русского рока до белорусского фольклора; на кассетах распространялись доморощенные магнитоальбомы... Со временем менялся состав и стилистика. Эволюцию претерпевало и название группы: ОКРУГ СВОБОДНОГО ИСКУССТВА - ОСИ - ОСИ МИРА - OSI MIRA - OSIMIRA. Под последним названием группа выступает с 2002 года. За это время OSIMIRA поучаствовали в различных фестивалях, в том числе и в "Славянском базаре", гастролировали по странам Ближнего и Дальнего Зарубежья... Сегодня группа пользуется широкой популярностью у любителей белорусского фолка. И не только.

Выступление открывалось русальной песней "На Граной Нядзеле" (в России она известна с другой мелодией и несколько видоизмененным текстом). Публика оттягивалась под "Калядную", "Юр'ю", "Сянне Купала, Заўтра Ян" ("Сегодня Купала, завтра Ян"), "Полесский Танец" и "Танец Ярилки"... В преддверие выступление Олега Скрипки OSIMIRA сыграли "Беларускую Каламыйку", которую посвятили лидеру ВВ. Для тех, кто не в курсе: коломыйка - это украинская песня, сходная с русской частушкой, а также танец, распространенный в западных областях Украины. Название происходит от города Коломыи Ивано-Франковской обл.

OSIMIRA не отпускали со сцены. И Андрусь Половченя сотоварищи исполнили на прощание белорусскую народную песню "Кучарочкі" (уменьшительно-ласкательное от слова "кучер" во множественном числе).

И снова - продолжительная пауза, снова - мучительные минуты в томительном ожидании чуда... И чудо свершилось! Олег Хоменко наконец представил своего тезку и близкого друга Олега Скрипку.

Лидер ВОПЛЕЙ ВIДОПЛЯСОВА впервые предстал перед белорусской аудиторией в неожиданной ипостаси - как DJ O'Skrypka. Несколько лет назад он начал проводить в разных городах Украины танцевальные вечера с использованием миксов из украинских народных песен и классики украинской эстрады советских лет. Скрипка даже специальный термин придумал - "этно-диско". Теперь же он привез свою национально ориентированную дискотеку в Беларусь.

Олег СкрипкаПредставьте себе несколько тысяч человек, собравшихся у сцены, танцующих и подпевающих. DJ O'Skrypka вел свою этно-дискотеку на украинском, но все всё понимали без перевода: в принципе, белорусский и украинский (равно как и русский) относятся к восточно-славянской группе языков и родственны друг другу. Звучали украинские народные песни в современных фолк-роковых и дискотечных обработках; иногда DJ Skrypka начинал петь сам, а зрители ему вторили. Между прочим, в этно-дискотеку, к великой радости публики, были включены целых три белорусских трека - песни Лявона Вольского, ПАЛАЦА и ТРОЙЦЫ. На Озерце спустился вечер, становилось довольно прохладно, и я, несмотря на далеко не дискотечный возраст, начал вместе со всеми прыгать под музыку, чтобы хоть как-то согреться...

Дискотека Олега Скрипки подводила черту под всей "Камяніцей". Таким образом, с дискотеки фестиваль начался, дискотекой же и завершился. Счастливые зрители направлялись к шоссе, где их ожидали автобусы в сторону Минска.

Фото: Юлия ХАТЫПОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 12 сентября 2011, 13:51
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 5 / 0.004