Монстр рока (ВІЙ. Концерт в клубе "Route 66", Киев, 24.02.2011)


20 лет для человека - молодость, 20 лет для группы - зрелость, до которой не многие-то и доживают. Но усилиями бессменного лидера и вокалиста одной из старейших и самых необычных украинских рок-групп Дмитрия Добрый-Вечер и, возможно, покровительством Николая нашего Гоголя ВІЙ живет и здравствует. Да и не возраст это для монстра - 20 лет.

За это время музыкальный ВІЙ участвовал во множестве фестивалей, отыграл еще больше концертов не только в Украине, но и в близлежащих странах и был одной из первых украинских команд, выпустившей альбом в соседней Польше. Интересна и дискография ВІЯ - они записали всего 4 полноценных альбома: первый - "Чорна Рілля", то есть "Черная Борозда" 1993 года переиздавался аж четырежды; альбом 1997 года "Джаз" был украден пиратами и первоначально разошелся в не очень хорошем качестве; потом был альбом 2003 года "Хата С Краю Села"; последний - "Йшов Я Небом" ("Шел Я Небом"), выпущенный без какой-либо пиар-компании, вышел в 2010-м и был выложен для свободного скачивания в Интернете. На концерте в честь 20-летнего юбилея Дмитрий Добрый-Вечер объяснил низкую продуктивность группы тем, что "можно было бы выпустить и 20 альбомов, но на них было бы 20 хороших песен, а остальные - лайно" (надеюсь, это слово в переводе не нуждается). За время своего существования ВІЙ обрел статус готической либо тяготеющей к готике команды, однако сейчас я бы не сказала, что в творчестве ВІЯ сильны готические мотивы. Это - рок, старый, не очень добрый (как и положено), проверенный временем украинский рок с элементами этнической музыки.

Концерт начался одной из самых ранних песен ВІЯ "Політ Коршака" ("Полет Коршуна"), представляющей собой расхожую историю (на эту тему писал и другой наш классик - Тарас Шевченко) о тяжкой доле девушки во времена отсутствия контрацепции. Гуляла она с парнем, нежно его целовала-обнимала, но сватов не дождалась, а тут уже и "срам" под юбкой не спрячешь, вот и утопилась несчастная после рождения ребенка. Следующую же композицию нельзя отнести по текстовому наполнению ни к одному из существующих стилей, потому что в "Як Летіли Бугаї" повествуется о таинственных "бугаях" (под которыми можно понимать и здоровяков, и быков-производителей), которые летели над селом и грустно-грустно пели, перепугав своим появленим не только всех собак, но и проезжавшую мимо бабку. Но независимо от того, кто там летел, шороху они наделали немало, а что хотел сказать ВІЙ данным текстом - решительно непонятно.

Между тем, публика (в количестве примерно полутора сотен человек) принимала ВІЯ на ура, но, несмотря на то, что концерт проходил в байкерском клубе, вела себя предельно по-домашнему - люди сидели на полу прямо под сценой. Так что в целом атмосфера напоминала не пафосный юбилей, а милую вечеринку в кругу старых друзей. Единственное, что несколько омрачало восторги самих ярых поклонников - настойчивая просьба Дмитрия не использовать вспышки фотоаппаратов, а то у него, мол, слова в голове путаются.

За летающими здоровяками последовала болем живая и веселая песня "Відрізана Голова" (альбом "Йшов Я Небом"), хотя речь в ней шла о чьей-то отрезанной голове, уже которую ночь не дающей спать лирическому герою. Однако литературные страхи не идут ни в какое сравнение с тем, что действительно иногда происходит на земле. Так, композицией "Колискова 33" ("Колыбельная 33") ВІЙ переносит нас во времена украинского голодомора, когда отчаявшаяся накормить голодных детей мать просит отца отнести их в лес, причем музыка этой "колыбельной" точно никому не даст заснуть. Что интересно - концертное исполнение "Колисковой" было более драматичным и прочувствованным, нежели альбомный вариант.

Социальная тематика прослеживается и в песне ВІЯ "Менует" о брошенной детьми старенькой матери, и в политически неоднозначной композиции "Пісні Про Жидів" - хотя позиция лирического героя по отношению к оным жидам не совсем понятна, общеизвестно, что судьба евреев на Украине никогда не была особенно счастливой. Реализм в творчестве ВІЯ продолжает военная тематика двух песен -довольно тяжелой "Серед Тіней" и более напевной "Лист Додому": если во второй речь идет о необходимости "зачистки" вражеской территории и нравственных терзаниях по этому поводу одного из солдат, то первая отправляет всех павших воинов в лучший мир.

Долгое время ВІЙ считался чуть ли не языческим колективом, несмотря на то, что в их песнях неоднократно упоминается христианский бог, "Різдвяна Балада" и вовсе посвящена деве Марии, а для придания ей большего реализма балладу исполняет не Дмитрий Добрый-Вечер, а еще одна вокалистка ВІЯ - Леся Рой. Философская тематика прослеживается в песне "Вогняне Коло", где говорится о круговороте жизни и неизбежности смерти, и в "Йшов Я Небом", посвященной покойному ударнику ВІЯ Дмитрию Пидлуцкому.

И, конечно, ВІЙ не мог обойтись без мистики: песня "Змія" повествует о таинственной змее, от которой, по народным преданиям, ничего хорошего не жди, а ритмически тревожная композиция "Очі Відьми" предупреждает - от ведьмы добра тоже не дождешься. Но не всегда нечисть приносит лихо да беду, иногда и сама из-за человека страдает - так, задолго до знаменитого "Аватара" в украинских преданиях был сюжет о несчастной любви крестьянского парня и девушки-русалки. И хотя вещь "В Темнем Лісі Уночі" по музыке мало похожа на любовную балладу, ее утяжеленный ритм как нельзя лучше подходит для описания любви человека и речной нечисти, тем более что, судя по длинному и еще более тяжелому гитарно-барабанному проигрышу в финале, ничем хорошим это не закончилось.

Помимо исполнения "Пісні Про Жидів", Дмитрий Добрый-Вечер сделал во время концерта еще одно неоднозначное заявление: по его мнению, чем многогранней и глубже душа народа, тем больше струн на его инструментах, и если струн мало, то - делайте выводы. Несмотря на это, вокалист и лидер ВІЯ мастерски владеет киргизским народным инструментом комузом и охотно использует его в песнях. Всё как советовал Тарас Шевченко: "Ви й чужому навчайтесь, і свого - не цурайтесь". А исконно украинского в творчестве ВІЯ (чья популярность началась с народной песни "Чорна Рілля") всегда хватало. Вот и сейчас в их репетруаре есть и не исполненные на концерте "Ой, На Горі Та Женці Жнуть" и "Під Облачком".

А завершился концерт, как и начался, лирикой - двумя перекликающимися композициями из последнего альбома о хождении по небу яко по селу. Написанная во время гастролей во Франции композиции, названной впоследствии "Троїцька Пісня", аллегорически повествует, по словам Дмитрия Добрый-Вечер, о начале любовных отношений как "красного літечка" на праздник Ивана Купала. А композиция "Серпень Догорає" - о том, как искала-искала героиня "долі дівочої", но нашла ли - неизвестно.

После этого группа ВІЙ неожиданно для себя получила почетную грамоту от Украинского Готического Портала и пообещала встречаться с поклонниками и 20 лет спустя.

Фото: Роман ГРИЦЕНКО

Автор: Валерия Соколовская
опубликовано 28 февраля 2011, 11:11
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (6) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииВИЙ - "Йшов Я Небом"Дмитрий Десятерик26.07.2010
СтатьиВIЙ: Хирургия любвиТатьяна Ежова05.05.2010

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.009