|
|
|
|
|
СЕВЕРО-ВОСТОК: Чтобы не отпугивала электрогитара Как говорит Ирина Слуцкая: "Хорошо, когда перемены к лучшему". Мы ждём перемен. Немногие ждут перемен от себя. И уж совсем немногим эти перемены в себе нравятся. Сергей Седых, лидер московской группы СЕВЕРО-ВОСТОК, кажется, доволен переменами, произошедшими с ним самим и ведомым им коллективом. В СЕВЕРО-ВОСТОКЕ опять новая вокалистка, по меньшей мере, не хуже, чем предыдущие, и новый альбом песен, которые, как надеется Сергей, станут народными.
Чтобы публике нравилось?
Алексей Анциферов: Второй альбом СЕВЕРО-ВОСТОКА "Открытый Берег" был компромиссом между наследием группы IN FOLIO и устремлениями группы СЕВЕРО-ВОСТОК. Нужен ли он был вообще? Может, следовало промолчать?
Сергей Седых: Изначально я хотел сделать два альбома - один песенный, другой инструментальный. Но в кулуарах меня натолкнули на мысль (а я на неё повёлся): "Вот, материала достаточно набралось - выпускай альбом". Такой альбом и выстрелить-то не мог. Тогда я этого не понимал, да и цели не было выстреливать. Альбом получился по большей части инструментальный. Теперь я не хочу мешать одно с другим. Хотим подготовить нормальный песенный альбом. А для любителей можем отдельно сделать инструментальный.
Я начал думать, как слушатель будет воспринимать то, что мы с группой делаем, только последние год-два. До этого играли, как игралось, а уж если что получится в смысле попадания в эфир и т. п., то и ладно. Сейчас мне это стало интересно. Раньше я к этому достаточно презрительно относился. Такой стереотип: "Чтоб публике нравилось? Да это нужно чем хуже, тем лучше! Два притопа, три прихлопа..." - и тому подобное. Однако теперь я вижу интересную творческую задачу в том, чтобы услышать свою музыку как бы со стороны и оценить её с этой позиции.
Конечно, подавляющее большинство публики музыку не слушает, а потребляет. Они воспринимают некую атмосферу, т. е. слышат стиль, набор определённых штампов. Большинство хочет "типа, чтоб душевно было, чтоб подвигаться можно было". Поэтому 80% слушает шансон и попсу. Те, кто считают себя музыкальными эстетами, говорят: "Я всякий шансон и попсу не слушаю. Я слушаю джаз". Да какой он джаз слушает?! "Джазок" слушает, пластиковую кашу, которая ничего в себе не содержит, только манеру. В глубину никто не лезет. Лезут сами музыканты. Если я что-то сыграю, а мне Саша Костарев скажет: "У-у! Вот это круто!" - я как музыкант буду очень доволен. А если я напишу песню, и тот же самый Саша Костарев скажет мне: "Да ну, это какая-то попса!" - мне это ничего не скажет, потому что он эту песню воспримет как музыкант, которому, возможно, просто неинтересно отсутствие каких-нибудь сложных музыкальных решений.
Я тоже развиваюсь понемножку
АА: Карьеру СЕВЕРО-ВОСТОКА чрезвычайно задерживает частая смена вокалисток. Из ваших бывших фронтвумэн, наверное, можно сделать отдельную группу. Понятно, что все уходили по объективным причинам, но не надоело искать всё время именно вокалисток, начинать всё заново?
Сергей: Если бы я смотрел на всё это со стороны, то, не вдаваясь в причины, я бы сказал, что проблема, видимо, в руководителе. Мне лично кажется, что просто не везёт. Хотя, возможно, в этом есть закономерности какие-то. Рада Маркидонова с нами стилистически разошлась, сохранив с нами очень хорошие отношения. У неё сейчас очень интересный проект в стиле соул. Саша Давыдовская родила ребёнка, невозможно было реально работать. Ксюша Стрижакова вообще работала с нами временно, пока в её группе была пауза.
АА: Самое время обратиться к вашей новой замечательной певице. Саша, а ты надолго собираешься задержаться в группе СЕВЕРО-ВОСТОК?
Александра Комарова: До победы!
Сергей: Это хорошо, очень приятно...
АА: Ты пела в группе LUNA AETERNA, участвовала в записи метал-мюзикла "Эльфийская рукопись". А СЕВЕРО-ВОСТОК как-то слабо связан с хэви-металом.
Александра: Я не зацикливаюсь на стилях. Главное - качество музыки. Я работала во многих группах и проектах, но СЕВЕРО-ВОСТОК на данном этапе отвечает моим стилистическим пожеланиям. Я сейчас отошла от тяжёлой музыки, помогаю больше по дружбе, а внутренне уже не тяготею к металлу.
АА: Давно вы знакомы друг с другом?
Сергей: Оказывается, года два назад, когда мы искали вокалистку, ей тоже писали, но тогда она больше была повёрнута на металле и не заинтересовалась нами. Люди меняются. Я тоже два года назад был другим. Когда мы только начинали наши первые записи, я всё ещё довольно сильно был занят МЕЛЬНИЦЕЙ, и группу, в общем, забросил. Выступали по инерции - куда позовут - а так ничего вроде не происходило.
Плотно занялись СЕВЕРО-ВОСТОКОМ только с начала этого года. Я стал материал адаптировать под Сашу. Раньше я был менее гибкий. В группе IN FOLIO у вокалиста была яркая манера, и я его не трогал особо: как поёт, так и поёт. Для той стилистики и нужна была, главным образом, правильная манера. Потом, в СЕВЕРО-ВОСТОКЕ, мы стали работать с девушками. Мне пришлось учиться с ними работать. Поначалу я, может быть, требовал слишком много. Для меня оказалось открытием, ещё когда мы с Радой работали, что где-то надо под вокалистку подстраиваться - ей же петь. Так что я тоже развиваюсь понемножку.
АА: Саша, группа СЕВЕРО-ВОСТОК стадионов не собирает, но, тем не менее, в ней работают очень хорошие музыканты. Когда тебя пригласили, у тебя была какая-то боязнь идти в группу, где играют старые дяди с инерцией мышления?
Александра: Когда я познакомилась с Сергеем, я сразу поняла, что человек он очень гибкий в музыкальном плане, и работать будет легко. Сначала мне было очень непривычно: я пела металл, а теперь - бац! - и совершенно иная стилистика. Не то что боязнь, но какая-то неуверенность была, безусловно. С другой стороны, опыт-то был и есть - и студийный, и концертный - немалый. Поэтому особого страха не было. Я была уверена в себе - в разумных пределах.
АА: Участвует ли Саша в создании аранжировок, может быть, даже тексты пишет?
Сергей: Недавно от неё поступило предложение попробовать написать текст.
Александра: Тексты я раньше писала, только они были в готической стилистике. Попробую написать что-нибудь такое, что подходило бы под СЕВЕРО-ВОСТОК.
АА: Саша, ты знаешь старый репертуар группы, теперь сама исполняешь новый. Рассказала о своих впечатлениях от новых песен СЕВЕРО-ВОСТОКА.
Александра: Они интересные. Мне они нравятся больше, чем песни с первого альбома.
АА: Этно-мотивы в новом материале есть?
Александра: Всё меньше и меньше.
АА: А чего больше?
Александра: Рока. Саунд стал плотнее. Может быть, это я повлияла как певица, может быть, просто так сложилось.
Сергей: Сейчас, когда мы с Сашей работаем над новыми песнями, я смотрю, где она выразительней звучит, что ей удобно, что неудобно. Иногда ей удобно в одной тональности, а звучит она лучше в другой, где ей не очень удобно - приходится искать компромиссы.
Бороться с "музыкантством"
АА: Нет сожалений, что песни от этих компромиссов страдают, упрощаются?
Сергей: Самоутверждаться за счёт того, что вот здесь сложная музыка, размер 13/19? Я столько всего записал, что мне этого уже не надо. Я сейчас смотрю на это по-другому. Мне сейчас стало интересно делать такие песни, которые могут ценить не мои коллеги-музыканты или любители рока, а вот чтобы человек услышал, и его не отпугивала электрогитара. Чтобы услышали и захотели подпевать. В конце концов, как Брежнев говорил: "Экономика должна быть экономной". А я для себя переиначил: "Музыка должна быть музыкальной".
АА: В IN FOLIO разве такая цель не стояла?
Сергей: Тоже стояла. Но откуда взялась группа IN FOLIO? Тогда я уже начал преподавать, но всё ещё учился. Это был период, когда я отошёл от джаза и увлёкся классическим блюз-роком, освоил базовые приёмы и очень хотел играть в такой манере, с таким звучанием. Для этого я собрал группу, где мог просто наиграться. Всё остальное - барабаны, бас, вокал - были для меня просто необходимыми атрибутами этой музыки. Это и есть "музыкантство". Кому-то это нравилось - ну и славно. Просто хотелось поиграть в таком стиле.
Я периодически раскапываю группы в Интернете, которые очень хорошо и грамотно играют, но, честно, ничего не запоминается. "Музыкантство" преобладает. "Я вот такой классный рифф придумал!" А кому, кроме меня, он интересен? Они обычно очень удивлены тем, что их не замечают. Бороться в себе с музыкантством - это непростое дело. Сейчас мне интересно делать песни, которые будет просто приятно воспринимать, вне зависимости от того, любит слушатель рок или нет, оценит он мою игру на гитаре или услышит только мелодию голоса. Всё-таки песня должна быть песней.
Камешек в ботинке
У нас работа так происходит: мы сначала делаем черновые записи. Время проходит, мы слушаем, если что-то появляется, отмечаем для себя. Иногда я сразу знаю, как должна звучать новая песня. Говорю: "Делаем так, ребята, и так". Каждый в меру своего слышания песни играет дословно или по-своему. "Нормально звучит?" - "Нормально!" Бывает и по-другому - есть песня, гармония-мелодия, но по аранжировке, по риффам там не очень ясно. Тогда на репетиции я говорю: "Давайте что-нибудь поищем" - и после репетиции у меня всё доваривается в голове. Бывает ещё так: сделали песню, даже играли её на концертах, потом слышим - что-то не то... Это как мелкий камешек в ботинке - сначала его просто замечаешь, потом слегка раздражает, а потом уж становится совсем невыносимо. Приходится переделывать.
Вообще основное время занимает подготовительная работа. Когда всё уже готово, в студии мы работаем быстро.
Александра: Тексты тоже многократно переделываются. Вплоть до того, что я выучиваю текст, пою его на концерте, а потом он снова переделывается.
Нужно уметь выйти из себя
АА: Получается, у вас диктатура: "я сказал", "надо вот так"...
Сергей: В основном, да. Кто-то должен принимать решения, кто-то должен в конечном итоге определять: "Ну всё, вот так и оставим".
Александра: Сергей всегда прислушивается к другому мнению, хотя, может быть, не сразу.
Сергей: Да, иногда, когда мне ребята говорят: "Надо сделать вот так и так" - сначала меня это возмущает. Чёрт, умные какие, знают, что надо делать!" Но я, конечно же, знаю, что не на ровном месте они так говорят. Я слушаю. Бывает, что соглашусь, бывает, что нет. Нужно уметь выйти из себя, посмотреть снаружи. Об этом приходится много думать. Довольно часто разные люди присылают на рецензию свои новые песни. Если я берусь высказаться, то стараюсь вдумчиво изложить, формулирую свою мысль, критикую, ругаю, и при этом сразу смотрю со стороны и на себя, ищу - и нахожу - те же недостатки, которые увидел у других. Ясное дело, со стороны виднее, поэтому мы обычно легко видим щепку в чужом глазу. Лично мне это помогает заметить бревно в своём глазу. Полезная практика.
Рок у нас изначально разделился на две ветви, одну из которых назвали "говнороком", а другая - "под фирму". Они, мол, фигню не играют, они играют всё правильно, только почему-то они никому не нужны. Так ведь, наверное, просто потому, что этот "говнорок" - явление социально обоснованное. То есть, люди поют о том, что интересно, и уже не важно, как они играют. А у тех, которые делают упор на то, чтобы хорошо играть, использовать правильные роковые риффы и так далее, содержание хромает. Скажем, его там просто нет. Надо играть не рок, надо играть музыку. Ну, а рок - это уже такая манера исполнения. Куда мне деваться? У меня руки растут из блюз-рока. В том жанре, какой тебе ближе, и нужно делать песни. Только важно, чтобы это не похоронилось под стилистикой. "Мы играем рок" - значит, хрен с ней, с песней, надо, чтобы здесь был рифф. Это ужасно.
Сейчас моя творческая задача в том, чтобы сделать альбом, который людям будет приятно слушать, чтобы они никак не могли наслушаться. Включали эти песни, пели. И чтобы при этом мне было интересно как музыканту. Если раньше многие наши песни сложно игрались и сложно звучали, то теперь всё чаще удаётся добиться того, чтобы и музыкальные решения "под поверхностью" были интересными, и звучало просто для восприятия неподготовленного слушателя.
P.S. Наш НеФормат поздравляет Сергея Седых со вступлением в брак. Совет да любовь!
Фото: G. VALERY
Автор: Алексей Анциферов
опубликовано 14 октября 2010, 14:32
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв
Другие статьи на нашем сайте Другие статьи
|
|
|
|
|
| |
|