Юрий Постарнаков (ПОСЛЕ 11): "Я точно знаю, что честно пишу песни"


Всякому, попавшему на концерт группы ПОСЛЕ 11, повезло вдвойне. На сцену одновременно выходят два коллектива с совершенно разным репертуаром: одна группа играет фольклор, а другая то, что написал герой этого интервью. Правда, название у групп одинаковое и люди те же. Фокусники? Нет - специалисты!
Волна фолк-рока не затронула ПОСЛЕ 11, когда они два года назад выпускали альбом "Народные Картинки". Наверх их подняла песня "Крылья" - искренняя, пронзительная, сентиментальная. Нам всё ещё везёт - нас не оставляют люди, которые разрезают грудь и достают наружу душу.
О долгом пути по двум дорогам, которые никогда не пересекаются, о музыкантской дружбе и музыкантской службе рассказывает в интервью ННФ лидер группы ПОСЛЕ 11 Юрий Постарнаков.


Народные музыканты из Консерватории

Алексей Анциферов: Я слышал, что ваша группа высокообразованна - все музыканты были студентами Консерватории.
Юрий Постарнаков: Из семи человек шестеро учились в Консерватории. У барабанщика высшее экономическое образование, но он музыкант по природе. Единственный музыкант-самоучка в нашей группе, но это не умаляет его достоинств. Четыре человека из шести, которые представляют Консерваторию, учились на народном отделении, изучали фольклор в его разных традициях, ансамблевое пение, то есть именно то, что называли народной песней, то, что пели давно наши бабушки и прапрабабушки.

АА: Вы ездили в экспедиции за песнями?
Юрий: Да. Было задание: собрать шестьдесят песен и потом расшифровать их на ноты. Я собрал их за две экспедиции. Сначала я поехал на родину моей бабушки по маме, она живёт на границе России и Белоруссии около города Рудня. Я спросил у неё, кто из нашей родни хорошо поёт. Оказалось, не нужно далеко идти - это кума моего деда. Сколько раз туда приезжал, а не знал, что она знает столько песен. А потом поехал на родину отца. Тоже спросил, что и как, и нашлась одинокая старушка. В своё время она "лето красное пропела"... Каждый из нашей группы ездил и собирал песни, это была часть нашей жизни тогда.

АА: Как начал образовываться ваш ансамбль? Это был народный хор или сразу группа с барабанами и клавишами?
Юрий: Десятилетний возраст нашей группы - это срок нашей дружбы. А начиналось всё совершенно банально. Я уже писал песни, пел их под гитару в коридоре Консерватории, на днях рождения друзей. Однажды мы решили подарить подруге на день рожденья песню - в две гитары, на три голоса её аранжировали. Это была самая первая песня, называлась она "Звёздочка". Мы её спели, нам понравилось, окружающим понравилось...
Название появилось примерно в это время. Так случилось, что мы спели "Звёздочку" на конкурсе авторской песни. Мы что-то там заняли, и на конкурсе спросили о нашем названии. А откуда пошло такое название? Мы репетировали очень поздно, потому что днём учёба, а вечером работа в филармонии. Освобождались мы часов в десять вечера. Оставалось время помыться-поесть, и в одиннадцать начиналась репетиция. Мы играли прямо в комнате общежития. Естественно, соседи были крайне недовольны. Мы тогда ещё играли втроём, без барабанов, но всё равно это было достаточно громко. В таком полубардовском варианте это продолжалось года два.
Потом появились песни, для которых не хватало двух-трёх гитар, и по мере нашего роста появлялись новые инструменты. Мы ни к чему не стремились, просто играли в своё удовольствие. И только к 2002 году, за год до отъезда в Москву, мы в Саратове стали монопольной группой, которая играет в фолк-рок-стиле. Мы играли по открытым площадкам, ездили по области, своими силами выезжали на гастроли в другие города - единичные случаи, но это было. Я могу смело сказать: в Саратове мы были на тот момент группой номер один.

АА: А с каким материалом вы выступали, с авторским или с народным?
Юрий: 50/50. И сейчас почти так. Может быт, немножко больше авторских песен, но народные мы всегда играем.

АА: Как вы выстраиваете своё выступления по отделениям - народное и авторское?
Юрий: По настроению, по динамике программы. Мы всегда заботимся о том, чтобы публика была всё время в тонусе. Народные песни - это всегда генетический всплеск. Человек, живущий в России, не может этого не воспринять. Кто-то пытается нас убедить, что мы "ломаем линию". Это стереотипное мнение, что нужно играть либо то, либо другое. Мы будем бороться с этим мнением и не бросим играть ни то и ни другое. У наших и народных песен абсолютно разная энергетика, абсолютно разная глубина. Если авторская песня - это личные переживания человека, то народная песня - это история очень многих людей.

Как много в жизни решает Бабкина

АА: Так как же вы перебрались в Москву?
Юрий: В том же 2002 году был конкурс, на который мы абсолютно не хотели идти, потому что были уверены, что всё будет подстроено, подставлено. В жюри сидела Надежда Бабкина, с которой мы не были знакомы, с творчеством ансамбля РУССКАЯ ПЕСНЯ, которым она руководит, тоже. Мы вышли отыграть в кайф для людей, которые пришли на нас посмотреть. Мы абсолютно ни на что не надеялись.
После выступления к нам подошла Надежда Георгиевна и сказала: "Всё это очень здорово. Не хотите ли вы переехать в Москву и работать у меня в театре?" Мы сказали "да" и с сентября 2003-го работаем в театре Надежды Бабкиной. С этого года группа ПОСЛЕ 11 работает профессионально.

АА: Ваш первый альбом "Народные Картинки" вышел только в 2007-м...
Юрий: Мы не хотели выпускать альбом абы как. Первая возможность записаться появилась в Москве. Это был материал, собранный за два года. Мы уже наплевали на качество звучания - музыкант всегда хочет получше - собрали народные песни в альбом "Народные Картинки" и пошли дальше.

АА: Получилось живо! А что происходило с группой, когда вы работали в театре Бабкиной?
Юрий: Мы играли в качестве участника концертов её театра. С Бабкиной сыграно очень много песен. Это немного другая музыка, более лёгкая для восприятия основной массой народа. Очень много времени мы провели замечательно и интересно, объехав множество регионов нашей страны.
Есть такой проект - "Песни России". Надежда Георгиевна - его художественный руководитель. В этом проекте участвует много-много коллективов - самодеятельных, профессиональных. Мы два с половиной года участвовали в этом проекте, записали несколько песен с Бабкиной. Больше у нас не было времени ни на что.

АА: Надежда Георгиевна была вашим ментором? Давала вам советы, что и как делать?
Юрий: Самое главное в нашем сотрудничестве - то, что она с самого начала сказала нам: "Ребята, я вам не продюсер, я вам работодатель. Вы у меня работаете, я вам чем могу помогаю, в творчество ваше не лезу". Она может помочь опытом своей тридцатилетней работы на сцене. Это очень ценно, потому что некоторые вещи мы ещё не можем додумать, мы этого не прожили: как сделать подачу песни более внятной, как подать правильно - не по нотам, а по энергетике. Такие вещи она нам объясняет, подсказывает, но никогда не настаивает на своём. Если даже мы ошибаемся (были уже такие моменты), она даёт право прожить эту ошибку самостоятельно.

АА: Влияет ли народный материал на твою авторскую манеру? Сравниваешь ли ты народные песни и то, что пишешь сам?
Юрий: Здесь важно не то, что я думаю, а то, что люди думают - не только те, кто слушает нас на концертах, но и те, кто пишет музыку, те, кто нас записывает. Я пять лет учился народной школе, постановка голоса такая, как бы я ни пел иначе. Но я в этом ничего страшного не вижу. Дело не в том, что и как я пою, а в том, что сама по себе песня уже несёт в себе заряд того, как она будет звучать. Что в себе несёт песня, то аранжировка и открывает.
Если изучать историю западных рок-групп, открываются удивительные вещи. Оказывается, на заре своей карьеры U2, например, исполняли народные песни и пели их замечательно. На Западе люди не стесняются своих корней. Потому что... ну, как можно вообще без корней? Что такое получается? Ничего не получается.
Изначально наши песни "подгитарные". Мы и не стараемся уйти от гитарной основы, а она нанизывает на себя определённый стиль. Зачем изобретать велосипед, если песня несёт в себе определённую структуру? А если нас с кем-то сравнивают, я этого не стесняюсь и не боюсь. Я точно знаю, что честно пишу песни. То, что получается, пускай люди обсуждают, а мы будем дальше писать.

Технические вопросы

АА: Тебе важно, о чём поётся в твоей песне, важно содержание? Я спрашиваю потому, что сначала я услышал ПОСЛЕ 11 по радио, потом мне дали диск. Я почитал тексты - интересно, но местами непонятно. А в песнях всё встаёт на свои места благодаря правильно расставленным паузам и интонации.
Юрий: Слово неотделимо от мелодической линии. Если что-то раньше другого появляется, то с небольшой разницей. Всё фактически параллельно происходит, поэтому, когда ты читаешь просто текст, он до тебя не доходит. Слова у нас очень тесно связаны с мелодией. Главное, чтобы ты сам понимал, о чём поёшь. Если понимаешь, о чём поёшь, то и другим сможешь это донести.
Для меня текст очень важен. Бывает, что я очень сильно заморачиваюсь по слову. Бывает, песне не хватает чего-то до формы. Я могу над одной фразой биться месяц, меня это не смущает. Иначе у меня не будет ощущения, что я честно написал текст.

АА: И "Народные Картинки", и "Детям До 16" записаны очень живо. Как вам удаётся сохранять настроение в студии? Это для наших групп очень большая проблема. Или вы недовольны результатом?
Юрий: По большей части довольны. Конечно, звукорежиссёр - это не 50, а 60 процентов успеха пластинки. Сергей Большаков выступил фактически саундпродюсером нашего второго альбома. Когда мы только пришли к нему, мы для него были как кот в мешке. Он не понимал, кто мы и что мы. Он искал наши сильные стороны, убирал слабые. Мы серьёзную работу провели все вместе, пока шла запись, и хорошо узнали друг друга. За это время Сергей понял, кто мы такие, что мы любим, что слушаем, о чём поём.
Плюс Сергея Большакова в том, что он видит песню так, как мы даже не представляем. Как я уже говорил, взгляд со стороны очень важен. Мы варимся внутри себя и многого уже не замечаем, потому что заняты другими вещами. Мало таких людей, как Сергей Большаков, который любит свою работу и живёт этим.

АА: Консерваторское образование помогает при записи поп-музыки?
Юрий: Академизм где-то помогает, где-то мешает. Музыка, которую мы сейчас играем, иная и задачи другие ставит. Я оканчивал музучилище как инструменталист и проходил такие предметы, которые вокалисты не проходят. И в совокупности всё это помогает играть грамотнее. А вот что касается выхлопа на сцене - этому я учился, уже окончив Консерваторию. Я учился тому, как рассказать, чтобы люди поверили. Это одна из главнейших задач на концерте: ты сказал, а человек услышал каждое слово в каждой песне.
По отдельности мы, может быть, не такие хорошие инструменталисты, но когда мы все вместе, мы звучим как надо.

АА: Первый ваш альбом - это народные песни, второй авторские. Так и будете продолжать разделение или начнёте смешивать репертуар в одном альбоме?
Юрий: Нет, мешать не начнём. Но на третий альбом мы набираем авторские песни.

Автор: Алексей Анциферов
опубликовано 13 января 2010, 10:14
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииПОСЛЕ 11 - "Воздух"Олег Гальченко22.08.2013

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 7 / 0.007