Что там поют финансы?


или Кризис и "самореализация в рок-н-ролле"

Одним из поводов для написания следующего текста послужила статья Виктории Андреевой "О самореализации в рок-н-ролле". Другим (но не последним) - мировой финансовый кризис и то, как он сказывается или может сказаться на существовании феномена, называемого многими рок-культурой. И вот что я вдруг вспомнил: так называемая рок-индустрия (более или менее легальная) в том или ином виде работает на территории бывшего Союза уже около двадцати лет. Подразумевается, что она обслуживает тех, кто полагает себя причастным к этой самой рок-культуре. На деле же, увы, часто не обслуживает, а берёт на себя руководящие роли (сделайтесь музыкантом и пообщайтесь с администраторами клубов, устроителями фестивалей или директорами рок-магазинов - сами поймёте, о чём я). А теперь кризис надвинулся.

Кризис выявил одну из основных проблем обсуждаемого культурного пласта. А именно - бытующие здесь двойные стандарты: постоянное декларирование честности, альтернативности, непопсовости и вообще инакости по отношению к распространённой на планете Земля системе общественных отношений и навязчивое желание большинства "честных рокеров" в эту систему вписаться. И чем больше кто-либо связывает свои чаяния с этой системой, тем больше его затрагивает мировой финансовый кризис. А прошедшие 20 лет стали по большей части временем крушения иллюзий. И это хорошо, ибо надобно нам от иллюзий избавляться. А привкус горечи - ничего, пройдёт, запейте сладеньким чайком.

Рок - явление всё же в первую очередь не художественное, а социальное. Человек может использовать любые выразительные средства, обращаться к любым существующим жанрам или изобретать новые, но в определённом контексте всё это будет рок-музыкой. Рок-музыка - это и YES, и THE CLASH, и ДДТ, и ещё разное. Я сейчас не стану рассуждать о самом явлении, скажу лишь, что многие из нас обратились к нему не в силу своей природной музыкальности, а потому что почувствовали, что он может стать методом изменения миров внутренних и внешних. Простите за патетику, но это правда. С рок-музыкой мы связывали лучшие, благороднейшие свои стремления (а sex & drugs & прочее подобное казались и оказывались побочными эффектами). Другой вопрос, к чему стремились и о каких мирах грезили. Но почин был сделан, мы захотели стать свободными людьми.

За прошедшие 20 лет можно было понять следующее: большинство "монстров рока" 80-х хотя и создавали замечательные произведения (и иногда создают нынче), но их оригинальность и свободолюбие базировалось на принципе "голь на выдумки хитра", а дорвавшись до легальных концертов, "Фендеров" с "Ямахами" и возможности самореализовываться, "как на Западе", стали обычными артистами эстрады. Да, более интересными, чем Филипп Киркоров и Кристина Орбакайте, ну и что? Вслед за ними вприпрыжку пустилась "та молодая шпана", на ходу осваивая мастерство косить под уже новую поросль западных поп-рок-артистов (некоторые выбрали стили потяжелей и назвались "альтернативой" - даже не смешно). Запросы основной массы населения России понизились ещё во времена триумфа ЛАСКОВОГО МАЯ, а когда показалось, что запросы эти вновь возрастают, уже оперившийся российский шоу-бизнес ответил на них мерзким невнятным музлом под названием "рокапопс". Ну да, общая беда всех россиян - "некритическая вестернизация" или, как говорили раньше, "низкопоклонство перед Западом". Однако оставался ещё "честный андеграунд", "акустический рок" (а вот это смешно). Но и эти ребята подтянулись и... Надо сказать, что за андеграунд у нас в силу обстоятельств часто принимали и принимают, так сказать, "интеллигентский рок", срастающийся с так называемой "продвинутой авторской песней". Эти тоже, как и положено "честным рокерам", против попсы. И так же либо плачутся, что покупают не их, а попсовиков, либо упиваются своей элитарностью. Либо с удовольствием продаются. И вот они уже в каком-нибудь "Неголубом огоньке", а то и на бенефисе Аллы Пугачёвой. В этой тусовке много действительно интересных авторов, что общей ситуации, к сожалению, не меняет. А тем временем даже квартирники кое-где становятся не более чем развлекухой для интеллигентов. Что же до андеграунда вообще, то он по большей части разлагается медленно и с удовольствием - почитайте рок-самиздат 90-х и нового века. Эта среда, всё так же декларирующая честность и инакость, но способы восприятия чьего-либо творчества здесь слишком часто оказываются вопиюще "галимопопсовыми". Даже среди журналистов (что уж говорить о публике) основной принцип: "цепляет - не цепляет". Культивируется гипертрофированный индивидуализм. Для демонстрации независимости мышления используется хамская манера общения в быту и в публичных высказываниях - типа, "зато честно". В результате часто - неумение поддержать друг друга в простейших, очевиднейших ситуациях.

Ещё хочу напомнить, что по-настоящему альтернативную, иногда вообще независимую ни от каких денег и не ориентированную на вавилонский шоу-бизнес сеть дистрибуции создали не адепты "честного русского рока", а анархисты - панки и хардкорщики, по большей части идеологически ориентированные. В наличии идеологии их сила. Над ними посмеиваются форматные звёзды "честного рока", называя их людьми без чувства юмора. Идеологию анархистов я ныне в целом и во многих частностях не разделяю. Но уважаю за последовательность.

А вот статья Виктории Андреевой рисует картину, наблюдая которую, я задумываюсь: если рок-культура - это всякие "готы" с прочими "эмами", то какое отношение это имеет ко мне? И ведь не только ко мне, но и к моим единомышленникам, которые есть, и их не так уж мало. И если в Питере закроют магазин "Castle Rock" или клуб "Орландина", будем ли мы горевать? Едва ли. Вообще-то не так уж важно - рок или не рок. Важно, что настоящее заменяется суррогатами. А потом иллюзии рушатся. Основной бизнес того же "Castle Rock" - не хорошая или плохая музыка, нет, а куртки, обувь, банданы, атрибутика. Вопросы есть? Виктория пишет, что можно продавцом туда устроиться. Лучше никакой самореализации в рок-н-ролле, чем такая.

И вот приплыл к нам финансовый кризис. Опять-таки, дорогие мои, с Запада. Начинаются проблемы. Уже коснулись они и рок-культуры. Я не знаю, что будет дальше. Но если предположить, что накроется вся индустрия или большая её часть, то останутся, вероятно, те, кому это действительно нужно. Такие есть и сейчас. Самое большое достижение всех андеграундных потуг - минимальная подчинённость творческой инициативы каждого конкретного человека экономическим факторам. То есть делаем, потому что хотим делать, а не потому что есть инструменты, студии и глянцевая бумага. Потому что хотим быть свободными людьми.

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 05 февраля 2009, 09:41
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (124) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.008