Концерт Юрия Наумова (ЦДХ, Москва, 19.04.2008)


Наумов очень трогательный.

Абсолютная, кристальная, трепетная и нежная любовь к себе, гордость собой, волнение за себя любимого - не-под-ра-жаемые! Я говорю без тени издёвки.

Это очень... мило, когда такого класса музыкант, сбацав двадцатиминутную балладу о борьбе добра и зла и победе Христа над ними обоими, говорит, что у него "затекли лапки" и надо бы сыграть какой-нибудь инструментальный блюзик, если публика не против. И потом так и продолжать беспокоиться вслух по поводу "лапок", которым нужно то дать отдохнуть, то размяться, чуть ли не отпустить подышать свежим воздухом. Или когда концерт начинается с длинного извиняющегося кокетливого монолога о том, что недавно его, Наумова, отпустило некое помешательство. Постепенно выясняется, что под помешательством он понимает какую-то "работу в качестве режиссёра". И, наконец, становится окончательно ясно, что он, Наумов, только что закончил совершенно титанический кинопроект по созданию собственного концертного DVD, который, как он надеется, мы все сейчас купим.

Исходя из последнего тезиса, он заявил, что построит программу так, чтобы в ней не встречались песни, которые есть на DVD. Поскольку ему очень хочется, чтобы для зрителей, пришедших домой и вставивших этот маленький чёрный диск (sic) в DVD-плейер, это не было просто двухмерным повтором того, что происходило в этом зале, а сочетало то, что прозвучит в зале, плюс то, что услышат и увидят на диске, и стало единым, цельным представлением. И только он, мол, сейчас знает, как будет выстроена вся логика сегодняшнего вечера.

Юрий НаумовК этому самому продолжению на диске Наумов апеллировал так часто, что я чудом удержался от покупки, хотя дома у меня нет никакого плеера. Выходило так, что концертное видео получилось прямо-таки гениальным, потому что было сделано на материале единственного, но феноменально удачного концерта... "Вот как будто Бог сказал мне - на тебе, Юра, драйв, на тебе зал, на тебе силы - рубись!" О том, что в помощь Господу Юра всегда держит перед собой включённую видеокамеру, сказано, конечно, не было, но понятно же, что она неспроста там стоит весь концерт. Впрочем, мельком звучало что-то вроде "с тех пор, как я стал снимать свои концерты..." или "из всего, что я отснял..."

Камера стояла на коротком штативчике, ЖК-экран был откинут и повёрнут тыльной стороной к нам. Могу поспорить, что этот видео-нарцисс не сводил глаз со своего "отражения" всё время, пока играл. Ну уж точно - поглядывал туда время от времени...

Когда отзвучал последний номер первого отделения, маэстро выдержал паузу, выжидая, пока закончатся аплодисменты, потом сказал торжествующе: "Вот, с этой вашей овацией хронометраж первого отделения составил ровно 90 минут!" Чёрт, точно на камеру смотрел - там, поди, ещё и часики в углу кадра бежали...

Вообще, технические штучки его, кажется, увлекают больше, чем собственное творчество... Начал играть свой хит из хитов, по которому его узнавали с 80-х - "Бери легче, бэби, бери веселей...". Казалось бы, это волшебство не прервать никаким злым чарам, но на второй строчке Юрий остановился, спросил: "А вам не кажется, что какая-то электроника горит, нет?" Принюхался, огляделся: "Сейчас, я просто хочу убедиться, что ситуация не пожароопасна... никто не видит дыма?.." И вдруг резко: "Сейчас я проверю, а вдруг это мои адаптеры?!" Кинулся под столик, на котором стояли примочки-пульты, откинул драпирующую провода тряпочку, внимательно изучил всю эту изнанку звука... Зал стал уверять его, что ничего страшного не происходит. Наумов вернулся на место, бледно улыбаясь: "То есть вы думаете, что это просто шальная стрекоза залетела куда-то и что-нибудь закоротила?" Не знаю, почему именно стрекоза - в такие адаптеры и муравей-то незамеченным не протиснется, техника компактная, но вот же. Версия со стрекозой его успокоила, и хит был сыгран заново, с нуля, безупречно, ударно, восторг и трепет.

Вновь и вновь возвращаясь к теме диска, Наумов сказал, что "был киношником" последние пять с половиной месяцев - тут я снова чуть было не побежал занимать очередь за диском, потому что ну очень интересно, как можно полгода монтировать концерт, снятый одной камерой. Хотя, наверное, всё не так банально, и в залах побольше он устанавливает ещё три-четыре, чтоб было из чего выбирать в смысле эффектности профиля и пр.

Ещё одна ассоциация стала меня преследовать примерно к третьему номеру: когда я увидел, с каким увлечением и в каких деталях Наумов представляет каждую песню публике. Причём информации в этом представлении практически нет, как ни странно. В общем, наумовские преамбулы напоминали больше всего замысловатое вступление Белого Рыцаря из Алисы в Зазеркалье к его балладе, которая вовсе не про Слонёнка в Лесу, кстати. Кто читал, тот помнит.

В общении с публикой Юрий очень лёгок, свободен и раскрепощён, по-хорошему так. Ну, видимо, потому что уверен - каждый в зале считает его гением, причём заслуженно. В какой-то момент, ещё в самом начале концерта, стал пробовать разные струны - сильно "заводился" бас, начинал фонить... Наумов очень осторожно и почти тоскливо спросил, глядя в пространство:
- Серёжа, ты поднимал громкость?
Невидимый Серёжа молчал.
- Серёжа. Пожалуйста. Если ты её поднимал. То не надо. Сделай, как было. Когда мы калибровали звук, басы так не заводились.
И снова стал трогать струну, ожидая реакции звукорежа. Бас фонил по-прежнему.
И тут раздался развязный девичий голос с последнего ряда:
- Аааа спойте, пажалста, свою любимую песню!
Зал хихикнул.
Наумов, не меняя чуть страдальческого выражения лица и не переставая проверять звук, наклонился к микрофону и ответил:
- Именно это я сейчас и пытаюсь сделать...

В итоге он спел балладу какую-то, мне даже не знакомую - наверно, они у него все самые любимые, да.

В перерыве количество зрителей сократилось наполовину.

Со мной были друзья, которых я без разрешения не рискну упоминать - может, они вообще не рады участию в этой авантюре... В общем, они пришли слушать именно гитариста Наумова, которого так много на Ютубе. А о том, что их ждёт в нагрузку встреча с певцом Наумовым, как-то не догадывались... а я не догадывался, что это может быть для кого-то новостью. Но, по-моему, страдали от этого очень многие, хотя мне странно - для меня-то он в первую очередь был автор той самой "Бери легче, бэби..." и "Карла". А в качестве гитариста-оркестра я увидел Наумова уже в эфире каком-то относительно недавнем, по "Дарьял-ТВ", кажется, и для меня именно эта его ипостась стала нежданным бонусом - типа, надо же, как этот рок-бард играть научился. Утрирую малость, может, но как-то так.

В общем, зал поредел, но зато те, кто остался - это, видимо, была наумовская публика до мозга костей. Потому что я не представляю всё-таки, как можно держать в памяти все эти кошмарные двадцатиминутные баллады. Сам Наумов запнулся на середине одной из них, и через пять секунд ему уже подсказали, где он сбился, какой куплет спел не там и с какой строчки лучше всего будет продолжить в такой сложной ситуации.

Наумов снова воззвал к терпению и пообещал всем, кто купил и купит диск, "офигенный релакс" в конце вечера, но, чтобы всё действительно вышло так, как он задумал, надо было сыграть три длиннющих вещи на русском языке.
- Конечно, будет старое, блюзы, и "Карл" будет, а как же, но сейчас я бы хотел сыграть вот это - и тогда вечер волшебным образом закольцуется... если, конечно, вы дослушаете ещё и диск...
Впрочем, баллады оказались богато украшены гитарными ходами, так что не так уж это было и мучительно.

Потом, опять же, чтоб размять "лапки", он выдал мягкую инструментальную пьесу.
- Она называется "Декабрьским Вечером У Камина"... она медленная, спокойная и задумывалась для дуэта из клавесина и гитары... я сочинил её, когда уносил ноги из Новосибирска в 1984 году. Сыграю чуть даже быстрей, чем надо, чтоб скомпенсировать отсутствие клавесина, вы уж простите...

Отсутствие клавесина никого не расстроило, да и вообще не очень ощущалось. Вообще, инструментала было меньше, чем в первой части, но это были уже просто бриллианты, чёрт побери. На номере "Нью-Йорк, 5-я Авеню" Наумов давал такого жару, что зал аплодировал пару раз прямо во время игры, потому что это была просто чума.

Ближе к финалу зазвучал обещанный "Карл", которого я не слышал, наверное, года с 1993-го, и был изрядно удивлён кошмарностью текста. Впрочем, самому Наумову было лет, наверно, 20, когда он это всё сочинял. Весь концерт мне вспоминалась его фраза из старого интервью "я вставал от звука, а не от слова", и эта его любовь к Майку и только к Майку из всего русского рок-н-ролла, потому что ЗООПАРК - это настоящий рок-н-ролл. В общем, явно лучше было воспринимать песни как дуэт голоса и гитары, а не сплав стихов и музыки. Фонетически, конечно, это quite a challenge - пропеть всех Карлов с кралями, Кларами, кларнетами, кастратами и Стратокастерами, не запнувшись и не проглотив ни звука, но сам по себе текст просто комичен по нашим временам, простите, простите... Как, впрочем, и все остальные тексты. Поэтому, опять же, если Наумов - то это звук, звук, звук, а вовсе не слово, для слова у нас пока есть Щербаков, в конце концов.

А звук был на славу, и время летело быстро. Но после "Карла" уже вроде как наступала пора прощальных оваций, он спел ещё одну вещь, ещё раз постоял картинно под долгие аплодисменты, потом нагнулся к пультам, к камере, подумал и сказал: "Воля ваша, но я за то, чтобы полезное пространство концерта... полное, то есть, его время... равнялось ровно трём часам, а не двум часам пятидесяти минутам... Поэтому погодите-ка ещё немножко".
Сел и стал очень внимательно настраивать гитару в последний раз. Кстати, донастраивал он её на удивление часто - жаловался, что плавает, умудрялся подтягивать колки во время головоломных инструменталок, ну, ей-богу, электронные штучки у него вели себя более послушно.

Настраиваясь, стал рассказывать:
- Видите ли... раньше мои концерты в ЦДХ назначали на 7 часов вечера. Но потом персонал... гардеробщицы, билетёры, пожарные... стал возражать. "Знаем мы вашего Наумова, - говорили они, - никогда нормально не заканчивает. Играет по четыре часа, мы еле на метро успеваем... Сдвигайте, короче, чувачка на пораньше..."
(Пауза... струны...)
- Ну вот... сдвинули чувачка... как видите... на целый час... Ну так что? (Торжествующе провёл по настроенным струнам.) Что - зря сдвигали, что ли?!

Смех, аплодисменты, кто-то кричит: "Дорогу Назад". Наумов отрицательно качает головой, ещё не играет. И тут кто-то из зала - почти вопросительно: "Сарабанда"? И неожиданный кивок маэстро - и раскручивается "Сарабанда", и зал сжимается, и творится всё то, зачем ходят на концерты вместо того, чтобы слушать диски. В общем, кода, торжество, триумф. Так и должны заканчиваться выступления выдающегося блюзмена. Без тени иронии говорю, опять же, без тени иронии.

Диски, думаю, были распроданы все без остатка.

Фото: Алексей ЛЯХОВ

Автор: Юрий Кибиров
опубликовано 28 апреля 2008, 19:02
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (9) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиДвери в иную вечность (концерт Юрия Наумова в музее Достоевского, Петербург, 27.10.2012)Юлия Боровинская29.10.2012
АрхивЮрий Наумов, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр02.05.2006
АрхивЮрий Наумов, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр26.07.2006
Архив"Молодежная Стрелка" (Нижний Новгород) №14, ноябрь 1996 (сейшен в Планетарии, Ю. Наумов)Екатерина Борисова30.04.2014

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003