Проблема издания и распространения рок-литературы в России


Издательский бум в отношении рок-литературы пришёлся на конец 80-х - начало 90-х годов, когда тиражи изданий составляли от 50 до 200 тысяч экземпляров. После 1993 года возобладала тенденция неуклонного снижения тиражности рок-изданий (от 20 тысяч до 10 тысяч в 1994-1998 гг. и от 10 до 3 тысяч в 1999-2003 гг.). Для распространения изданий, чей тираж превышал 3 тысячи экземпляров, за исключением "Антологии БИТЛЗ", нужно было несколько лет. С 2004 года и по настоящее время тираж подавляющего большинства книг о рок-музыке, вне зависимости от их тематики, составляет 1-2 тысячи экземпляров, что, естественно, свидетельствует о полной утрате статуса рок-литературы как литературы коммерческой.

В чём же причины подобного развития ситуации? Исходя из своего опыта издания и распространения рок-литературы в 1992-2007 гг., считаю необходимым выделить следующие причины:

1. Резкое сокращение числа книжных магазинов и музыкальных отделов в них в целом по стране, особенно в провинции. Попытки мелких книготорговцев распространять рок-литературу в провинции с лотков, в небольших павильонах и рок-магазинах не в состоянии расширить объёмы распространения. Распространение по почте и Интернету также не может пока решить вопрос положительно, удовлетворяя интересы лишь коллекционеров.

2. География читательских писем свидетельствует о том, что потенциальный потребительский рынок рок-литературы по-прежнему достаточно велик. Но отсутствие соответствующей общероссийской структуры распространения приводит к тому, что предложение не может удовлетворить спрос. Распространение на территории РФ и СНГ осуществляют сегодня только мощные издательские группы, но даже они не могут похвастаться высокими тиражами рок-изданий и, соответственно, полученной прибылью; для них это некоммерческие издания, которые расширяют спектр и служат в основном для поддержания положительного имиджа. В каждом случае, конечно, есть свои причины. Но прослеживается одна закономерность: отечественные издатели, приобретая за символическую сумму права на издания книг западных авторов, далеко не всегда добиваются положительного результата.
Во-первых, как правило, это весьма посредственные работы по содержанию и оформлению, к тому же содержащие много ошибок, сделанных как самими авторами, так и переводчиками их книг. Например, 4 книги о каждом участнике THE BEATLES английского автора А. Клейсона содержат стандартный набор фактов и не отличаются оригинальностью концепции. К тому же, они были изданы без единой фотографии. Сей факт можно регистрировать в книге рекордов Гиннеса. Подобных примеров немало. В результате читатель, устав от того, что его стараются накормить литературным фаст-фудом и секонд-хэндом, стремится реализовать свой интерес, путешествуя по сайтам в Сети или покупая серьёзные исследования на языке оригинала.

3. Что касается отечественных авторов, пишущих по рок-тематике, то подавляющее большинство их вынуждено издавать книги за свой счёт. Отношение "солидных" издательств к отечественным авторам по-прежнему достаточно пренебрежительное. С одной стороны, это имеет под собой определённую почву, поскольку многие авторы пишут в традиционной журналистской манере и не стремятся к анализу, потому что не располагают соответствующими знаниями и умениями. Яркий пример - книги Буркина и Фадеева.
Однако есть вторая сторона проблемы: в издательствах отсутствуют специалисты по рок-музыке и контркультуре, следовательно, они просто ни в состоянии сделать правильный выбор в силу непрофессионализма, довольствуясь тем, что есть под рукой, поэтому вопрос: "А судьи кто?" звучит не риторически, а сюрреалистически. Практически все книги по рок-музыке выходят без указания официальных рецензентов, потому что отсутствуют как внутренние, так и внешние рецензии. В итоге скупой проигрывает дважды.

4. Музыкальные вкусы и потребности значительной части современной молодёжи находятся за пределами рок-музыки. Результат целенаправленной промывки мозгов телевидением (всевозможными "MTV", "МузТВ" и т.д.) и многими FM-радостанциями налицо. Музыкальный репертуар даже тех радиостанций, которые транслируют старую и новую рок-музыку, настолько однообразен и скуден, что способен "достать" любого, кто послушает соответствующие радиостанции в течение недели. Кстати, некоторые из них обленились настолько, что не брезгуют повторять музыкальные блоки не только в течение недели, но даже во время одного и того же дня.

5. Ценовая политика - также не последний фактор. Чем меньше тираж, тем выше себестоимость издания и его продажная цена. Сложившийся ценовой механизм в первую очередь бьёт по интересам издателя и потребителя, а в выигрыше оказываются обычно посредники.
Например, себестоимость книги с учётом выплаты денежного вознаграждения автору составила 70 руб. Издательство осуществило поставку книги в магазин по цене 100 руб., с учётом НДС цена составила 110 руб. Магазинная наценка на книгу составляет от 50 до 100% плюс НДС. В итоге потребитель может приобрести книгу по цене от 175 до 230 руб. за экземпляр, из которых издательство получит после реализации через пару месяцев по безналичному расчёту 30 рублей "дохода" за экземпляр, из которых за вычетом налогов, транспортных и складских расходов, в лучшем случае останется рублей 15 прибыли, т.е. примерно 20% от вложенных 70 рублей. Поскольку распространение книги займёт не меньше года, ясно, что подобная "прибыль" не компенсирует даже инфляцию, которая в реальности в 3-5 раз выше (в зависимости от региона РФ) официальных показателей.

6. В конце 80-х - начале 90-х книги по рок-музыке приобретались не только теми, кто серьёзно интересовался историей вопроса, но и более широкой аудиторией, которая что-то слышала, что-то читала и при случае покупала соответствующие издания.
ХХI век внёс в ситуацию серьёзные коррективы. У людей нет лишнего времени и лишних денег, поэтому произошёл закономерный отсев читателей-"попутчиков". Одновременно в 90-е годы произошла СD-революция, расширился ассортимент видеопродукции и DVD. Эти источники информации плюс возможности Интернета существенно вытеснили традиционную печатную продукцию. Одним словом, для большей части потребителей сегодня лучше и легче слушать и смотреть, чем читать, а иным даже трудно складывать буквы в слова, не говоря уже о потребности анализировать, сравнивать и делать самостоятельные аргументированные выводы.

Относительный журнальный бум в начале XXI века коснулся и рок-журналов, издаваемых и распространяемых в России, однако продолжалось это всего несколько лет. Тиражи рок-журналов постепенно снижаются, а сами журналы выживают за счёт размещения рекламы, финансовой поддержки спонсоров или любви к искусству издателя и главного редактора. Часть глянцевых журналов играют роль своего рода "агентов влияния" (многие издания представляют на российском рынке русскоязычные версии известных западных изданий) на постсоветском геополитическом пространстве, следовательно, цели в данном случае в первую очередь не финансовые, а иные - идеологические, политические, культурологические.

Профессиональный уровень русских редакций западных журналов, как правило, почти ничем не отличается от обычного уровня российских изданий. Их жизнедеятельность поразили вирусы тех же болезней - плагиат при публикации интервью и материалов пресс-конференций, обилие фактологических ошибок, а подчас и дремучий непрофессионализм сотрудников, случайно оказавшихся в составе редакций. В этой связи вспоминается случай, произошедший весной прошлого года, когда наша редакция "Антологии рок-музыки" предложила редакции русскоязычной версии американского журнала "Rolling Stone" эксклюзивное интервью со знаменитым американским бас-гитаристом Тони Левином. Сотрудница редакции долго и безрезультатно пыталась выяснить у своих коллег, кто же такой Тони Левин, и не найдя ответа, заявила: "Не-а, интервью с каким-то Левином нам не надо". Могут возразить, что нужно было пообщаться с руководителями - но зачем, ведь "кадры решают всё" во все времена: какие подчинённые, такие и руководители.

Неужели всё так печально и мрачно? Не совсем. Те, кто издаёт рок-литературу не только корысти ради, будут продолжать это делать, несмотря на все трудности, по принципу, чтобы каждое новое издание было качественнее предыдущего - профессия обязывает. Это вовсе не значит, что книги по рок-музыке заполонят книжные прилавки, скорее даже наоборот, проблемы взаимосвязи издателя и читателя останутся, но "кто ищет, тот находит". Что ж, пусть так и будет.

В. В. Бокарев,
гл. редактор "Антологии рок-музыки", доцент кафедры истории и социологии


Несколько иной взгляд на ситуацию читайте в статье Режим нераспространения

Автор: В.В.Бокарев
опубликовано 14 мая 2007, 21:24
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.012