Первый сольный (НЕБОЗЕМЛЯ в "Гнезде Глухаря", Москва, 23.01.2007)


Да нет, вы здесь совершенно ни при чем. Просто я уже четвертый день не курю, и поэтому такой злой!

Первый в истории сольный концерт группы НЕБОЗЕМЛЯ на малой сцене московского клуба "Гнездо Глухаря" задерживался минут на 15-20. Музыканты настраивали инструменты. Публика толпилась в узком проходе - коридоре клуба. Да-да, именно толпилась. Поначалу, подойдя к входу, я был сильно удивлен довольно внушительной очередью к лифту, который поднимает зрителей на 2-й этаж, где и располагается то самое гнездо. Разгадка, казалось бы, лежала на поверхности: на основной сцене выступал Александр Городницкий с программой "Атланты держат небо". Я откровенно порадовался тому, что "не стареют душой ветераны". Когда-то, лет 25 назад, и мне это все было интересно. Судя по названию программы, за эти 25 лет ни КСП, ни Городницкий существенных изменений не претерпели.

Вадим Астахов- У нас клуб демократичный, - увещевала арт-директор клуба музыкантов НЕБОЗЕМЛЯ, - вы запустите зрителей и настраивайтесь прямо при них.
- Нам нужно еще минут 15-20, - отвечал Вадим Астахов, - да это нормально, великие группы задерживают начало часа на два.

Я попытался представить себе эти великие группы. Не вышло: АКВАРИУМ - минут 40, ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА - 55 минут. THE BEATLES и THE ROLLING STONES я, увы, на сцене живьем не видел, но что-то сомневаюсь я, чтобы эти ребята позволяли себе сильно задерживать концерты, если вообще когда-либо такие задержки случались. Зато я с улыбкой вспомнил концерты Черного Лукича в "Форпосте". Лукич сидел на сцене и настраивался, а зрители спокойно (берегли эмоции для самого концерта) рассаживались в зале. И всем было счастье!

Когда же зрителей все-таки запустили, их оказалось достаточно много: человек 50. Все столики оказались заполнены. Конечно, на подобных концертах публика очень дружелюбная и в основном состоит из родственников, друзей и друзей друзей музыкантов. Тем не менее, учитывая, что основной ареал обитания группы НЕБОЗЕМЛЯ находится за пределами МКАД, а именно в городе Химки, такая дружная поддержка зрителей настраивала на вполне оптимистический лад.

- Надеюсь, вы когда-нибудь еще будете рассказывать, что вы присутствовали на первом в истории сольном концерте группы НЕБОЗЕМЛЯ, - этими словами Вадим Астахов предварил начало концерта.

Не скрою, такое начало вызвало у меня ироническую усмешку: сколько групп, хороших и плохих, начинали свою творческую деятельность с подобными же надеждами. И где они теперь? Иных уж нет, а те далече...

Да нет, ничего личного. Просто я уже четвертый день не курю, и поэтому такой злой!

НЕБОЗЕМЛЯ - ''Встреча С Ангелом''История группы началась 35 лет назад, когда в Туле родилась девочка Алина, которая выросла и стала писать стихи. Стихи она пишет и теперь, а ее нынешний муж Вадим кладет их на музыку, и так появляются песни группы НЕБОЗЕМЛЯ в ее классическом составе: вокал и ритм-гитара (Вадим Астахов), соло-гитара (Игорь Вартанян), бас-гитара (Денис Давыдов) и барабаны (Богдан Штепа). Если же отбросить сентиментальную составляющую, то надо отметить, что группа существует всего полгода, а Вадим вообще только два года назад научился играть на гитаре. И не сказать, что он такой молоденький парнишка. Судя по возрасту его дочери Влады, также присутствовавшей на концерте и отвечавшей за распространение самонарезанных дисков с концертными черновиками песен под названием "Встреча С Ангелом", ему хорошо за 35 лет. Поэтому могу только догадываться, какими соображениями он руководствовался при создании группы НЕБОЗЕМЛЯ, но, понятно, что это было взвешенное и хорошо продуманное решение, а не подростковый всплеск либидо. Хотя, оговорюсь, я не имею ничего против всплеска либидо как повода для создания группы, и, если группа не распадается сразу, как только первичные половые потребности оказываются удовлетворенными, то, возможно, это и есть самый правильный повод. История рок-музыки не раз это доказывала.

Учитывая такую недолгую историю группы, можно было бы настроиться на несколько снисходительную волну, но первые же песни, несмотря на скомканное исполнение, связанное и с проблемами со звуком, и с естественным в таких случаях волнением, решительно разметали подобные мысли. Группа довольно хорошо сыграна, и у нее, безусловно, есть потенциал. Однако и минусов предостаточно. Каждую песню Вадим предваряет небольшими пояснениями, которые звучат порой очень наивно. По сравнению с ними известное заклинание кота Леопольда "Ребята, давайте жить дружно!" выглядит поистине бунтарским откровением. Например, если любовь ушла, то ее надо отпустить (ха, кабы это так просто было); рисуйте хорошее, и все будет хорошо ("Герника" сакс, Пикассо маздай!); сны - это тоже реальность (буддистские коаны, низведенные до простоты спичечного коробка).

НЕБОЗЕМЛЯПосле этого и сами песни начинают звучать довольно банально, становятся еще ярче заметны прописные истины, то и дело встречающиеся в текстах. И все это поется с серьезными лицами, без тени улыбки. Полное отсутствие хоть намека на иронию и самоиронию создает впечатление какого-то ненужного пафоса и ощущение, что тебя агитируют за что-то. И уже не так важно, за что. Возникает эффект отторжения. Он еще и усиливается контрастом излишне прямолинейных текстов с изысканными фламенкообразными пассажами Игоря Вартаняна на соло-гитаре.

Да нет, я не против. Просто я уже четвертый день не курю, и поэтому такой злой!

И пусть вас не смущает место проведение концерта. "Гнездо Глухаря" более известно как островок бардовской песни в центре суетной Москвы. По работе с текстами группу НЕБОЗЕМЛЯ еще можно с натяжкой признать в какой-то мере бардовской, но музыкальная подача однозначно классифицирует музыкантов как рок-группу. Думаю, что группа вполне пришлась бы ко двору небезызвестному содружеству поющих рок-поэтов "Даждь". Да и тексты песен со смещенным центром тяжести в сторону прикладного православия говорят за это.

Во втором отделении, в котором, по словам Вадима, собраны песни посерьезнее, концерт инкогнито посетил дух Константина Никольского:

Песни грустные пел музыкант
О высоком, о серьезном,
А из глаз катились слезы...
("За Небесной Далью")


Забыли люди о звездах
В небе ночном не ищут тайн прошедших дней
Никто не хочет так просто следующим утром
Встретить полет первых лучей.
("Звездный Блюз")


Во втором случае текстовой симбиоз групп ВОСКРЕСЕНИЕ и МАШИНА ВРЕМЕНИ образца 80-х годов еще усиливается классическими блюзовыми стандартами, совсем не чуждыми этим группам.

Вадима Астахова сравнение с ВОСКРЕСЕНИЕМ не пугает. Оно и понятно. Только то, что хорошо было в 80-х, едва ли будет востребовано сейчас. Декадентство ВОСКРЕСЕНИЯ было чуть ли не революционным. Недаром в свое время строчки:

А жизнь скучна, и ты все ждешь,
Что ты когда-нибудь умрешь...


звучали так смело, что их заменяли на "что, потеряя, все найдешь"...

У Вадима же все гладко и правильно: тяжело тебе - иди в церковь. Так и хочется разнообразить эту идиллию: а весело тебе - иди на х... Кроме того, есть некоторые сомнения в том, что само ВОСКРЕСЕНИЕ стало бы не только популярной, но и просто заметной группой в наши дни.

Конечно, дружественная публика очень хорошо принимает группу. На бис были сыграны весьма симпатичная песня "За Все За Это" (которую "скомкали" в самом начале концерта) и, по просьбе зрителей, "Звездный Блюз". Вообще мне понравилась и запомнилась игра с окончаниями слов в некоторых песнях: "Улетая - тая" ("Серая Жизнь"); "Не зарекайся - кайся" ("Не Зарекайся"). Короче, группа молодая, ей есть, куда расти, а что рецензент - злая зануда попался, то, поверьте, ему приходилось слышать такие группы, на которых и злиться-то не хочется. Даже на четвертый день без сигареты.

Фото: Максилла КУЗНЕЦОВ

Автор: Максилла Кузнецов
опубликовано 13 февраля 2007, 00:09
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (14) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 6 / 0.013