Сбылась ли мечта Юрия Лозы


Не ожидал, что моя статья "Путешествие в соседний двор" из журнала "Рабочая смена" будет кому-нибудь интересна двадцать лет спустя. Но раз уж это так, и статья воспроизведена, то считаю необходимым дать некоторые уточнения и комментарии.

Юрий ЛозаС Юрием Лозой я познакомился, когда он из одного не самого популярного официального вокально-инструментального ансамбля (ИНТЕГРАЛ) перешёл в другой не самый популярный официальный вокально-инструментальный ансамбль (ЗОДЧИЕ) и мечтал о сольной карьере. Статья "Путешествие в соседний двор" была первой публикацией в центральной прессе о Юрии Лозе. Прежде его творчеству никто статей не посвящал. Иногда комсомольские газеты поругивали песню про "девочку в баре" из репертуара некого ансамбля ПРИМУС. При этом журналисты не называли имя автора песни. В тех обстоятельствах двадцатилетней давности я мог гордиться, что ещё годом ранее впервые в центральной прессе упомянул настоящее имя Юрия Лозы. Это была небольшая статья о группе ЗОДЧИЕ, появившаяся также в журнале "Рабочая смена" (№8/1986).

А уже через год, почти сразу после выхода журнала (№7/1987) со статьёй "Путешествие в соседний двор" Юрий Лоза решил покинуть группу ЗОДЧИЕ и начал гастролировать сольно. Правда, он и раньше иногда выступал один, но это всё были подпольные концерты в маленьких залах, где Юра пел под обычную гитару. Большинство его песен не могло выигрышно прозвучать в таком скромном акустическом исполнении. По этой причине он приблизительно половину своего выступления заполнял тем, что травил язвительные байки про известных артистов и композиторов тех лет: про "Антошку", про "Палтуса"...

После выхода статьи "Путешествие в соседний двор" Лоза начал выступать официально на больших концертных площадках - не один с гитарой, а с целой группой, с настоящим полноценным звуком.

Я никогда не преувеличивал роль своих статей, и не считал, что одна из них может послужить причиной ухода Юрия Лозы из ЗОДЧИХ. Но музыканты группы были другого мнения. Они решили, что моя статья повлияла на решение Юрия. Вероятно, в этом была доля истины. Ведь пресса в те годы действительно имела огромное влияние. Несмотря на то, что журнал "Рабочая смена" издавался в Минске, а не в Москве, и это формально делало его менее значимым, но всё же он имел статус общесоюзного издания, то есть - распространялся на всей территории СССР. Журнал можно было купить и в Москве, и в Киеве, и в Риге, и в Алма-Ате...

А вся эта история начиналась вот как. Однажды Юрий пригласил меня на своё сольное неофициальное выступление. Учитывая реалии нынешнего отечественного шоу-бизнеса, сразу должен уточнить: это приглашение не было прогибом раскручивающегося артиста перед влиятельным журналистом. Я сам напросился. Мне это было интересно. Я хотел знать как можно больше. Писать нужно только о том, что хорошо знаешь, не так ли? Я посещал репетиции и концерты ЗОДЧИХ. Три из них мне даже удалось снять в те далёкие годы на видео...

Поездка на подпольный концерт Юрия Лозы в начале 80-х напоминала детективный сюжет и достойна отдельного рассказа. Поэтому не буду сейчас отвлекаться от главной темы.

Когда я начинал писать о рок-музыке и рок-музыкантах, в нашей стране ещё не было специализированных журналов на эту тему. Поэтому сотрудничать приходилось с комсомольскими изданиями. К сожалению, редакторам этих изданий рок-музыка была не очень хорошо знакома. И когда они брались править текст, то неизбежно допускали ошибки. Не стала исключением и моя статья "Путешествие в соседний двор".

Журнал "Рабочая смена" издавался в Минске. Я жил и живу в Москве. К сожалению, в советские времена редакция могла внести изменения в текст без согласия автора. Особенно если автор внештатный. И особенно если автор живёт в другом городе. Добавим к этому очень громоздкую технологию докомпьютерного производства печатной продукции, когда каждая буковка так называемых гранок набиралась вручную. И вспомним, что тогда ещё не было ни электронной почты, ни факсов. Связь между редакцией и автором была сильно затруднена. Поэтому опубликованный вариант статьи мог заметно отличаться от авторского и содержать в себе всякие сюрпризы.

''Путешествие В Рок-н-Ролл''Итак, июль 1987 года. С того дня, как я отправил из Москвы в Минск заказным письмом несколько страниц машинописного текста, цветные слайды на широкой плёнке и одну чёрно-белую фотографию Юрия Лозы, прошло уже несколько месяцев. Из Минска мне ответили, что всё понравилось - и фотографии, и текст. И вот я с волнением открываю свежий номер журнала и вижу, что редакция оставила у моей статьи оригинальное название "Путешествие в соседний двор". Ура! Это большая удача для автора! Ведь этот заголовок перекликался с названием первого магнитоальбома Юрия Лозы "Путешествие В Рок-н-Ролл". Хорошо, что его не заменили.

Затем обнаруживаю, что опубликованы две моих фотографии. Это удача номер два, которая тоже сразу бросается в глаза. Правда, нигде не указано, что фотографии мои (спасибо Ст. Пионэру, который почти двадцать лет спустя восстановил историческую справедливость и указал моё авторство как фотографа). К сожалению, на этом сюрпризы не закончились. Вот ещё несколько неточностей, которые допустила редакция.

Не говорил Юрий Лоза то, что приписано ему на странице 51 в последнем абзаце. Конечно, гитаристу Юрию Лозе были интересны и Ричи Блэкмор, и Эдди Ван Хален. Это правда. Это он говорил. Но почему они ему были интересны? Да потому, что они - выдающиеся гитаристы. Но совсем не "по этой же причине", что THE DOORS, записи которых он слушал пятнадцать лет тому назад. Какого, извините за выражение, Ван Халена мог слушать Лоза в 1972 году? Даже старина Блэкмор в те годы ещё оставался одним из DEEP PURPLE, но не был персонально Блэкмором со свой сольной группой RAINBOW. Мелочи ли это? На мой взгляд, подобные "мелочи" превращают беседу двух любящих и знающих музыку людей в диалог профанов. Кого такое превращение может порадовать?

На предыдущей странице редакция выкинула мою фразу о БАМе. Очевидно, из политических соображений. Смелости чуть-чуть не хватило. Ну, да ладно. Кому это сегодня интересно? Молодые люди, наверное, и не догадываются, что означает это слово из трёх букв, так воспевавшееся на советской эстраде.

На мой взгляд, редакция напрасно удалила большой кусок текста, где мы с Юрием горячо спорили насчёт слова "рок" и его применения. Не возьмусь сейчас восстановить этот диалог полностью. Помню, что Юрий не хотел признавать себя рок-музыкантом. А также рассказывал, насколько он обиделся, когда его назвали рок-поэтом. В свойственной ему язвительной манере он предлагал считать Михаила Жванецкого рок-писателем, а журнал "Крокодил" - первым рок-журналом.

Юрий ЛозаНе могу не сказать о заключительной части статьи. Последний абзац так "отредактирован", что вообще лишился смысла. На самом деле Юрий Лоза откровенно поделился тогда своёй мечтой. Не песенной, но реальной. В песне "Я Умею Мечтать" Юрий поёт "о волшебных дарах, что когда-нибудь под ноги мне упадут". Так звучит его мечта в стихах. В прозе она прозвучала более конкретно и приземлённо, что, очевидно, и испугало редакцию. Сегодня слова Юрия Лозы никого бы не испугали. А сказал он тогда, двадцать лет назад, что хочет написать песню, которая бы его кормила. То есть, он хотел иметь возможность жить за счёт авторских отчислений и спокойно заниматься творчеством: сочинять новые песни, записывать их в студии, но не мотаться по всей стране с концертами ради заработка.

Должен пояснить, что в советские времена такое было возможно. Авторы наиболее популярных песен получали очень солидное вознаграждение. Редкий случай, когда система тоталитарного контроля срабатывала положительным образом. Она работала не на отвлечённое государство, а на конкретного человека. Происходило следующее. Каждый артист, где бы он ни выступал (в большом концертном зале или в маленьком кафе, в столичном Дворце Спорта или на танц-веранде небольшого городка) обязательно заполнял так называемую рапортичку, в которой указывались названия песен и авторы. Миллионы таких рапортичек слетались со всей страны в организацию под названием ВААП (Всесоюзное агентство по авторским правам). За однократное исполнение автору причитались, конечно, какие-то жалкие копейки, но если твоя песня, так сказать, шагала в народ, и её ежедневно исполняли во всех ресторанах Советского Союза, то вскоре ты мог сам стать завсегдатаем лучших ресторанов.

Сегодня у Юрия Лозы, безусловно, есть не одна такая всенародно известная и, следовательно, потенциально кормящая песня. Поэтому можно утверждать, что первую часть свой мечты Юрий осуществил уже несколько раз. Он сочинил. Насчёт второй части судить не берусь. Сбор авторских отчислений на прокорм поэта и композитора зависит от качества работы соответствующей структуры. В прошлую субботу я был на свадьбе. Гости попросили ресторанный ансамбль исполнить одну из песен Юрия Лозы. Песня была исполнена. Только вряд ли её автору будет перечислена хоть одна копейка.

Несмотря на это, я надеюсь, что Юрий Лоза не бедствует. Даже в советские времена он умел зарабатывать деньги.

Фото: Анатолий АЗАНОВ (1)

Автор: Алексей Заикин
опубликовано 01 ноября 2006, 19:21
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиЧто сказано, то сказано (жизнь и творчество Юрия Лозы, часть 1)Олег Гальченко08.12.2016
СтатьиЧто сказано, то сказано (жизнь и творчество Юрия Лозы, часть 2)Олег Гальченко08.12.2016
АрхивЮрий Лоза (разные издания)Старый Пионэр12.10.2005

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.003