Секретный электрический… (Найк Борзов в Сарове, 22.06.2006)


...А ведь этот концерт мог не состояться.
(В который раз мог не состояться этот концерт. Если бы мама бы была дома...)

Троица, возглавляемая темноволосым молодым человеком в больших солнцезащитных очках и с недельной давности щетиной, бодро вышагивала в сторону ближайшей арки. Колокольня, возвышавшаяся над городом, манила своей величавостью и надежностью. Пройти под ней можно через один из трех проходов, расположенных в основании, но для пешеходов предназначен лишь средний. Приезжие выбрали крайний. По законам жанра из проема должен был вылететь грузовик и... На этот раз злой рок взял паузу. Идущий впереди молодой человек обернулся на оклик и улыбнулся притягательной мрачноватой улыбкой. Его зовут Найк Борзов.

Последнее время о Найке упоминают редко и неохотно. С тех пор, как он покорил все музыкальные издания своим альбомом "Заноза", прошло уже четыре года. За это время были выпущены альбом ремиксов "Radi Lubvi" и сборник клипов "DVD 10", сыграна роль Курта Кобейна в спектакле Юрия Грымова "Нирвана", создан новый проект BOBRS MUTANTES (нынче практически прекративший существование) и, наконец, основан собственный лейбл "YBS-Music" (Сетевой адрес - www.ybs-music.com).

Старый Пионэр: В связи с чем появился собственный лейбл?
Найк Борзов: Закончился контракт. Я давно уже хотел собственный лейбл создать. Собственно, ничего не изменилось: что со "Снегирями", что без - по-моему, все то же самое. Отношения с ними у меня остались отличные.

СП: Новый альбом выйдет на "УайБиЭс"?
Найк: Не факт. Я еще не думал об издании. Сейчас все мысли только о процессе. Материал есть, осталось реализовать задуманное. Кстати, мы произносим "Уайбс" - в одно слово.

СП: Так это же аббревиатура?
Найк: В общем, нет. Хотя можно сюда подписать что угодно - какой-нибудь Sound или Studio, или System - но конкретной расшифровки нет. Это просто игра букв, которая обозначает английское слово "vibes" - вибрации.

СП: Какие ориентиры у "Уайбс"?
Найк: Во-первых, это должно быть интересно. Как минимум - мне. Это основной критерий. А во-вторых, не говорю об оригинальности или еще какой-то сверхзадаче, но вопрос о стильности и некоторой самобытности тоже стоит не на последнем месте. И никакого значения не имеет, имя это или нет, поп-продукт или что-то совершенно авангардное. Главное, чтобы это было сделано в контексте продукта так, чтобы было... хорошо.

СП: А какие именно артисты?
Найк: У нас есть я, группа THE ATOMS, Руслана, BOBRS MUTANTES, КОМИТЕТ, ХУЙ ЗАБЕЙ, Алексей Заев, ONE RHYTHMICAL RITUAL. Но на данный момент мы скорее не издающий, а представляющий артистов лейбл. То есть сейчас об издании разговора не идет в принципе, потому что вся продукция "Уайбс Мьюзик" появится в Интернете. Это будет основной путь распространения. Интернет легче контролировать, чем внешнее пространство - тех же пиратов. Ну, и web money снимают массу проблем. Мы - современный лейбл. Абсолютно. Используем новые технологии для людей с новым мышлением.

СП: Т.е. новый альбом будет и в Интернете выложен?
Найк: Я сейчас собираюсь все свои пластинки выложить в mp3. И полиграфию тоже выложим. Можно будет скачать, на принтере распечатать и сделать себе дисочек, если кому надо.

СП: Кто и за что убил БОБРОВ-МУТАНТОВ?
Найк (смеется): Мутация слишком далеко зашла. Группа не то чтоб умерла. Как минимум, от нее осталось музыкальное наследие. Но не только этим она была интересна. Это был больше театр. Так как эта группа была суперпроектом, собранным из людей, которые сами по себе уникальны, то у всех пошли какие-то свои дела, и формация на неопределенное время прекратила свое существование. Но от нее осталась, скажем так, религия и какая-то музыка, сопровождающая эту религию.

А пока Найк, счастливо избежавший городского автотранспорта, собирает вещи в гостинице, во Дворце Молодежи начинается концерт. На разогреве группа ДЖЕМ СЛИВА. Зал тепло встречает местных героев, и даже солдаты притоптывают сапогами. Да-да, правый фланг занят ограниченным воинским контингентом. Это организаторы концерта - группа компаний "2 Аякса" - в качестве благотворительной акции пригласили целую роту, сделав царский подарок нашим молодым защитникам. А ДЖЕМ СЛИВА с каждой песней набирают обороты, но звучат в этот раз тяжелее обычного, оставив свою фирменную легкость и непосредственность где-то на разогретом асфальте Сарова. Реггейная составляющая скромно шаркнула ножкой и уступила место напору панк-рэпкора. В результате получился какой-то недокейстоун (KEYSTONE - еще одни саровские звезды, исповедующие жестокий рэпкор) с наполовину неразборчивым текстом. Не снискав особых лавров, но и не уронив лица, "джемсливы" оставили сцену для хэдлайнера.

Найк БорзовТягучий электронный звук, поддержанный свистом и аплодисментами публики, означил начало основной части концерта. Гитарные аккорды, а затем: "Спотыкнулся и упал. Потерялся, сгинул и пропал..." Нельзя сказать, что звук был несовместим с проведением концерта, но проблемы ощущались весьма отчетливо. "Бардак В Голове" сопровождался и бардаком в зале, т.к. иначе назвать гулкое и утомительное звучание было сложно. Найк держался уверенно, зрители - стойко. "В Будущем Луны" была отдана на откуп битве звукорежиссеров, но в зале уже наметилось оживление среди стройных ножек, а внимательные слушатели смогли оценить разительные отличия концертного выступления от студийных записей. Жесткая и почти агрессивная подача, насыщенная гитарными и электронными звуками, ничем не походила на манерного и эстрадизированного "Супермена", вызывая в воспоминаниях "Занозу" - толстую, острую и шершавую рок-занозу.

СП: В "Занозе" было много гитар и электроники, но зато - в отличие от "Супермена" - совсем не было эстрадности звучания.
Найк: В общем и целом - верно.

СП: А Олег Нестеров это поддержал?
Найк: Да. И даже всячески способствовал конструктивному мышлению во время записи пластинки. На тот момент она была нестандартной, исходя из тех желаний и чаяний, из того, что от меня ждали.

СП: А что ждали?
Найк: Ждали "Трех Слов", "Лошадку" или что-нибудь еще в этом роде, а я не сторонник того, чтобы повторять подвиги и наступать на одни и те же грабли. Получилась такая вот неожиданная пластинка. Мне хотелось сделать альбом концептуальный, с одной идеей от начала до конца. Через какое-то время его приняли, и сейчас вот даже переиздали. Вроде, неплохая пластинка получилась, но я ее давно не слушал. Зато буквально вчера издан еще один альбом-компиляция - сборник лучших вещей культовой московской группы ИНФЕКЦИЯ под названием "The Best Infection's For Girls". Там песни из всех трех студийных альбомов ИНФЕКЦИИ с 1990 по 1996 год.

Найк БорзовСаров - не исключение, местные жители тоже ждали возможности прикоснуться к вечным радиохитам. И Найк, понимая это, начал потихоньку готовить зрителей к наивысшему моменту публичного оргазма, постепенно накаляя градус в зале. "День Как День" прозвучал на одном дыхании. Звук уже приобрел более или менее приемлемые кондиции, народ запрыгал, бросая вверх не чепчики, а рекламные воздушные шарики одного из операторов сотовой связи - а Найк Борзов в это время исполнял неистовые танцы на всем пространстве большой сцены. Секундная передышка - и на головы слушателей обрушились мощные гитарные риффы. "Ссора"! Здесь многие помнят фильм "Даун Хаус" и с удовольствием подпевают. На лице солиста откровенная радость, и он делится ею со всё больше нагревающимся в прямом и переносном смыслах слова залом.

СП: В театре ты уже играл. А когда в кино? Предложения есть?
Найк: Посмотрим. Предложения-то есть. Вот в "Дневном дозоре" приглашали сниматься. Но, честно говоря, появиться на экране в тусовке вампиров меня не особо привлекает. Мне не очень нравятся предложения, где главное, чтобы в кадре были знакомые лица. Хотя Борис Моисеев в фильме мне очень понравился. Он все хорошо сделал: с тем настроением, что надо, тыкал этим мечом. Я вообще сейчас изменил свое мнение о нем. Раньше я говорил, что петь ему нельзя. Теперь я говорю, что ему нужно это делать. За последние пару лет у него очень интересным образом сформировался голос. Я даже иногда получаю удовольствие, слушая Моисеева. Конечно, я говорю не о репертуаре, а о тембре голоса. Ну, и Моисеев - наш отечественный фрик. Я уверен, что чем дальше, тем больше он будет делать всяких глупостей, а значит, будет нарабатывать себе новые баллы на этом поприще. И, в конечном счете, он станет как Майкл Джексон, как Микки Маус, как Лёлек и Болек.

СП: А кто еще из наших фриков тебе нравится?
Найк: Вадик Монро нравится. Но он ведь не только фрик, он еще и актер, и вообще талантливый человек. Бартенев нравится.

СП: Ты принимаешь в искусстве цинизм?
Найк (с мягкой, почти извиняющейся интонацией): Я юмор люблю больше. Злой цинизм - это проще всего. Быть циничным просто и неинтересно. Мне кажется, что это очень скучно. Может быть, это хорошо, когда тебе лет 16, когда ты все знаешь и ни с кем не согласен.

Зал уже полностью в руках Найка, которые он то занимает видавшей виды гитарой, то освобождает для выражения эмоций. Еще один номер - и плавный переход в лирику с красивой аранжировкой, украшенной яркой игрой бас-гитариста. Это "Сновидения". Совсем свежая песня, которую в Сарове еще не знают. А ведь песня вошла в саундтрек фильма "КостяНика. Время лета", и готовый клип на эту композицию Найк презентует 15 июля в московском клубе "Б2". ("Над готовящимся альбомом будем приоткрывать завесу?" "Пока нет, но некоторые новые песни уже исполняются на концертах. Кстати, не факт, что "Сновидения" попадет в новый альбом".) Подпевать не получается, но зато можно танцевать, чем многие и занимаются. Кто-то танцует в одиночестве, чуть не засовывая голову в колонки, кто-то находит себе пару. Найк Борзов играет с публикой, зная, что ей нужно в каждый конкретный момент. Он действительно хороший и совсем не похож на спекулянта от нотного стана. Найк рассказывает публике о том, как в музее ядерного оружия забрался верхом на боеголовку, и тут же поет "Верхом На Звезде", приглашая снова потренировать голосовые связки. Полное взаимопонимание. И даже несколько неудачное "Это" с подсаженным вокалом, почти пафосной аранжировкой и затянутой кодой не разрывает связь с залом. Ко мне подходит знакомый и с чувством кричит в ухо: "Душевно! Надо теперь обязательно купить его альбомы!!" Концерт катится к кульминации, и Найк акцентирует на этом внимание, объявляя, что следующая песня - э-э-э... абсолютно народная. "Три Слова!" - раздается женский визг из толпы. О-йе-е.

Найк Борзов"Три Слова" известны всем. Даже депутатам Государственной Думы. Но в таком исполнении их, пожалуй, довелось услышать немногим. Ирония песни дошла до предела, за которым начинается откровенное издевательство. Писклявый голосок сообщал о том, что "меня зовут Вова". Ответный хор зала звучал осуждающе: "Просто Вова". Инфантильные ручки перебирали в воздухе невидимые скудные ценности ПТУ-шника - от банки "Колы" до презервативов ("Обязательно презервативы!"). А музыканты наяривали ритм-энд-блюз, внося свою глумливую нотку. Можно было задохнуться. Но не оттого, что в зале совсем нечем было дышать (хотя и от этого тоже), а от элементарной неожиданности: Найк сделал кавер-версию песни Найка. Время вносит свои значительные коррективы.

СП: Каково отношение к ремиксам, кавер-версиям? Что первично: оригинальный материал или автор версии?
Найк: Мне кажется, что второе - имена тех, кто это делает. Сейчас мы занимаемся трибьютом группе ЦЕНТР. Я там главный продюсер. И мне пришлось столкнуться с тем, что делается много версий, но большинство из них неинтересны. Получается практически то же самое, только с другим звуком. Поэтому основной критерий - индивидуальность, оригинальность. Уже внесли свою лепту НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ - еще до смерти Соколовского. Они сделали "Мальчика В Теннисных Туфлях", но по-своему. Это же НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ, это совсем не поп-песня. Все равно она войдет, несмотря на то, что она не подходит ни под какие форматы, ни в какие рамки не вписывается. Это даже своеобразная дань уважения тем временам, с моей точки зрения. Группа КОМИТЕТ сделала хороший вариант песни "Мой Район". БИ-2 сделали песню "Привет Тебе". ALTERA FORMA украсят сборник мрачной, но очень красивой версией песни "Жалобы". Интересное исполнение песни "Несмотря На Тишину" у группы ZUBOFF SEXSHOP. Конечно, присылают много обычных подделок под Васю (Василий Шумов - лидер группы ЦЕНТР - СП) образца 80-х годов, но оригинальностью это не страдает, и такие варианты мы сразу откладываем в... отдельную коробочку.

Поняв, что сдерживаться дальше у публики уже нет никакой мочи, музыканты взяли знакомые аккорды, а Найк Борзов торжественно объявил название: "Лошадка". Музыканты играли, зрители пели, а автор бессмертного творения поп-арта улыбался и протягивал микрофон в зал. Хоровое пение продолжалось почти на всем протяжении песни. Лишь изредка Найк подносил микрофон ко рту и пропевал пару строчек, а потом забирался на стойку с аппаратурой и сигал с нее вниз - тоже ведь развлечение. Как же эта песня должна была ему надоесть за прошедшие годы!

СП: Когда последний раз доводилось спеть "Лошадку" целиком от начала до конца?
Найк: В студии.
СП: А на концертах?
Найк: Да я, в общем-то, и сам не настаиваю...

"Впилась занозой в сердце мое стрела Купидона..." Наверное, больше ни одна из его песен не могла прозвучать после "Лошадки" не провально. Внимание только что извергшей все остатки эмоций публики было захвачено мягкой, но верной хваткой. Светлая горечь опустошения отражала происходящее в зале. Мощная и почти агрессивная подача припева толчками впрыскивала новые силы, и тут же Найк вновь высасывал их из зала потерянным выражением лица. Подумалось: "Разве это тот же самый человек, который три минуты назад резвился и сиял, как новенький мобильник?" Сырое, слегка грязное рок-звучание полностью соответствовало тому черно-белому клипу, в котором Найк гребет на лодке через холодные волны и леденящий ветер. Не дав опомниться, он добивает зал "Последней Песней", и вместе с "мальчиком" умирают на паркете зала совсем не сиреневые девочки. И даже солдаты цвета хаки. Красиво. Все, конец?

Найк БорзовНайк ушел. Но, как видно, обещал вернуться. Найк ушел, а его голос остался: "Здравствуй, Счастье Мое". Музыканты, как ни в чем не бывало, продолжают играть, будто голос из-за кулис - самое обычное дело на концертах. Но почему вдруг засуетился барабанщик и встал со своего места? Тоже решил играть за сценой? Нет, это появился Найк Борзов с сигаретой вместо микрофона и занял его место за барабанной установкой.

СП: С чем в руках тебе на сцене комфортнее всего: с микрофоном, гитарой, палочками?
Найк: Вообще без всего, но нравится играть на всем. Что касается концертов, то я, наверное, скоро вообще перестану играть на инструментах. Не потому, что мне это не хочется делать, а потому что у меня сейчас период такой: хочется просто двигаться, махать руками. Кстати, буквально неделю назад в Москве состоялся концерт в клубе "16 тонн", который был мною записан и отснят на несколько камер. Я думаю, что в ближайшем будущем он появится в Интернете абсолютно бесплатно.

Не обошлось и без подарка. "Говоришь-Говоришь" исполнена в минималистичном ключе времен торжества европейского панка. Tекст песни и сценическое поведение Найка указывают на то же, но ее легко представить и в танцевальной версии (что-нибудь вроде TTT - thrash-techno-trans). Щепотка психоделии придает песне и вовсе антикоммерческий вид. Понятное дело, что здесь публика начала потихоньку освобождать помещение. Стало ясно - народных хитов больше не предвидится. Так и не получившие команду "Разойтись!" бойцы внутренних войск организованно ретировались по команде своего старшего товарища. И только небольшая, но сплоченная группа оптимистов человек в шестьдесят пыталась отстоять свое право на "бис". По правде сказать, многие ждали что-нибудь из древнего репертуара ИНФЕКЦИИ или ХУЙ ЗАБЕЙ, ну, на худой конец - хотя бы на стихи Алексея Заева. Не случилось.

СП: Как в твоем репертуаре появилась песня Алексея Заева "Некорректная Конкретность"?
Найк: Это древняя история. Мы с Лехой давным-давно, еще в "детстве", хотели сделать проект СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДСЕСТРЫ. И мы его начали делать, и написали для него несколько совместных песен. Одна из них была "Некорректная Конкретность". Позже он записал ее в одном из своих альбомов, по-своему, со своей музыкой. А я ее записал у себя. У меня есть еще песни на его стихи. Он их мне просто дарит, а я пишу на них музыку. В альбоме "Головоломка" есть песня "Ночь Надвигается", текст для которой мы написали вместе.

СП: Тебе в ХУЙ ЗАБЕЙ до сих пор интересно работать?
Найк: М-м-м-м-м...

СП: Или в пожизненности уже возникают сомнения?
Найк: Я пожизненный член этой группы... У меня даже медаль есть. Бегемот в одно время, в "детстве", раздавал всем медали за участие в группе ХУЙ ЗАБЕЙ. Самодельные такие, hand-made. Я отношусь к участию в группе ХУЙ ЗАБЕЙ не в контексте "интересно - не интересно", мне просто весело и забавно. Я люблю этих людей, мне приятно делать с ними что-то общее. Это мои друзья, и у меня не возникает мыслей типа: "Что за говно вы делаете, чуваки". Ни разу таких мыслей не было. Я могу не согласиться с какими-то аспектами по звуку или по аранжменту, но это рабочие моменты. Я же не только на барабанах там играл, но и на гитарах, на бас-гитарах, на перкуссии, на всем, что под руку попадало, и пел много, и подпевал. И, кроме того, я считаю группу ХУЙ ЗАБЕЙ настоящим русским народным шансоном.

Закончить концерт Найк решил песней с "Занозы" - "Приснится Мне, Что Я Тебя...". Только вот исполнение кардинально отличалось от привычного. Не было в этом варианте ни танцевальности, ни транса, ни "Снегирей", вообще никого и ничего, кроме самого Найка и его музыкантов. Голос тонул в космических звуках синтезатора, а потом выныривал с новой силой, гитара бросалась вдогонку, а затем резко останавливалась парой неожиданных риффов, бас-гитара выходила на первый план, прикрывая собой барабаны. Музыкальный импрессионизм и полная свобода звукоизвлечения завершали секретный электрический концерт Найка Борзова.

СП: Впечатления от концерта?
Найк: Отличный концерт получился. Публика поющая, очень живая. Особенно солдаты. Солдаты мне понравились. А как они танцевали! Особенно медленные танцы с девушками. Звук? Более или менее нормальный. Есть намного хуже. Я не знаю, как в зале, но на сцене нормально было. Увожу с собой самые позитивные впечатления от концерта и города.

Найк хороший. Это правда. А что бы я сказал, если бы этот концерт в который раз не состоялся?

Фото: Алиса ТАГИНА

NB: Подписаться на рассылку новостей "YBS-Music" можно здесь

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 27 июня 2006, 21:22
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (6) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииНайк Борзов - "Молекула Vol. 1" & "Молекула Vol. 2"Олег Гальченко02.11.2016

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.005