Фестиваль "Усадьба Джаз" (Москва, 3-4.06.2006)


С утра по небу ходили черные тучи. Обзвон друзей подтвердил, что небо хмурится во всех районах Москвы и Московской области, гроза неизбежна, машины не будет, но все полны решимости попасть на фестиваль. Успешно добравшись до Архангельского и отстояв небольшую очередь перед входом, мы отправились гулять по парку. Запах леса и реки, высокие изгороди из сирени, спокойные радостные люди - все это навевало тихое и улыбчивое настроение. Вот на траве под деревом сидит будущая мама, она сложила руки на большом животе, закрыла глаза и прислушивается к звукам саксофона с концертной площадки. Кстати, таких барышень мы видели очень много. Интересно, нравится ли малышам подобная музыка?

Суть в том, что так мы попали на второй день третьего по счету фестиваля "Усадьба Джаз", проводимого в бывшем имении рода Юсуповых - усадьбе Архангельское, что в Подмосковье. Как и в прошлом году, действие фестиваля разворачивалось сразу на нескольких концертных площадках. На берегу Москвы-реки расположилась площадка "Лаунж-кафе", где играли различные ди-джеи с программами в джазовой стилистике. Возле Юсуповской колоннады была устроена площадка "Каприз", где выступали свинговые коллективы и танцоры, а во внутреннем дворике дворца располагались зрители VIP-площадки "Аристократ", на которой выступали именитые джазмены. А самой главной, разноплановой площадкой фестиваля стало большое зеленое поле перед дворцом под названием "Партер".

В первый день фестиваля в "Партере" выступали: MARKSCHEIDER KUNST, Леонсия Эрденко и GYPSYROAD, дуэт БЕЛЫЙ ОСТРОГ, Анна Королева, проект ZUMBA LAND и ESTHETIC EDUCATION. Ребята, которые видели оба дня фестиваля, сказали, что второй день получился более интересным, но это частное мнение...

Второй день фестиваля на площадке "Партер" открывала питерская команда SKA JAZZ REVIEW, которая чрезвычайно органично сочеталась с ярким солнцем, большим открытым пространством и ощущением безграничной свободы. Проект был создан при участии двух коллективов: ска-панк-группы SPIFIRE и духовой секции MARKSCHEIDER KUNST. Музыка SKA JAZZ REVIEW представляет собой интересный коктейль из ска, джаза (о чем несложно догадаться из названия группы), фанка, соула и еще пары оригинальных, едва уловимых ингредиентов. Действие "напитка" - мгновенное: небо становится голубее, трава - зеленее, а лицо озаряется детской счастливой улыбкой.

 ZVENTA-SVENTANAВторой на сцену вышла Тина Кузнецова со своими проектом ZVENTA-SVENTANA. Ведущие фестиваля (а ими были Соня Филатова и Валерий Марьянов) долго и безрезультатно разучивали название проекта. А наряженные в народные костюмы солистки (Тина Кузнецова и Алена Романова) рассказывали, как по деревням собирали народные напевы, а потом придавали им джазовую направленность. Зазвучал необычный сплав народной песни и джаза.

Несмотря на всю неординарность проекта, нам вскоре стало скучно, и мы отправились обозревать окрестности. К слову сказать, в плане организации фестиваль продвинулся на сто шагов вперед. Выступления начинались вовремя, по расписанию, а в перерывах, когда группы "коммутировались", паузы грамотно заполняло вокальное трио из Казани. Было много игровых площадок, еды, пива, но, тем не менее, пьяных подростков на траве, столь характерных для музыкальных фестивалей, практически не было. Все пространство газона перед сценой заполняли молодежные компании, сидящие на ковриках и жующие бутерброды, детские коляски с малышами, дамы с декоративными собачками (видимо, йоркширские терьеры очень любят джаз) и гуляющие "белые люди". В этом году Лаборатория Уличного Перфоманса не устаивала огненного шоу, но даже просто наряженные в свои фантастические белые костюмы персонажи придавали фестивалю ощущение праздности и праздника. А у края "концертной лужайки", на которой разместились зрители, стояла трогательная табличка с надписью "пожалуйста, не ходите по газонам".

Роман Суслов и Сергей Рыженко, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - легендарная группа, выступление которой стало уникальным событием фестиваля. Ведущие сообщили, что в настоящий момент музыка для группы - что-то вроде хобби, то есть музыканты собираются вместе и играют только тогда, когда им это интересно. Этим летом играть в Архангельском ВЕЖЛИВОМУ ОТКАЗУ было интересно, и они играли. Играли от души, красиво и сдержанно, но, по моему мнению, атмосфера фестиваля не совсем сочеталась с творчеством этой группы. Да, да, знаю, об уникальности и неформатности ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА всегда говорили очень много, но дело не в форматах. Просто в этот раз, на большом пространстве фестиваля музыка группы просто не смогла "дотянуться" до всех слушателей, хотя, безусловно, истинные ценители ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА получили колоссальное удовольствие.

Выступления мэтров были длинными. Гораздо меньше времени выделили трио из Казани (к сожалению, я так и не смогла понять, как правильно пишется название данной группы - кажется, ДЖИМБОКС), которое заполняло паузы в перерывах между выступлениями основных участников фестиваля. Трое ребят, которые голосами воссоздают звучание различных инструментов, устроили замечательные джазовые перепевки известных и не очень композиций. Исполнили джаз-версию "No Woman No Cry", шикарно перепели "Прасковью", потом один из хитов Эрика Клэптона, а последним номером программы, предупредив, что джаза сейчас не будет, очень зажигательно и точно воспроизвели "Satisfaction". Эта вещь была встречена добрым смехом и аплодисментами.

ЖИЛИ-БЫЛИЖИЛИ-БЫЛИ - проект Сергея Старостина с вокалистками Таисией и Ольгой Краснопевцевыми - выступал здорово, но путешествие по дорогам народной музыки оказалось для меня утомительным. Сначала ZVENTA-SVENTANA, потом ЖИЛИ-БЫЛИ с той же направленностью... в какой-то момент показалось, что джазовый фестиваль рискует превратиться в праздник русской народной песни. Но когда на сцену поднялась следующая команда, русские народные напевы с легкостью растаяли в тридцатиградусной духоте.

Музыканты ХОРОНЬКО ОРКЕСТРА долго настраивались, затем объявили, что их фронтмэна сегодня не будет вообще, и заиграли в свое удовольствие. Однако после долгого музыкального вступления, в белом пиджаке, под радостные крики публики на сцене появился Дмитрий Хоронько.

Дмитрий ХоронькоХОРОНЬКО ОРКЕСТР называют представителями нового стиля советской музыки, смешавшей в себе симфонический джаз, французский шансон 60-х годов, латиноамериканскую музыку, цыганско-кабацкие напевы, панк и рок одновременно. Но во время концертного выступления их творчество не поддается никакому анализу, не раскладывается по полочкам, а просто затягивает в джунгли созвучий, настроений, насмешек и сумасшедшего драйва. Музыканты играли гениально, очень артистично, синхронно исполняя незамысловатые танцы с инструментами, а уж про обаятельного фронтмэна вообще молчу. После SKA JAZZ REVIEW это было второе выступление, которое мне очень понравилось.

Прозвучали известные песни из первого альбома группы ("Страшные Песни") и композиции из нового альбома "Мне Хорошо". Когда выступали ХОРОНЬКО ОРКЕСТР, хорошо было всем - залихватски-хулиганское настроение волнами распространялось по концертной площадке. Во время исполнения одной из композиций прозвучала вариация на тему "Olei". Такое изящное вкрапление отрывка из композиции INSIGHT напомнило, что скоро они выйдут на сцену и закроют фестиваль.

Организаторы обещали некий эротический сюрприз от Дмитрия Хоронько, но то ли я отвлеклась, то ли удивляться разучилась, но никакого сюрприза так и не увидала. Прощаясь с ОРКЕСТРОМ, ведущая Соня Филатова что-то настойчиво вещала про белый пиджак фронтмэна группы, который якобы не удалось продемонстрировать во всей красе, но вот на клубных площадках все обязательно случится. Может, сюрприз скрывался именно там?

Нино Катамадзе & INSIGHT закрывали фестиваль. В подарок от коммьюнити на сцену к Нино вынесли бубен. По признанию Нино, точно такой же бубен у нее недавно пропал на гастролях. Певица от души поблагодарила публику, и началось волшебное выступление.

Нино КатамадзеМузыка Нино Катамадзе, зачастую относимая к жанру world music, сочетает в себе и аджарскую культуру, и лучшие направления европейской джазовой музыки. Композиции Нино отличает удивительно светлый настрой, даже печаль звучит необыкновенно ясно и глубоко. Это песни-чувства, разные, сложные, нежные. Нино исполняет свои песни на грузинском, и этот не всем понятный язык находит понимание у слушателей. Особенно это заметно на небольших клубных концертах, когда весь зал, поднимая повыше зажигалки, вместе с Нино исполняет ее композиции.

На фестивале прозвучали, в том числе, известные и любимые публикой "I Will Come As A Snow", "Сулико", а последней исполнялась "Olei", после которой начался уже традиционный салют, навеявший мысль о шумных приемах, которые повидала усадьба во времена рассвета княжеского рода. Сначала в воздух летели разноцветные ракеты, потом небо раскрасили огромные шапки пестрых огоньков, которые накрывали собой всю лужайку, а в конце фейерверка из-за сцены в разные стороны взмыли золотые колосья салюта, так заканчивался третий фестиваль "Усадьба Джаз".

фейерверкОбитатели большой зеленой лужайки дружно подхватили вещи и темной лавиной двинулись по дорожкам парка в сторону автобусов. На площадке "Аристократ" выступление Ивана Смирнова было еще в разгаре, а уставшие зрители "Партера" уже штурмовали одинокие автобусы, чудом пробравшиеся через двухстороннюю пробку Ильинского шоссе. Общественного транспорта не хватало катастрофически, машины почти не двигались, люди, набившиеся в автобус, были обречены на долгую нелегкую дорогу к дому. Глядя на эту многочасовую пробку, мы решили пойти пешком, по пути обогнали три переполненных автобуса с фестивальной публикой, прошагали несколько километров по пыльному шоссе и только в районе Кольца поймали машину.

МКАД со всех сторон расцветал вспышками молний, ветер швырялся тоннами пыли, а гром только начинал пробовать силы. В первом часу ночи, когда я переступила порог квартиры, началась гроза. Я привезла с фестиваля "White" - новый альбом Нино Катамадзе, на необычной складной обложке которого белым по белому было написано: "Я на край твой родной осыплюсь снегом и растаю на ладонях, не думая об этом". И можно было просто смотреть, как за окном разрываются молнии и истерит водная стихия... а у нас тепло, и из динамиков доносится бархатно-вкрадчивое "Olei"...

Автор: Ольга Химочкина
опубликовано 15 июня 2006, 14:12
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиMARKSCHEIDER KUNST: "Мы хорошо умеем ездить на велосипеде"Алексей Анциферов24.08.2010
АрхивMARKSCHEIDER KUNSTМаксилла Кузнецов27.10.2005

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 12 / 0.013