ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ за более четверти века своего существования превратился в поистине супергруппу, в которой играли и играют музыканты (не только рок-, но и джазовые), известные по работе в прославленных коллективах. Важно отметить, что ЗФ отличает высокая плодотворность. Причем материал создается стилистически и содержательно абсолютно разный. Вчера Николай Вдовиченко - лирик, сегодня - философ, завтра - публицист, послезавтра - сатирик... Но всегда предельно искренний. Его поэзия - феномен, который, хочется надеяться, еще дождется глубокого изучения и всестороннего анализа.
Релизы, речь о которых пойдет сегодня, существуют только в цифровых версиях и пока выложены для свободного прослушивания только на странице ЗФ ВКонтакте. В них представлена публицистическая и отчасти философская сторона творчества Николая Вдовиченко. Песни настроенчески и тематически ближе к АДАПТАЦИИ, нежели к ЗФ, местами проявляется влияние эстетики Егора Летова.
Представляемый материал записывался дуэтом: Николай Вдовиченко - вокалист и автор почти всего материала. Алексей Слайвер сыграл в мини-альбоме "Паника" на гитарах, басу и ударных, а в обоих синглах - еще и на органе. Музыкальную стилистику можно обозначить как пост-панк, в мини-альбоме - с уклоном в хардкор.
Баллада "Убить Джона Леннона" вдохновлена найденной в интернете публикацией, из которой Вдовиченко почерпнул некоторые детали и факты. Автор философски осмысливает поступок Марка Дэвида Чепмена, для которого убийство экс-битла становится синонимом изменения окружающего мира. Николай не оправдывает и не осуждает своего героя, но пытается его понять. На обложку помещено фото Джона Леннона, рядом просматривается газетный заголовок, сообщающий о трагическом событии.
Сингл "Деньги, Власть и Любовь" предваряет мини-альбом "Паника". Сама песня наполнена пафосом обличения. Окружающий нас мир полон опасностей, лжи, лицемерия и фальши, он напоминает компьютерную игру. Большие деньги - самый короткий путь к власти, а власть позволяет обрести почитание и любовь. Правда, в третьем куплете Николай Вдовиченко оговаривается, что в реальности так не бывает... В поэтическом субтексте цитируются "Гимн щедрости" из "Ригведы", песни Александры Пахмутовой на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова "Смелость Города Берет" и Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева "Остров Невезения" из кинокомедии "Бриллиантовая рука". Обложка дает слушателю возможность для самостоятельной и многозначной трактовки смыслов.
Еще более злым и страшным окружающий мир показан в мини-альбоме "Паника". Его можно, не впадая в преувеличения, назвать апофеозом безысходности. Не случайно мини-альбом оформлен по мотивам картины Эдварда Мунка "Крик". А вообще "Панику" я склонен рассматривать как цикл со сквозным сюжетом.
Заглавный номер целиком и полностью отражает свое название. У героев панические атаки вызывают и пища, которая может быть отравленной, и звери, сбежавшие из обезьянника, и фильмы по Чаку Поланику, и кинодрама Джеймса Кэмерона "Титаник". Камень из одноименной песни - развернутая метафора случая, судьбы и тонкой грани между "сейчас" и "потом". Одних он казнит, других щадит... "Танго Самоубийц" ни на йоту не соответствует своему жанровому определению: в музыке нет и намека на аргентинский танец. Вдовиченко тонким штрихом воссоздает картину мира, оказавшегося у края пропасти. Поэтический субтекст содержит отсылки к роману Эрнеста Хемингуэя "По ком звонит колокол" и песне Романа Неумоева "А у Мира Час до Полночи".
"Большой Хуяк" - плод соавторства Николая Вдовиченко и Алексея Слайвера. Эдакий безумно-страшно-веселый, бесшабашный анархистский панк-боевичок. Как говорится, без влияния Игоря Федоровича не обошлось. Вспомним его песню "Все Летит в Пизду" ("Винтовка - Это Праздник"). Авторы воссоздают картину всеобщего разрушения. Снова-таки можно притянуть за уши политическую обстановку на постсоветском пространстве... Цитата "Журчат ручьи..." из песни Исаака Дунаевского на стихи Михаила Вольпина "Весна Идет" из музыкальной комедии "Весна" помещается в негативный контекст.
Увы и ах, содержание рассмотренных релизов не внушает оптимизма. Конечно, мне эстетически ближе и больше по душе Николай Вдовиченко лирик. Хотя понимаю, что его ипостаси как лирика, философа, публициста и сатирика неотделимы друг от друга. А посему синглы "Убить Джона Леннона и "Деньги, Власть и Любовь" и EP "Паника" настоятельно рекомендую всем.