(c) КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА, 1991
(p) Выргород, 2025 (LP)
9 tks./t.t. 42:19
(c) КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА, 1991
(p) Iconic Promo, Пятистенок (MC)
13 tks./t.t. 48:16
(c) КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА, 1992
(p) Iconic Promo, Пятистенок (MC)
16 tks./t.t. 65:55
Представляемые релизы относятся к зрелому и, я бы сказал, лучшему периоду в творчестве КОМИТЕТА ОХРАНЫ ТЕПЛА. На виниле впервые издана запись выступления группы на фестивале "Индюки" 28 апреля 1991 года в Москве в ДК имени В. И. Русакова. Мастеринг выполнен Евгением Гапеевым. Альбомы "1991" (в магнитиздате также известен как "Комитет Охраны Тепла") и "1992" (в 1997 году в перемастеренном виде издан под названием "Раны Тепла") представляют собой запись в ТТЦ "Останкино" для телепрограммы Натальи Грешищевой "Чертово колесо"... которая так и не вышла в эфир. К обоим кассетным изданиям прилагаются бонусы: к "1991" - фрагмент выступления 7 февраля 1992 года в московском клубе "Форпост", к "1992" - запись, сделанная в московском филиале студии Андрея Тропилло "МизАнтроп".
С 1989 года концертный состав КОТа отличался текучестью и открытостью: во время выступлений на сцене могли играть несколько ритм-гитаристов, бас-гитаристов, барабанщиков, саксофонист, флейтист, скрипач, виолончелист... Костяк группы состоял из музыкантов, успевших поработать в разных стилях: ритм-гитарист, вокалист и автор всего материала Сергей "Олди" Белоусов (Одинец) играл панк в группе 003 (ГИТАРЫ СТЕРЕО) и созданной им команде СВОБОДНЫЙ ЧЛЕН. Соло-гитарист Андрей Моторный известен по арт-роковой группе УКРАДЕННОЕ СОЛНЦЕ. За плечами у саксофониста-басиста Андрея Брыткова и барабанщика-перкуссиониста Александра Верешко - хардовая группа ХОРОШИЕ ВРЕМЕНА. Бэк-вокалистка-перкуссионистка Ирина Метельская (Сильченко) одновременно сотрудничала с группой JAH DIVISION. В составе КОТа выступали басист Андрей "Дис" Редькин и бэк-вокалист-перкуссионист Алексей Роменский. На "Индюках" к группе присоединился ди-джей Игорь Лагер, который подыграл на перкуссии, а во время записи в Останкино по причине отсутствия Редькина Андрей Брытков также взял в руки бас, а из акустической гитары извлекал звуки лидер JAH DIVISION Герберт Моралес.
Материал трех изданий во многом совпадает. В основу выступления и альбомов положена концертная программа "Король Понта" ("Зомби"), впервые представленная в 1989 году. Песни Олди наполнены болью, печалью и меланхолией. Общо концепцию программы я бы охарактеризовал как обретение покоя и гармонии через безнадежность и безысходность.
Альбомы "1991" и "1992" открываются intro "Ки Ноу, Ноу На Ка" ("Seven Up"), стилизованным под африканский танец и исполненным на вымышленном языке. Африка из одноименной песни - символ волшебной планеты, на которой живут растаманы со своими богом, законами и обычаями. В песне "Kaya" Олди пытается представить Кёнигсберг как теплую Джамайку/Ямайку. Вербальный субтекст отсылает к литературным произведениям Бориса Житкова "Что я видел" и Олега Кургузова "Большая книга Почемучки", а также к песне Аркадия Островского на стихи Льва Ошанина "Пусть Всегда Будет Солнце!" "Так Скажи Нам, Jah!" - обращение лирического героя к растафарианскому божеству; здесь автор также высказывает свое отношение к системе, которая есть Вавилон. "Герландия" - песня о некой странной, лживой и лицемерной стране. "Не Время Любить" - смысловая антицитата из песни Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева "Этот Мир" из к/ф "Женщина, которая поет". Лирический герой живет в Вавилоне, где все от и до неправильно ("пятью пять будет пять... дважды два будет два, трижды три будет три..."), где каждый шаг обречен на неудачу ("А те, что впереди и вроде за тебя, но так уж закрутились, что выебли себя..."). Фраза, давшая песне название, превращается в рефрен. И лишь в самом конце теплится надежда на лучшее ("Пока будет темно, мы раскурим весь свет. Если солнце взойдет, с ваших крыш съедет снег. Здесь время любить"). Ощущение безысходности и безнадежности усиливается в композиции "Опять Попали". "48×50" ("Девочка Давай") - фрагмент автобиографии Олди: в первой половине 80-х годов Сергей Белоусов играл на барабанах в группе 003, вокруг которой сформировалась тусовка "на быках", т. е. у немецкой статуи "Борющиеся зубры", расположенной перед зданием Калининградского государственного технического университета. Свои воспоминания о тех временах автор отразил в песне. "Новый Солдат" и "Не Верь Мне" составляют условную дилогию. Герой первой песни в одиночку объявляет войну Вавилону. Вторая - по композиционному строению скорее баллада - монолог, в котором есть и молитва, и любовь, и исступление, и надрыв... "Я Подарю Тебе Дым" ("Тюремный Рок") - развернутая метафора: лирический герой, обращаясь к некоему собеседнику, противопоставляет себя системе, то бишь, Вавилону. По мнению автора, общество - это и есть тюрьма. Название "Jedem das Seine" ("Каждому Свое") Олди приписал Джа... Честно говоря, я сомневаюсь, что растафарианский бог мог говорить что-то подобное, тем более по-немецки. В композиции "Марииванна" Олди перечисляет главные источники вдохновения...
"До Свидания, Лето" и "Скоро Лето", сыгранные на концерте в "Форпосте", образуют дилогию. В жизни растафарианцев многое меняется. Но тоска по лету остается. "Завтра не Будет" - самая пессимистическая композиция концертной программы "Король Понта" ("Зомби"). Мне больше по душе исполнение на "МизАнтроповской" записи, чем на "форпостовском" выступлении.
В "МизАнтроповскую" запись вошли еще две песни: в "Колыбельной" Олди восторгается окружающим миром. Автор цитирует "Песню о Пограничнике" Сергея Бугославского на стихи Ольги Высотской, "Как Прекрасен Этот Мир!" Давида Тухманова на стихи Владимира Харитонова, "Рисуют Мальчики Войну" Андрея Богословского. "Матросы" - еще одна автобиографическая песня: однажды Олди шел по городу и подвергся нападению пьяных матросов. Его избили и отняли пачку папирос...
На "Индюках" КОТ проанонсировал грядущие альбомы, сыграв песни "Kaya", "Африка", "Скоро Лето", "Герландия", "Каждому Свое", "Новый Солдат", "Так Скажи Нам, Jah!", "Не Время Любить" и "Девочка Давай". После выступления Сергей Гурьев обратился к зрителям с предупреждением: "Идите толпой назад, а то любера́́". Примета времени!
Издания, построенные на концертной программе "Король Понта" ("Зомби"), сегодня, как и 30 с лишним лет назад, звучат свежо и актуально. Настоятельно рекомендую!