 |
|
|
|
|
ЖИВОТ - "Оттеперь" & "уРОКи" (c) & (p) ЖИВОТ, 2024
21 tks./t.t. 58:22
(c) & (p) ЖИВОТ, 2024
9 tks./t.t. 30:35
Вячеслав "БарисычЪ" Чистяков, уроженец города Конаково Тверской области, пишет песни приблизительно с 1990 года. На протяжении последнего десятилетия прошлого века играл в ряде местных групп, наиболее известная из которых - ЛАДОНЬ. Во второй половине 90-х создал группу ЖИВОТ. С 1993 года приезжал в Питер, где давал квартирники и выступал на небольших локальных фестивалях. Ранние записи Чистякова и ЖИВОТА распространялись самопальным лейблом "JSR/Осколки звукопись". В настоящее время проживает в городе на Неве.
Вячеслав Чистяков как автор весьма и весьма интересен и непредсказуем. Как музыкант он испытал на себе влияние Владимира Высоцкого, Александра Башлачёва, Егора Летова, а также советской эстрады... Его поэзия то иронична, то пародийна, то алогична, то философична, то бессодержательна (что я не склонен относить к минусам), всегда интертекстуальна, т. е. обращена к предшествующей культуре. Для характеристики поэтической составляющей творчества Чистякова мне хочется привести фрагмент из рецензии на его концертник "Бронекартон", опубликованной в питерском журнале "Осколки" №11'1999: " Славка абсолютно самовольно обращается со словами, но это своеволие первотворца. Он создает свой язык, не согласуясь ни с какими правилами и канонами формальной лингвистики. И это не вызывает внутреннего протеста - эти события, описанные этим языком, до боли (до крика - то ли восторга, то ли отчаянья - ведь где-то там полюса неизбежно сходятся) достоверны". А еще в поэзии Вячеслава Чистякова высокий слог часто соседствует с просторечными, даже матерными выражениями.
"Оттеперь" и "уРОКи" - альбомы музыкально очень разные, но тематически они объединены. Первый записывался в домашних условиях и сводился Евгением Кирцидели в "Chasovshik Studio". В нем звучат голос, гитара и казу, все спето-сыграно Вячеславом Чистяковым. Работа над вторым шла в трех студиях Питера и Москвы. В его записи, кроме Вячеслава (песни, голос, аранжировки) участвовали: Дмитрий "Vlas of Beats" Власов - клавишные, ударные, бэк-вокал, аранжировки, саундпродюсирование; Константин Корунес - гитара, соло-гитара; Павел Якимов - бас; Сергей Кузьмин - бас; Виктор Куликов - ударные; Иван Романов-Клинский - баян; микс-инженер - Евгений Белов. Оба альбома оформлены Живодеями (без указаний конкретных имен).
Под огненной обложкой собрано много всякого-разного интересного. В "Оттепери" музыка балансирует на грани блюз-рока и фолка. Открывает альбом блюз "ЖаРок". Происхождение названия становится понятным с первого прослушивания. Позитивом искрятся каждое произнесенное слово, каждая пропетая нота. Песням "Ой, Мороз, Мороз" Нины Тарасовой/Марьи Алексеевой, "Белые Розы" Сергея Кузнецова из репертуара Юры Шатунова/ЛАСКОВОГО МАЯ, русскому шансону, да и всему остальному противопоставляется рок, который, как и в далекие 80-е годы, остается самым честным, искренним и свободным. Я могу только подписаться под каждым словом Вячеслава Чистякова. "Трамвай" написан на стихи Кузьмы - сына Вячеслава. Образ (метаобраз?) трамвая обращен к различным первоисточникам: так, в стихотворениях Николая Гумилева "Заблудившийся трамвай" и Осипа Мандельштама "Алый трамвай" он воплощает рок, судьбу. А в рассказе Даниила Хармса "Миронов сел на трамвай и поехал" символизирует смерть. И, конечно же, нельзя не вспомнить летовский "Трамвай". В припеве песни-блюза Чистякова/Кузьмы трамвай проезжает где-то далеко, как бы напоминая о себе. Название "ВПР" ("В Поисках Радости") целиком и полностью себя оправдывает. Хочется пожелать лирическому герою поскорее найти искомое. Вячеслав Чистяков в первых строках приводит цитаты из двух вещей Егора Летова "Про Дурачка" и "Превосходная Песня". "Человек" побуждает каждого из нас задуматься о своём месте в жизни. Если же разглядывать поэтический субтекст под микроскопом, можно обнаружить отсылку к песне Аркадия Островского на стихи Льва Ошанина "Время" из репертуара Муслима Магомаева. Блюз "Тру" строится на игре созвучных слов - русского глагола первого лица "тру" и английского прилагательного "true". Ну очень смешно! "Отрыв" - еще один образец точности названия. Так и хочется погрузиться в это самое состояние! "Палисад" строится на отсылках к известным песням - "Вологде" Бориса Мокроусова на стихи Михаила Матусовского, "Смелость Города Берет" Александры Пахмутовой на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова, "Крутится-Вертится Шар Голубой" неизвестного автора, а также к воронежским частушкам "Елочки-Сосеночки". Название "Страсть" не совсем верно. На мой взгляд, правильнее - "Страсти". Автор прибегает к приему аллитерации ("му", "му́ка как мука́" - "кому как", "почего-отчемукать", "скука"/"сука" - "тоска" и т. п.). Автор явно отсылает к песням Александра Башлачёва "Верка, Надька, Любка" и "Сядем Рядом". В песне "Взоле" - те же аллитерации, с помощью которых обыгрываются известные пословицы ("Спешка нужна лишь при ебле блогеров"). Но смысл песни заключен в фразе, под которой снова подписываюсь: "Я презираю любой мавзолей". "Центр" - набор фраз, допускающих множество различных толкований. Но читается/слушается очень красиво. Поэтический субтекст содержит отсылку к стихотворению Агнии Барто "Мишка косолапый" и песне Егора Летова "Семь Шагов за Горизонт". Название "СПЭф" расшифровывается как "Самый прямой эфир". Развернутая метафора "здесь и сейчас" - мира, где хочется жить. В финале приводится автоцитата из ранее написанной песни "Картоха", включенной в следующий альбом "уРОКи". "Укого" и "ПодуЖка" - апофеоз веселья и безбашенности. "Мир" - пример игры смыслами, где одна фраза может восприниматься как в возвышенном, так и в сниженном контексте. Герой ласково называет свою возлюбленную царевной-лягушкой. Содержание песни "ШОпотом" определяется двумя строчками припева:
Идите нахуй кто хотите,
Кто не хотите, не идите.
Композиция "Качели" состоит из случайно построенных фраз, препарированных поговорок и штампов, укоренившихся в массовом сознании. В двух последних куплетах, где пение сменяется речитативом, обыгрываются крайние эпизоды композиции Егора Летова "Прыг-Скок" ("Летели качели да без пассажиров, без постороннего усилия, сами по себе"). "ПепоСил" - почти точная ритмическая цитата песни Александры Пахмутовой на стихи Михаила Матусовского "Старый Клен" из к/ф "Девчата". Раскрывать смысл не стоит, но - весьма забавно. Автор также цитирует два произведения, созданных в жанре сказки - "Алиса в Зазеркалье" Льюиса Кэрролла и "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях" Александра Пушкина. "Зима" и "Апрель-Ская" - точное воспроизведение субъективного восприятия автором природных явлений. В последней цитируется песня Владимира Шаинского на стихи Михаила Танича "Когда Мои Друзья со Мной" из к/ф "Денискины рассказы". "СГНВ" - аббревиатура, не имеющая расшифровки. И вновь песня состоит из случайных фраз. Автор отталкивается от двух претекстов - романа Анатолия Иванова "Вечный зов" и песни Анатолия Новикова на стихи Якова Шведова "Смуглянка" из к/ф "В бой идут одни старики". "Решай" - поэтизация тезиса Жан-Поля Сартра о диалектике свободы и ответственности. Каждый из нас в ответе за собственные решения.
"уРОКи" - электрический альбом. В оформлении воспроизводится один из моментов урока рисования, который длится чуть более получаса. Музыкальная стилистика весьма и весьма разнообразна: блюз-рок и рок-н-ролл, инди и фолк, реггей и ска... Последний напоминает скорее русскую плясовую.
Материал на треть состоит из песен, написанных в 90-е - 2000-е годы, но представленных в новых аранжировках. "Радоваться" - любовная лирика. Претекстом послужила песня Павла Аедоницкого на стихи Игоря Кохановского "Радоваться Жизни" из репертуара Анне Вески. Влияние Александра Башлачёва проявилось в подмене созвучных слов. Так, у СашБаша в песне "Когда Мы Вместе": "Я волю не давал ручьям" вместо "рукам", "Да я не смог ударить в грязь ножом" вместо "лицом", "Небеса в решете" вместо "чудеса". У Чистякова: "Из глаз твоих брызнули грозы" (вместо "слезы"). "Исход" стилизован под былину. Автор воспроизводит картину войны, возможно, вымышленной. "Гагарин" - обращение лирического героя к первому советскому космонавту как к старшему брату. Вячеслав Чистяков отталкивается от песни Александры Пахмутовой/Сергея Гребенникова - Николая Добронравова "Знаете, Каким Он Парнем Был" из репертуара Юрия Гуляева.
Всё же в альбоме преобладают новые или относительно новые песни. "Картоха" - нагромождение зарифмованных фраз и стеб. Вячеслав Чистяков приводит цитату из песни Владимира Шаинского на стихи Юрия Энтина "Антошка" из м/ф "Веселая карусель". "Рок" - песня не о музыкальном жанре, а о судьбе. Автор отталкивается от припева песни Аркадия Островского/Льва Ошанина "Пусть Всегда Будет Солнце!". "По-Па" заставляет вспомнить те времена, когда рок и попса противопоставлялись друг другу. Претекстами поэтической составляющей послужили песни Егора Летова "Попс" и Александры Пахмутовой/Николая Добронравова "Герои Спорта". Последняя в разное время входила в репертуар Муслима Магомаева, Болььшого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения и ВИА НАДЕЖДА. Кому рок, кому - попсня. В "Благе" содержится призыв: пользуясь благами, созданными другими людьми, сам твори добро. Иначе говоря - не только потребляй, но и отдавай. В песне "Открыто" большое количество строк подводит слушателя к тезису о триединстве экзистенциальных понятий - жизни, любви и смерти. Автор использует внутренние рифмы - поэтический прием, предполагающий рифмовку не только строк, но и слов внутри них. "Дар" - метафора взаимной любви во всех значениях и отношениях.
Прежде чем приступить к этой рецензии, я переслушал дискографию Вячеслава Чистякова и ЖИВОТА от корки до корки. Если быть предельно субъективным, мне больше по душе их записи конца 90-х - начала 00-х. Что касается двух последних альбомов - первый напрочь кустарный, второй выполнен на высоком профессиональном уровне. Лично мне одинаково нравятся оба. И вообще, как мне кажется, Вячеслав Чистяков не может быть плохим. Буду предельно лаконичен: "Оттеперь" и "уРОКи" настоятельно рекомендую всем.
Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 10 марта 2025, 20:00
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв
Другие рецензии
|
|
|
|
|
|  |
|